* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Основной текст (2)_ {font-family: 'Times New Roman';} .Основной текст (2) {font-family: 'Times New Roman';} .Strong {font-weight: bold;}

Основные направления профилактической работы

по противодействию проявлениям экстремизма и терроризма

в ФКПОУ "Новочеркасский технологический техникум-интернат"

Минтруда России

Сурикова Лилиана Юрьевна,(liliana-surikova74@mail.ru),

социальный педагог

ФКПОУ "НТТИ" Минтруда России, г. Новочеркасск

Аннотация: В статье представлен опыт профилактической работы учреждения СПО в сфере противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде. Ведущая роль в осуществлении профилактической деятельности отводится студенческому самоуправлению – Совету обучающихся, при поддержке администрации учреждения и педагогического коллектива.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, профилактика, образование.

Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для России. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашей многонациональной страны. Молодежь, особенно подверженная влиянию различного рода негативных тенденций в обществе и нередко вовлекаемая в различные экстремистские формирования, зачастую не имеет представления об идеологической основе экстремистских явлений. Главным идеологическим компонентом противодействия экстремизму является толерантность как стиль взаимоотношений. Важность формирования толерантных отношений в молодежной среде обусловлена тем, что вопрос об уровне толерантности в российском обществе является сегодня очень важным. Значимая доля актов насилия и агрессии происходит как в стенах образовательных учреждений, так и за их пределами – там, где подростки проводят значительную часть времени и завязывают отношения.

В нашем учебном учреждении мы создаем атмосферу уважительного и толерантного отношения ко всем участникам образовательно-реабилитационного процесса. Случаи проявления насилия и агрессии пресекаются, а демонстрация жестокости единодушно отвергается как недопустимая.

Противодействие экстремистской деятельности и обеспечение антитеррористической защищенности обучающихся и сотрудников Учреждения осуществляется в соответствии с «Программой противодействия экстремизму и профилактики терроризма в ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России» и включает в себя:

1. Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, бдительности, коллективизма и дисциплинированности, совершенствование правового воспитания посредством проведения педагогических часов, викторин, олимпиад, обучающих тренингов и т.д.

2. Изучение законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремистской и террористической деятельности, ознакомление с локальными нормативными актами Учреждения и четкое соблюдение инструкций по противодействию актам терроризма, по охране учреждения, положения о пропускном режиме и др.

3. Проведение бесед с обучающимися по антитеррористической безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях. Занятия и проведение инструктажей с обучающимися осуществляет ответственный за безопасность в учреждении и сотрудники городского отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области.

4. Оформление наглядной агитации (стендов и информационных плакатов, листовок, буклетов) по тематике антитеррористической безопасности. Проводятся ежегодные конкурсы буклетов и плакатов.

5. Демонстрацию на занятиях ОБЖ учебных и документальных видеофильмов антитеррористической направленности

6. Сотрудничество с Национальным Центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) посредством обучения сотрудников технологиям по выявлению экстремистских проявлений в молодежной среде, проведения встреч, лекций, диспутов с обучающимися представителями НЦПТИ.

7. Привлечение обучающихся к профилактическим мероприятиям посредством проектной деятельности. В рамках изучения основ безопасности жизнедеятельности обучающиеся представляют исследовательские, информационно-просветительские и профилактические проекты. Например, информационно-просветительский проект «Мы против экстремизма и терроризма» в ходе реализации, которого ребята разработали буклеты и памятки антитеррористической направленности. Итогом данного проекта стал единый Информационный день «Наша безопасность». Обучающиеся в течение дня раздавали в учреждении информационные материалы и провели заседание круглого стола «Экстремизм в социальных сетях».

8. Обучение основам законодательного регулирования по противодействию экстремистским и террористическим действиям в рамках Школы правовой грамотности. Занятия в школе проводит юрисконсульт учреждения и представители правоохранительных органов при активной информационной поддержке Совета обучающихся.

9. Развитие умений и навыков правильных действий при обнаружении подозрительных предметов, действий обучающихся и сотрудников при получении информации об эвакуации и поступлении угрозы террористических актов по телефону, а также при захвате заложников посредством занятий по ОБЖ, педагогических часов, тренингов и учений. Организуются встречи обучающихся с участниками боевых действий, сотрудниками МЧС. Ежеквартально проводятся эвакуационные тренировки.

10. Сотрудничество со станичным казачьим обществом «Станица Средняя» - социальными партнерами нашего Учреждения. Взаимодействие направленно на формирование чувства патриотизма и гражданской идентичности, изучение истории казачества родного края и истории казачества России, формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, чувства коллективизма.

11. Воспитание толерантности и снижение уровня агрессивности в студенческой среде посредством лекций, бесед, круглых столов, психологических тренингов, посещения сенсорной комнаты, библиотерапии, арттерапии, занятий физкультурой и спортом, экскурсий, посещений музеев, театра и кино.

Важная роль в профилактической деятельности Учреждения отводится студенческому самоуправлению. Советом обучающихся создана «Группа быстрого реагирования». Целью, которой является повышение информативности и содействие администрации учреждения в предотвращении и разрешении чрезвычайных ситуаций, а также оказание помощи маломобильным обучающимся. Также ребята проявляют бдительность в отношении обнаружения посторонних предметов на территории учреждения. Члены «Группы быстрого реагирования» активно участвуют в профилактических мероприятиях, направленных на формирование действий в случаях нарушения общественного порядка, террористической угрозы и экстремистских проявлений, в том числе:

- в учениях по эвакуации при пожаре и других чрезвычайных ситуациях;

- в показательных учениях по правилам поведения при проявлениях терроризма и других криминальных действий;

- в эвакуационных тренировках.

Ежегодно Совет обучающихся предоставляет план мероприятий по профилактике экстремизма и терроризма, который включается в общий план учреждения. Все мероприятия ребята осуществляют при активном содействии педагогов. Только общими усилиями, можно создать атмосферу национального согласия, терпимости и взаимопонимания в молодежной среде.

План работы Совета обучающихся ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России по профилактике экстремизма и терроризма в учреждении, представлен в таблице 1.

Таблица 1 План работы Совета обучающихся ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России по профилактике экстремизма и терроризма в учреждении

п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки реализации

1.

Изучение уровня общественного сознания и гражданской позиции обучающихся (анкетирование)

председатели самоуправления учебных групп

сентябрь

2.

Разработка и распространение среди обучающихся нового набора листовок и памяток по безопасности

члены Совета обучающихся, социальные педагоги, воспитатели

сентябрь

3.

Обновление в общежитии учреждения памяток по безопасному поведению

Совет общежития, воспитатели

сентябрь, январь

4.

Флешмоб «Экстремизму, терроризму — нет!»

Совет обучающихся, социальные педагоги,

3 сентября

5.

Демонстрация видеоматериалов антитеррористической направленности

Совет общежития, социальные педагоги

ежемесячно

6.

Проведение в общежитии занятий с обучающимися по профилактике экстремизма в интернете

Совет общежития, воспитатели

ежемесячно

7.

Проведение квеста «Антитеррор»

Совет обучающихся, воспитатели

октябрь

8.

Акция к Международному Дню толерантности «Будь добрее и терпимее»

Совет общежития, педагог-психолог

ноябрь

9.

Диспут «Молодёжные объединения: за и против»

Совет общежития, педагог-психолог, социальные педагоги

декабрь

10.

Конкурс плакатов «Скажем «нет!» экстремизму», «Нет терроризму»

Совет общежития, воспитатели

январь

11.

Встречи с участниками боевых действий

Совет обучающихся, социальные педагоги

февраль

12.

Проведение единого Информационного дня «Наша безопасность»

Совет обучающихся, педагог-психолог

март

13

Конкурс социальной рекламы

« Будьте бдительны!»

Совет общежития, воспитатели

апрель

14.

Флешмоб «Мы за мир во всем мире!» посвященный Дню Победы

Совет обучающихся, социальные педагоги

май

15.

Эвакуационные тренировки в общежитии учреждения

Совет обучающихся, воспитатели общежития

ежемесячно

Данные мероприятия способны заложить прочную основу для толерантного воспитания молодежи и в перспективе сформировать у них устойчивое негативное отношение к экстремистским деяниям.

Таким образом, вся профилактическая работа в ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России нацелена на формирование у каждого обучающегося сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. А также на приобретение ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях.

Список используемой литературы

1. Аминов, Д.И. Молодёжный экстремизм в России / Д.И. Аминов, О.Р. Оганян. – М.: Академия, 2007. – 200 с.

2.Ермаков, П. Н. Молодёжь против терроризма (о работе антитеррористического молодёжного фестиваля) [Текст] / П. Н. Ермаков, И. В. Абакумова // Российский психологический журнал. - 2012. - Т. 9, 4. - С. 11-15

3. Заворотный, А. Г. Терроризм и проблемы безопасности [Текст] / А. Г. Заворотный // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - 2014.- 1. - С.80-96.

4. Калинин, Б. Ю. Терроризм в России в конце XX - начале XXI века: политико-правовой анализ [Текст] / Б. Ю. Калинин, В. П. Хрыков //Законодательство и экономика. - 2007. - 11 . - С. 48-55.

5. Комаров, К.Э. Методическое пособие «Методы профилактики молодежного экстремизма» / К.Э. Комаров – Воронеж: ГУ «Областной молодежный центр», 2011. – 28 с.

6. Макаров, А. В. Противодействие терроризму: анализ нормативно-правового регулирования и вопросы его совершенствования [Текст] / А. В. Макаров, А. С. Жукова // Российский следователь. - 2012. - 12. - С. 34-37.

7. Шевченко А.С., Гарбузова Е.В. Локальные нормативны акты по обеспечению безопасного и устойчивого функционирования образовательной организации: учебное (практическое) пособие. – Новочеркасск: Изд-во «НОК», 2019-96с.

8. http://ncpti.su/ Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет.