ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чупина Елена Борисовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
Детский сад № 348 г. Екатеринбурга
Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей.
В. Бианки
Экологическое просвещение дошкольников – это не только вызов современности, но и неоспоримый вклад в будущее. Осознание позиции друга и защитника природы, побуждение к активным действиям по защите окружающей среды и поддержание интереса к таким действиям являются основой в формировании экологической культуры дошкольников.
Современное общество сталкивается с проблемами экологического кризиса, вызванного разрушительным воздействием на окружающую среду. Экологические проблемы затрагивают все сферы жизни и являются глобальным вопросом, требующим срочных и эффективных мер по сохранению природных ресурсов и охране окружающей среды. В основе этих мер лежит не только технический прогресс и государственные программы, но и формирование экологической культуры в обществе, начиная с детства.
Экологическое воспитание является важной составляющей образовательного процесса и в средней группе детского сада. Воспитание экологической культуры начинается с раннего детства и требует участия не только педагогов, но и родителей.
Цель экологического воспитания – формирование у детей осознанного и ответственного отношения к окружающей среде, включение воспитанников и их родителей в деятельность по экологическому просвещению.
Дети в средней группе детского сада активно участвуют в экологических проектах и занятиях, направленных на изучение природы и ее охрану, в рамках которых получают знания о разнообразии природных ресурсов и их значении для жизни всех живых существ. Дети учатся бережно относиться к растениям и животным, осознают важность их сохранения и защиты.
Экологическое воспитание в средней группе детского сада осуществляется через игровую деятельность, наблюдения за природой.
Экологическое воспитание способствует развитию эмпатии, ответственности и заботы у детей, а также формированию у них навыков устойчивого поведения в отношении окружающей среды.
Формирование экологической культуры у детей является одной из целей образования в средней группе детского сада. В этом возрасте дети активно усваивают новые знания и формируют свои ценностные ориентации. Экологическое воспитание направлено на развитие у детей ответственного и бережного отношения к окружающей природной среде, а также на формирование навыков устойчивого и экологически безопасного поведения.
Такая работа требует участия не только педагогов, но и родителей. Взаимодействие между педагогами и родителями играет важную роль в успешной реализации экологического воспитания. Педагоги детского сада должны организовывать экологические занятия, использовать интерактивные методы обучения и привлекать родителей к участию в экологических проектах и мероприятиях. Успешно зарекомендовала себя практика обратной связи посредством анкетирования родителей: опросы проводятся в два этапа, до планируемого комплекса мероприятий и после. Анализ ответов анкет позволяет сделать выводы о степени вовлеченности родителей, об устойчивости достигнутых результатов, а также помогает собрать варианты экологических инициатив, в которых родители и дети готовы участвовать.
Примерный перечень вопросов для первого и второго этапа анкетирования приведем в таблице 1.
Таблица 1.
Первый этап
№ п/п
Вопрос
Примерные варианты ответов
Знакомо ли вам понятие “экология”?
Да
Нет
Что для вас экология?
Система экологических знаний
Ответственное и бережное отношение к природе
Забота о судьбе планеты
Другое
Какие представления об экологии существуют в вашей семье?
Связь человека с природой
Многообразие живых организмов
Человек и его среда обитания, нормальная жизнедеятельность
Использование природных ресурсов
Недопустимость чрезмерного загрязнения природной среды
Какова ваша роль в формировании экологического сознания ребенка?
подаю личный пример (например, корректно утилизирую мусор и/или сортирую отходы, принимаю участие в субботниках/днях чистоты на работе и проч.)
провожу беседы с ребенком на экологические темы
совместно с ребенком реализуем экологические инициативы: делаем кормушки для птиц, и/или привлекаю ребенка к уходу за растениями и/или домашними животными
читаем с ребенком книги на эту тематику
выезжаем в лесопарки и/или ходим в походы
считаю, что ребенку еще рано прививать экологическое сознание
Какую информацию об экологии вы считаете наиболее необходимой для предоставления вашему ребенку?
о природе и биоразнообразии края: животные и растения, встречающиеся на территории Свердловской области, какие лесопарки и природные заповедники есть
знания, которые могут пригодиться в быту: как сортировать мусор, что нельзя выбрасывать, как ухаживать за растениями и проч.
о взаимодействии человека с природой: как человек связан с природой, какие ресурсы использует в своей деятельности
Второй этап
Принимали ли вы и ваш ребенок участие в эко-инициативах, проводимых в группе и детском саду в октябре-ноябре 2023 года?
Да, принимали активное участие
Да, но только в рамках группы, дома не готовились
Нет
Данный вид активности не интересен
2.
Как вы полагаете, для вашего ребенка и семьи в целом, проведенные мероприятия по экологической тематике были полезны?
Да, ребенок узнал новую информацию
Да, в нашей семье появились новые экологические привычки (например, стали практиковать раздельный сбор мусора)
Нет, мы и так всё это знали и делали
Нет, это усложнило жизнь семьи
3.
Готовы ли вы и дальше поддерживать акцию «Батарейки, сдавайтесь», и осуществлять сбор использованных батареек в специальный контейнер в группе?
Да, будем пользоваться
Нет, это лишнее
При обсуждении экологического образования для дошкольников важно учитывать необходимость использования понятных терминов и определений, чтобы помочь детям освоить информацию более эффективно, научиться применять ее на практике. И потому игра является основным методом экологического воспитания в средней группе детского сада. Через игру дети учатся взаимодействовать с природой, изучать ее законы и явления, а также осознавать свою роль и ответственность в сохранении окружающей среды.
Хорошую результативность показал комплексный подход:
Дидактические игры
, например,
по сортировке мусора с последующим внедрением акции по сбору батареек для их дальнейшей переработки;
Спортивно-экологические конкурсы для детей;
Использование наглядных средств: показ тематических фильмов и мультфильмов, обучающих презентаций;
Разнообразная практическая деятельность – поделки, рисунки.
Наблюдение за живой природой, проведение экспериментов и реализация экологических проектов мы выделяем как сквозную деятельность, реализуемую ежедневно: календарь погоды, составление и прохождение экологических троп на территории детского сада, активные информированные прогулки в разные сезоны, изучение влияния окружающей среды на живых существ, а также реализация проекта по выращиванию растений на специально организованной территории.
Дети в средней группе детского сада должны иметь возможность наблюдать за природными явлениями, животными и растениями, а также участвовать в экскурсиях на природу, где они могут самостоятельно изучать окружающую среду и ее особенности.
Немаловажным представляется также развитие эмпатии, ответственности и заботы у детей. При изучении природы и ее охраны дети учатся проявлять заботу и сострадание к живым существам, осознавать свою ответственность за окружающую среду и принимать активное участие в экологических акциях и инициативах.
Внедрение экологического воспитания в средней группе детского сада является важным шагом в формировании экологической культуры в обществе. Экологически грамотное поколение, сможет принимать информированные решения, осознавать важность сохранения природных ресурсов и охраны окружающей среды для будущего общества. Формирование экологической культуры у детей требует совместных усилий педагогов и родителей, применения разнообразных методов и форм работы, а также постоянного развития и обновления содержания экологического воспитания. От эффективной работы по формированию экологической культуры детей в средней группе детского сада зависит будущее общества и сохранение планеты для будущих поколений.