Статья: Организация внеурочной деятельности обучающихся при исправительной колонии.
Автор: Гаврилова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы,
филиал – 4 ГОБОУ «Вечерняя школа», г. Валдай, Новгородской области.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность понимается нами, как целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации обучающихся осуждённых определённой возрастной группы, формирования у них потребностей к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности, участия в общественной жизни школы, достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС.
Внеурочная деятельность в школе осуществляется на основе плана работы школы, плана совместной деятельности школы и воспитательного аппарата исправительного учреждения и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся.
Модель внеурочной деятельности в школе при исправительной колонии предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя), работники воспитательного аппарата исправительного учреждения, психологи, медицинские работники и другие службы ИУ, а также приглашённые представители общественных организаций и учреждений города (районная библиотека, служба занятости населения, музейные работники, представители православной церкви, творческая интеллигенция и др.).
Координирующую роль на уровне класса выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
-взаимодействует с педагогическими работниками школы;
-организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
-организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества такой модели состоят:
в создании единого образовательного и методического пространства, необходимого для реализации ООП школы, для создания условий,
направленных на выявление и развитие способностей учащихся, которые помогут им самоопределиться и занять свое место в социуме;
в восполнении недостатка ресурсов для организации внеурочной деятельности школы средствами
исправительного
учреждени
я
и организаций-партнёров
;
в содержательном и организационном единстве всех структур, организующих внеурочную деятельность.
Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов учащихся и возможностей школы.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для формирования социальных компетенций, т.е. ориентирование обучающихся осуждённых на жизнь в обществе.
Основные задачи:
развитие нравственно-здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению;
преодоление личностных деформаций и криминогенных наклонностей личности осуждённых, формирование правосознания, социальных навыков и умений, необходимых для их последующей адаптации в обществе, законопослушного образа жизни и социальной реабилитации.
Учитывая возможности образовательного учреждения, объем внеурочной деятельности школьников распределен в соответствии с режимными требованиями исправительного учреждения.
Мероприятия внеурочной деятельности реализуются как в отдельно взятых классах, так и в филиалах школы в целом.
Модель внеурочной деятельности в школе предполагает следующие направления, соответствующие направлениям развития личности: профилактико-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Реализация модели осуществляется через такие формы, как заочные экскурсии, «круглые столы», конференции, диспуты, олимпиады, проектную деятельность, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Формы внеурочной деятельности школы по направлениям
Общеинтеллектуальное:
Тематические встречи;
Библиотечные урок
и;
Конкурсы,
заочные
экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
Участие в поисково-исследовательских конференциях на
уровне филиала школы;
Разработка проектов к урокам.
Профилактико-оздоровительное:
Участие в
акциях по профилактике СПИД
,
алкоголизма, наркомании, суицидального поведения и др.
Проведение
дней здоровья,
бесед
, классных часов
по
ЗОЖ
.
Организация круглых столов совместно с мед
ицинской
частью исправительного учреждения, психологической службой
.
Социальное:
Встречи с представителями организаций-партнёров;
Практикумы, конкурсы, сюжетн
о-
ролев
ые
игр
ы;
Участие в творческих конкурсах, в акциях, проектах.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое:
Тематические классные часы;
Встречи с представителями православной церкви;
Беседы, заочные экскурсии;
Разработка проектов;
Сюжетно-ролевые игры.
Общекультурное:
Беседы,
заочные
экскурсии.
Подготовка и участие в
проектной деятельности
.
Проведение традиционных мероприятий, тематических классных часов.
Планируемые результаты внеурочной деятельности:
- формирование устойчивой мотивации здорового образа жизни, негативного личностного отношения к алкоголизму, наркомании, табакокурению; воспитание ответственности за своё здоровье, потребности к законопослушному образу жизни, гармоничному развитию духовного и физического здоровья;
- осознание духовно-нравственных ценностей, повышение мотивации, коррекция поведения, взглядов, мировоззрения;
- развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
- развитие творческой активности обучающихся.