ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чупина Елена Борисовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

Детский сад № 348 г. Екатеринбурга

Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей.

В. Бианки

Экологическое просвещение дошкольников – это не только вызов современности, но и неоспоримый вклад в будущее. Осознание позиции друга и защитника природы, побуждение к активным действиям по защите окружающей среды и поддержание интереса к таким действиям являются основой в формировании экологической культуры дошкольников.

Современное общество сталкивается с проблемами экологического кризиса, вызванного разрушительным воздействием на окружающую среду. Экологические проблемы затрагивают все сферы жизни и являются глобальным вопросом, требующим срочных и эффективных мер по сохранению природных ресурсов и охране окружающей среды. В основе этих мер лежит не только технический прогресс и государственные программы, но и формирование экологической культуры в обществе, начиная с детства.

Экологическое воспитание является важной составляющей образовательного процесса и в средней группе детского сада. Воспитание экологической культуры начинается с раннего детства и требует участия не только педагогов, но и родителей.

Цель экологического воспитания – формирование у детей осознанного и ответственного отношения к окружающей среде, включение воспитанников и их родителей в деятельность по экологическому просвещению.

Дети в средней группе детского сада активно участвуют в экологических проектах и занятиях, направленных на изучение природы и ее охрану, в рамках которых получают знания о разнообразии природных ресурсов и их значении для жизни всех живых существ. Дети учатся бережно относиться к растениям и животным, осознают важность их сохранения и защиты.

Экологическое воспитание в средней группе детского сада осуществляется через игровую деятельность, наблюдения за природой.

Экологическое воспитание способствует развитию эмпатии, ответственности и заботы у детей, а также формированию у них навыков устойчивого поведения в отношении окружающей среды.

Формирование экологической культуры у детей является одной из целей образования в средней группе детского сада. В этом возрасте дети активно усваивают новые знания и формируют свои ценностные ориентации. Экологическое воспитание направлено на развитие у детей ответственного и бережного отношения к окружающей природной среде, а также на формирование навыков устойчивого и экологически безопасного поведения.

Такая работа требует участия не только педагогов, но и родителей. Взаимодействие между педагогами и родителями играет важную роль в успешной реализации экологического воспитания. Педагоги детского сада должны организовывать экологические занятия, использовать интерактивные методы обучения и привлекать родителей к участию в экологических проектах и мероприятиях. Успешно зарекомендовала себя практика обратной связи посредством анкетирования родителей: опросы проводятся в два этапа, до планируемого комплекса мероприятий и после. Анализ ответов анкет позволяет сделать выводы о степени вовлеченности родителей, об устойчивости достигнутых результатов, а также помогает собрать варианты экологических инициатив, в которых родители и дети готовы участвовать.

Примерный перечень вопросов для первого и второго этапа анкетирования приведем в таблице 1.

Таблица 1.

Первый этап

№ п/п

Вопрос

Примерные варианты ответов

Знакомо ли вам понятие “экология”?

Да

Нет

Что для вас экология?

Система экологических знаний

Ответственное и бережное отношение к природе

Забота о судьбе планеты

Другое

Какие представления об экологии существуют в вашей семье?

Связь человека с природой

Многообразие живых организмов

Человек и его среда обитания, нормальная жизнедеятельность

Использование природных ресурсов

Недопустимость чрезмерного загрязнения природной среды

Какова ваша роль в формировании экологического сознания ребенка?

 

подаю личный пример (например, корректно утилизирую мусор и/или сортирую отходы, принимаю участие в субботниках/днях чистоты на работе и проч.)

провожу беседы с ребенком на экологические темы

совместно с ребенком реализуем экологические инициативы: делаем кормушки для птиц, и/или привлекаю ребенка к уходу за растениями и/или домашними животными

читаем с ребенком книги на эту тематику

выезжаем в лесопарки и/или ходим в походы

считаю, что ребенку еще рано прививать экологическое сознание

Какую информацию об экологии вы считаете наиболее необходимой для предоставления вашему ребенку?

 

о природе и биоразнообразии края: животные и растения, встречающиеся на территории Свердловской области, какие лесопарки и природные заповедники есть

знания, которые могут пригодиться в быту: как сортировать мусор, что нельзя выбрасывать, как ухаживать за растениями и проч.

о взаимодействии человека с природой: как человек связан с природой, какие ресурсы использует в своей деятельности

Второй этап

Принимали ли вы и ваш ребенок участие в эко-инициативах, проводимых в группе и детском саду в октябре-ноябре 2023 года?

Да, принимали активное участие

Да, но только в рамках группы, дома не готовились

Нет

Данный вид активности не интересен

2.

Как вы полагаете, для вашего ребенка и семьи в целом, проведенные мероприятия по экологической тематике были полезны?

Да, ребенок узнал новую информацию

Да, в нашей семье появились новые экологические привычки (например, стали практиковать раздельный сбор мусора)

Нет, мы и так всё это знали и делали

Нет, это усложнило жизнь семьи

3.

Готовы ли вы и дальше поддерживать акцию «Батарейки, сдавайтесь», и осуществлять сбор использованных батареек в специальный контейнер в группе?

Да, будем пользоваться

Нет, это лишнее

При обсуждении экологического образования для дошкольников важно учитывать необходимость использования понятных терминов и определений, чтобы помочь детям освоить информацию более эффективно, научиться применять ее на практике. И потому игра является основным методом экологического воспитания в средней группе детского сада. Через игру дети учатся взаимодействовать с природой, изучать ее законы и явления, а также осознавать свою роль и ответственность в сохранении окружающей среды.

Хорошую результативность показал комплексный подход:

Дидактические игры

, например,

по сортировке мусора с последующим внедрением акции по сбору батареек для их дальнейшей переработки;

Спортивно-экологические конкурсы для детей;

Использование наглядных средств: показ тематических фильмов и мультфильмов, обучающих презентаций;

Разнообразная практическая деятельность – поделки, рисунки.

Наблюдение за живой природой, проведение экспериментов и реализация экологических проектов мы выделяем как сквозную деятельность, реализуемую ежедневно: календарь погоды, составление и прохождение экологических троп на территории детского сада, активные информированные прогулки в разные сезоны, изучение влияния окружающей среды на живых существ, а также реализация проекта по выращиванию растений на специально организованной территории.

Дети в средней группе детского сада должны иметь возможность наблюдать за природными явлениями, животными и растениями, а также участвовать в экскурсиях на природу, где они могут самостоятельно изучать окружающую среду и ее особенности.

Немаловажным представляется также развитие эмпатии, ответственности и заботы у детей. При изучении природы и ее охраны дети учатся проявлять заботу и сострадание к живым существам, осознавать свою ответственность за окружающую среду и принимать активное участие в экологических акциях и инициативах.

Внедрение экологического воспитания в средней группе детского сада является важным шагом в формировании экологической культуры в обществе. Экологически грамотное поколение, сможет принимать информированные решения, осознавать важность сохранения природных ресурсов и охраны окружающей среды для будущего общества. Формирование экологической культуры у детей требует совместных усилий педагогов и родителей, применения разнообразных методов и форм работы, а также постоянного развития и обновления содержания экологического воспитания. От эффективной работы по формированию экологической культуры детей в средней группе детского сада зависит будущее общества и сохранение планеты для будущих поколений.