Статья: Организация внеурочной деятельности обучающихся при исправительной колонии.

Автор: Гаврилова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы,

филиал – 4 ГОБОУ «Вечерняя школа», г. Валдай, Новгородской области.

В соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом  основного общего образования организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность понимается нами, как целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации обучающихся осуждённых определённой возрастной группы, формирования у них потребностей к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности, участия в общественной жизни школы, достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС.  

Внеурочная деятельность в школе осуществляется на основе плана работы школы, плана совместной деятельности школы и воспитательного аппарата исправительного учреждения и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся.

Модель внеурочной деятельности в школе при исправительной колонии предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя), работники воспитательного аппарата исправительного учреждения, психологи, медицинские работники и другие службы ИУ, а также приглашённые представители общественных организаций и учреждений города (районная библиотека, служба занятости населения, музейные работники, представители православной церкви, творческая интеллигенция и др.).

Координирующую роль на уровне класса выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

-взаимодействует с педагогическими работниками школы;

-организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

-организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества такой модели состоят:

в создании единого образовательного и методического пространства, необходимого для реализации ООП школы, для создания условий,

направленных на  выявление и развитие способностей учащихся, которые помогут им самоопределиться и занять свое место в социуме;

в восполнении недостатка ресурсов для организации внеурочной деятельности школы средствами

исправительного

учреждени

я

и организаций-партнёров

;

в  содержательном и организационном единстве всех структур, организующих внеурочную деятельность.

Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов учащихся и возможностей школы.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для формирования социальных компетенций, т.е. ориентирование обучающихся осуждённых на жизнь в обществе.

Основные задачи:

развитие нравственно-здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению;

преодоление личностных деформаций и криминогенных наклонностей личности осуждённых, формирование правосознания, социальных навыков и умений, необходимых для их последующей адаптации в обществе, законопослушного образа жизни и социальной реабилитации.

Учитывая возможности образовательного учреждения, объем внеурочной деятельности школьников распределен в соответствии с режимными требованиями исправительного учреждения.

Мероприятия внеурочной деятельности реализуются как в отдельно взятых классах, так и в филиалах школы в целом.

Модель внеурочной деятельности в школе предполагает следующие направления, соответствующие направлениям развития личности: профилактико-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Реализация модели осуществляется через такие формы, как заочные экскурсии, «круглые столы», конференции, диспуты, олимпиады, проектную деятельность, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Формы внеурочной деятельности школы по направлениям

Общеинтеллектуальное:

Тематические встречи;

Библиотечные урок

и;

Конкурсы,

заочные

экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

Участие в поисково-исследовательских конференциях на

уровне филиала школы;

Разработка проектов к урокам.

Профилактико-оздоровительное:

Участие в

акциях по профилактике СПИД

,

алкоголизма, наркомании, суицидального поведения и др.

Проведение

дней здоровья,

бесед

, классных часов

по

ЗОЖ

.

Организация круглых столов совместно с мед

ицинской

частью исправительного учреждения, психологической службой

.

Социальное:

Встречи с представителями организаций-партнёров;

Практикумы, конкурсы, сюжетн

о-

ролев

ые

игр

ы;

Участие в творческих конкурсах, в акциях, проектах.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое:

Тематические классные часы;

Встречи с представителями православной церкви;

Беседы, заочные экскурсии;

Разработка проектов;

Сюжетно-ролевые игры.

Общекультурное:

Беседы,

заочные

экскурсии.

Подготовка и участие в

проектной деятельности

.

Проведение традиционных мероприятий, тематических классных часов.

Планируемые результаты внеурочной деятельности:

- формирование устойчивой мотивации здорового образа жизни, негативного личностного отношения к алкоголизму, наркомании, табакокурению; воспитание ответственности за своё здоровье, потребности к законопослушному образу жизни, гармоничному развитию духовного и физического здоровья;

- осознание духовно-нравственных ценностей, повышение мотивации, коррекция поведения, взглядов, мировоззрения;

- развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;

- развитие творческой активности обучающихся.