Орто пазлы в коррекции речи дошкольников
Одним из перспективных средств коррекционно-развивающей работы с детьми является использование здоровьесберегающих технологий. Эти методы помогают достижению максимально возможных успехов в общем оздоровлении детей и преодолении речевых нарушений. Детей с различными нарушениями здоровья, речевыми недостатками в детских садах становится больше, судя по результатам диагностики. Упражнения, выполняемые на орто пазлах, направлены на активизацию поверхности стопы, оказывают большой терапевтический эффект, активнее стимулируют речевые области коры головного мозга.
Цель:
Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, оптимизировать процесс коррекции речи.
Задачи:
Правильное формирование физиологических сводов стоп у детей.
Улучшение пластичности стопы и укрепление мышц стопы.
Стимуляция кровообращения и улучшение обменных процессов в нижних конечностях.
Улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата.
Развитие общей моторики, развитие координации движений с речью.
Совершенствование навыков ориентации в пространстве и собственном теле.
Развитие внимания, памяти, речи.
Развитие лексико-грамматического строя, фонематических процессов.
Организация работы: индивидуальная, групповая.
В начале работы рекомендуется выполнять упражнения на ковриках более мягких, затем – более жесткой фактуры.
Примерные виды шагов и упражнений:
Полуприседания «Пружинка».
Стояние на одной ноге и на другой ноге поочередно «Цапля».
«Вытираем ножки».
Перекат с внешней стороны стопы на внутреннюю.
Топтание на носочках «Лисичка».
Топтание всей стопой «Медвежонок».
Топтание на пятках «Камешки».
Перекат с носка на пятку «Качели».
Обычная ходьба по коврику «Солдаты».
Приставной шаг в сторону «Гусеничка».
Упражнения с использованием картинок:
Поднимись на носочки столько раз, сколько деревьев видишь на картинке.
Подпрыгни столько раз, сколько птиц нарисовано на картинке.
Топни столько раз, сколько фруктов нарисовано на картинке.
Чередование движений:
Например: Правая нога на пятке, левая на носке, левая – как у мишки, правая на носке.
Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания
2 раза поднимись на носочки, 1 раз подпрыгни.
1 раз встань на пятки, 1раз присядь.
Потопай 6 раз, похлопай 3 раза.
Поднимись на носочки, дотронься правой рукой до левого уха.
Развитие звуко-слогового анализа:
Прошагай вперед столько раз, сколько слогов в слове (рак, зима).
Прошагай вправо столько раз, сколько гласных звуков в слове «дубы».
«Мягкий-твердый» (шагнуть на коврик определенного цвета).
Наклонись столько раз, сколько согласных в слове (суп, гном).
Найди место звука ( выбрать нужную из предложенных схем, выложенных из ковриков, и шагнуть на нее).
Развитие лексико-грамматических навыков:
«Я знаю 5 слов» (назвать слова по лексической теме, одновременно шагая по орто пазлам в заданном направлении).
«Подскажи словечко» (сказать слово, подходящее по смыслу, с одновременным выполнением шагов в сторону).
«Придумай слово» (придумать слово с данным слогом, продвигаясь по дорожке вперед).
Игры:
«Займи коврик».
«Переправа».
Выложи из орто пазлов фигуры (ромб, конфета, квадрат и т.д.)
Выложи из орто пазлов буквы.
Использование орто пазлов в коррекционной работе на занятиях и в играх сохраняют здоровье ребенка, улучшают память, внимание, речь, навыки ориентировки в пространстве, состояние опорно-двигательного аппарата, способствуют развитию речевых навыков.
Литература:
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб.: Дельта, 2001.
Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников, СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 2001
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.:Владос, 2014