Орто пазлы в коррекции речи дошкольников

Одним из перспективных средств коррекционно-развивающей работы с детьми является использование здоровьесберегающих технологий. Эти методы помогают достижению максимально возможных успехов в общем оздоровлении детей и преодолении речевых нарушений. Детей с различными нарушениями здоровья, речевыми недостатками в детских садах становится больше, судя по результатам диагностики. Упражнения, выполняемые на орто пазлах, направлены на активизацию поверхности стопы, оказывают большой терапевтический эффект, активнее стимулируют речевые области коры головного мозга.

Цель:

Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, оптимизировать процесс коррекции речи.

Задачи:

Правильное формирование физиологических сводов стоп у детей.

Улучшение пластичности стопы и укрепление мышц стопы.

Стимуляция кровообращения и улучшение обменных процессов в нижних конечностях.

Улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата.

Развитие общей моторики, развитие координации движений с речью.

Совершенствование навыков ориентации в пространстве и собственном теле.

Развитие внимания, памяти, речи.

Развитие лексико-грамматического строя, фонематических процессов.

Организация работы: индивидуальная, групповая.

В начале работы рекомендуется выполнять упражнения на ковриках более мягких, затем – более жесткой фактуры.

Примерные виды шагов и упражнений:

Полуприседания «Пружинка».

Стояние на одной ноге и на другой ноге поочередно «Цапля».

«Вытираем ножки».

Перекат с внешней стороны стопы на внутреннюю.

Топтание на носочках «Лисичка».

Топтание всей стопой «Медвежонок».

Топтание на пятках «Камешки».

Перекат с носка на пятку «Качели».

Обычная ходьба по коврику «Солдаты».

Приставной шаг в сторону «Гусеничка».

Упражнения с использованием картинок:

Поднимись на носочки столько раз, сколько деревьев видишь на картинке.

Подпрыгни столько раз, сколько птиц нарисовано на картинке.

Топни столько раз, сколько фруктов нарисовано на картинке.

Чередование движений:

Например: Правая нога на пятке, левая на носке, левая – как у мишки, правая на носке.

Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания

2 раза поднимись на носочки, 1 раз подпрыгни.

1 раз встань на пятки, 1раз присядь.

Потопай 6 раз, похлопай 3 раза.

Поднимись на носочки, дотронься правой рукой до левого уха.

Развитие звуко-слогового анализа:

Прошагай вперед столько раз, сколько слогов в слове (рак, зима).

Прошагай вправо столько раз, сколько гласных звуков в слове «дубы».

«Мягкий-твердый» (шагнуть на коврик определенного цвета).

Наклонись столько раз, сколько согласных в слове (суп, гном).

Найди место звука ( выбрать нужную из предложенных схем, выложенных из ковриков, и шагнуть на нее).

Развитие лексико-грамматических навыков:

«Я знаю 5 слов» (назвать слова по лексической теме, одновременно шагая по орто пазлам в заданном направлении).

«Подскажи словечко» (сказать слово, подходящее по смыслу, с одновременным выполнением шагов в сторону).

«Придумай слово» (придумать слово с данным слогом, продвигаясь по дорожке вперед).

Игры:

«Займи коврик».

«Переправа».

Выложи из орто пазлов фигуры (ромб, конфета, квадрат и т.д.)

Выложи из орто пазлов буквы.

Использование орто пазлов в коррекционной работе на занятиях и в играх сохраняют здоровье ребенка, улучшают память, внимание, речь, навыки ориентировки в пространстве, состояние опорно-двигательного аппарата, способствуют развитию речевых навыков.

Литература:

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: Дельта, 2001.

Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников, СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 2001

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.:Владос, 2014