Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

Тема:

«Организация тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в социализации и адаптации»

Выполнили: Смехульская В.М.

Сущевский А.А.

 

В настоящее время достаточно распространенным явлением становиться детский аутизм. Расстройства аутистического спектра характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Дети с этим особым нарушением психического развития испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими детьми, родными, взрослыми, в общении и социальной адаптации и требуют постоянной специальной помощи и поддержки. Детям с РАС присущи и разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира.

Приоритетная задача современной школы заключается в создании необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

Дети с РАС нуждаются в создании в школе специальных образовательных условий с использованием индивидуального подхода, потому что  расстройства аутистического спектра охватывают как очень тяжелые случаи, когда ребенок совсем не владеет речью, так и случаи, когда ребенок почти не отличается от своих типично развивающихся сверстников. Каждый ребенок, несмотря на эти различия, достоин создания условий и среды, которая максимально способствовала бы развитию его способностей и учитывала его трудности.

С 2020 года на базе школы-интерната функционирует Региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (далее - РАС).

Ресурсный центр создан в целях обеспечения возможностей по реализации комплексного непрерывного сопровождения процессов образования, воспитания, социализации детей с РАС и их семей, а также информационной и методической поддержки педагогических работников Республики Хакасия.

Центр оснащен современным коррекционно-развивающим и реабилитационным оборудованием, приобретенным в рамках реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» «Образование» в рамках национального проекта, что позволяет оказывать помощь детям с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

Социализации и адаптации детей имеющих РАС очень долгий и трудоемкий процесс. Одной из главных образовательных потребностей ребенка с РАС является оказание постоянной системной помощи на протяжении всего процесса обучения. Одним из направлений сопровождающей деятельности образовательного учреждения является тьюторское сопровождение, представляющее собой педагогическую деятельность по индивидуализации образования. Тьютор – это специалист, сопровождающий образовательную деятельность учащегося. В случае ребенка с РАС, практически все виды деятельности в школе являются образовательными, в той или иной мере, и соответственно требуют тьюторского сопровождения. Задачей тьютора является создание необходимых условий для  удовлетворения особых образовательных потребностей учащегося.

Главной целью взаимодействия тьютора и ребенка с РАС является достижение максимально возможного для конкретного ребенка уровня самостоятельности, его социальная адаптация в условиях инклюзивного обучения. Вначале обучения тьютор и ребенок действуют как некий «тандем», необходимые навыки сначала отрабатываются в тесном взаимодейтсвии с тьютором. Успешность включения ученика с особыми образовательными потребностями в процесс инклюзивного обучения оценивается в зависимости от уровня его развития когнитивной сферы, коммуникативной сферы, эмоциональной сферы и его самостоятельности.

Социализацию и адаптацию детей начинать надо с раннего возраста. Внеурочная деятельность является одним из основных этапов социализации и адаптации детей с рас.

Все занятия и упражнения по внеурочной деятельности с детьми с РАС, строятся через игру при помощи тьютора. В игре ребенок познает окружающий мир. Игра развивает мышление, чувства, волю детей, вызывает положительные эмоции, позволяет чувствовать себя в присутствии других свободно, не испытывать страха, повышает адаптационные способности к повседневной жизни и, конечно, помогает приобрести эстетический опыт.

Поэтому, каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата. В начале работы с ребенком привлекаем родителей или людей которым доверяет ребенок.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной или групповой форме, исходя из психофизических особенностей и возможностей обучающихся с РАС, их интересов и мотивов. Формы организации внеурочной деятельности также зависят от направления работы:

1. Духовно-нравственное направление реализуется через организацию экскурсий (, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, Района.

2. Социальное направление включает в себя проведение субботников, участие в трудовых и экологических десантах и акциях, разведение комнатных школьных растений и уход за ними, организацию экскурсий в магазин, в поликлинику, в парикмахерскую, почту, аптеку.

Можно очень долго говорить о принципах, подходах, методах работы с детьми, у каждого тьютора они свои. У одних это принцип диалога, сотрудничества, личного примера, у других это принцип трех «П»: понять, принять, полюбить. Самое главное нужно уметь их пропускать через свое СЕРДЦЕ, ЛЮБОВЬ, ИНТУИЦИЮ, ВЕРУ и помнить хорошие, мудрые слова учительницы Варвары Васильевны из кинофильма «Сельская учительница»: «Если человеку долго внушать хорошее и делать это от чистого сердца, то любой, даже самый плохой человек изменится. Только надо непременно от чистого сердца», и не забывать мудрые мысли, провозглашенные Янушем Корчаком: «Право ребенка быть тем, что он есть, высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах». Особенно важно это когда ты работаешь с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

 

1. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Концепция дифференцированного стандарта начального школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Издательство «Просвещение», 2014. – Текст: непосредственный.

2. Семаго Н.Я., Хотылева Т.Ю., Гончаренко М.С., Михаленкова Т.А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: МГППУ, 2012. -  Текст: непосредственный.