Организация работы старшего воспитателя по совершенствованию профессионализма педагогов посредством активных форм и методов методической работы
Из опыта работы старшего воспитателя
МОУ Пановской средней общеобразовательной
школы имени Героя Советского союза П.Л. Черябкина
Старых Юлии Владимировны
Профессиональная компетентность - это сокровищница для воспитателей дошкольных учреждений.
В ФГОС прописаны целевые ориентиры дошкольного образования, то каким должен быть идеал выпускника дошкольного учреждения.
Идеал выпускника дошкольника может создать только идеальный педагог, способный раскрыть творческий и личностный потенциал, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение.
Поэтому, педагог 21 века - это:
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному, интеллигентному и физическому совершенству.
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных целей и задач.
3. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующийся, заниматься самообразованием, обладающий многогранностью интересов.
4. Способный организовать рефлексивную деятельность.
Ведущая роль при организации эффективного воспитательно - образовательного процесса в детском саду отводится методической работе. Воспитатели должны быть профессионалами своего дела, уметь подбирать ключики к каждому ребенку.
А для этого каждый из нас должен быть, как:
Миссионер – должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.
Единомышленник. Должен уметь сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Творец – постоянно находится в творческом поиске.
Организатор – создатель рациональной структуры ДОУ, направленной на обеспечение качества образовательного процесса.
Дипломат. Нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.
Изобретатель – новатор, источник идей, информации.
Стратег. Должен владеть искусством планирования, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Тактик – разработчик приемов, способов достижения поставленных целей.
Не умоляя достоинств наших педагогов, я сегодня говорю о том, что постоянно должна нацеливать воспитателей на организацию работы с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцом педагогического процесса.
Изучение деятельности и личности воспитателя – это для меня необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего развития не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.
Отбор мною форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых.
На первом этапе я провожу мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем происходит дифференцирование педагогов по степени мастерства и нахожу для каждого соответствующие формы методической работы.
Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, выделяю три уровня педагогического мастерства:
- интуитивный,
- поисковый,
- мастерский.
В соответствии с уровнем педагогического мастерства к каждому воспитателю нахожу подход и индивидуальные варианты методической работы.
Так, в методической работе с воспитателями интуитивного уровня ориентируюсь на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями, через обучающие семинары, консультации, открытые занятия, изучение опыта педагогов ДОУ. В первую очередь, для таких воспитателей проводятся мастер - классы и выставки дидактических игр и пособий, изготовленных более опытными педагогами. В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.
Цели методической работы с воспитателями поискового уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаю педагогов к участию в работе творческих групп, к процессу решения поисковых задач. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.
Методическую работу с воспитателями мастерами строю на принципах стимулирования их творчества.
Мое мнение - нет необходимости в делении форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.
Использование интерактивных методов работы позволяет организовать процесс взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Значение интерактивных методов – достижение таких важнейших целей, как:
1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.
2. Повышение уровня активности и самостоятельности.
3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.
Важно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.
Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, хочу выделить следующие:
• педагогический совет;
• смотры – конкурсы;
• семинары - практикумы, творческие занятия (направлены на развитие творческого мышления и создание творческих инновационных проектов);
• деловая игра – игровое моделирование (моделирование реальной практической ситуации, в которой педагоги «проживают» ту или иную практическую ситуацию и принимают профессиональные решения);
• обмен опытом (мастер – класс);
• «мозговой штурм» (или «мозговая атака») может иметь место в тех методических мероприятиях, где надо выяснить, насколько прочны знания у воспитателей по обсуждаемой теме. Как правило, самостоятельным мероприятием он не проводится, а входит составной частью в «педагогический ринг», «деловую игру» и т.п.;
• метод проектов;
• портфолио.
Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.
При выборе методов и форм работы стараюсь учитывать интересы и пожелания воспитателей. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются и выстраивают диалог на равных. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как семинары-практикумы, групповые дискуссии, мозговая атака, деловая игра дают наибольший результат. Например, я говорю о том, что есть проблема, для решения которой необходима помощь, и предлагаю подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Результатом данной работы является подведение итога, разработка рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.
Вывод:
Пройдя через все формы методической работы, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами приводит к повышению уровня воспитательно - образовательной работы ДОУ в целом и сплочению коллектива педагогов.