Слайд 1

Основные проблемы внедрения обновленного ФГОС и пути решения в НОО

Слайд 2

Сегодня по обновленным ФГОС ставится основная задача — создание единого образовательного пространства по всей России.

Предполагается, что это обеспечит комфортные условия для обучения при переезде в другой город или, например, при переходе на семейное обучение, что сегодня становится актуальным.

В сентябре 2021 года произошел официальный переход на обновленные ФГОС . В августе 2022 года были внесли в него поправки.

Главной отличительной особенностью стандартов третьего поколения является конкретизация требований к обучающимся.

Обновленные ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

В феврале 2022 года все учителя будущих первых прошли Курсы повышения квалификации по теме «Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО» и с 1 сентября 2022 года приступили к работе.

Работая почти год по обновленным ФГОС мы выделили следующие проблемы в НОО и пути их решения. Вы можете их увидеть на слайде

Слайд 3

I Создание и написание единых образовательных рабочих программ

Слайд 4

На всей территории Российской Федерации вводится единое содержание образования. Это, несомненно, большой плюс. Создан сайт «Единое содержание общего образования», с которым все учителя страны работали при создании рабочих программ.

В августе 2022 года нами были разработаны учебные программы на 2022-23 учебный год. Их разработка стала прямой обязанностью учителя, согласно Единому квалификационному справочнику. Для этого мы использовали «Конструктор рабочих программ»– это удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам.

Обновленные ФГОС дают сегодня возможность учителям пользоваться  вариативностью разработок рабочих программ. Как мы это понимаем? Сегодня школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие также и углубленное изучение отдельных учебных предметов.

Слайд 6 Несколько слов о конструкторе рабочих программ.

Слайд 7

Конструктор полностью соответствует требованиям ФГОС 3.0. Он сам формирует информацию на основе нормативных документов. Содержит: титульный лист, пояснительную записку, общее содержание предмета, цели и задачи учебного предмета. Указана недельная нагрузка в часах. Как же работает конструктор?

Конструктор позволяет:

Переставлять темы в разделе.

Указывать кол-во контрольных и практических работ

Выбирать период проведения уроков

Выбирать виды деятельности, формы контроля, электронные образовательные ресурсы

Конструктор запрещает превышать допустимое количество часов, в том числе и контрольных работ. Они будут загораться у вас красным цветом.

Слайд 9

Еще одной отличительной чертой стандартов стало - установление требований к использованию электронных средств обучения, дистанционных технологий.

Теперь стандарт фиксирует право школы применять различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение и дистанционное. Другими словами реализация программы начального общего образования может осуществляется – в образовательном учреждении, самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

Считается что цифровые изменения в образовании, обещают решить главную проблему школы: достижение каждым ребенком образовательных результатов в полном объеме.

Сегодня главная ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – это ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА.

Слайд 10

В течении всего учебного года, учителями первых классов создается электронная база ссылок по основным темам уроков

Все учителя нашего методического объединения принимают участие. Пример такой работы - это создание электронных карточек, где ребенок по QR -коду может войти и выполнить задания.

Слайд 11

Данная работа была отмечена в городе Новокузнецке, на V Сибирском научно-образовательном форуме. В этом году учителя Матвеева Марина Генадьевна, Савченко Ирина Павловна, Криковцова Марина Петровна, Плотникова Татьяна Александровна были награждены серебряной медаль.

Слайд 12

Обновленные стандарты зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)

Слайд 13

Учителями первых классов было принято решение, создать единую базу ссылок по темам и отразить их в календарно – тематическом планировании в конструкторе рабочих программ.

Слайд 14

Следующей особенностью стандарта 3 поколения: разрешено организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход в обучении. Мы ведь всегда его использовали, но как дифференцированный подход изменился на данном этапе. …

Предлагаю на МО учителей начальных классов рассмотреть вопрос о дифференцированном подходе в обучении детей во 2 классе по требованию ФГОС с учетом их возможностей.

Дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности, и с разным потенциалом. Родители сегодня стараются отдать свое чадо на подготовительные курсы, где ребёнка научили читать, писать и считать. Но это не гарантирует успех.

Статистические данные

Б

олее 70% учеников не умеют слушать учителя.

Не умеют держать карандаш, кисточку и ручку около 40% детей.

60% учеников не понимают учебную задачу, не могут следовать инструкции, так как не могут её удержать.

При пошаговой инструкции дети не успевают, сбиваются, что приводит к отрицательным результатам. Неуспехи, как правило, снижают мотивацию. Детям не хочется

идти

в школу.

Сейчас до 50% детей приходят с нарушением речи различной степени. При умении

читать словарный запас

небогат и кругозор недостаточно развит. Дети с трудом отвечают на вопросы викторин по сказ

кам, не могут озаглавить текст.

Не проявляют любознательности

.

Не могут выразить свои

мысли, с трудом подбирают слова.

Ведь гораздо важнее, какими знаниями об окружающем мире владеет ребенок, как умеет общаться с людьми и справляться со своими эмоциями, его психологическая готовность и элементарными навыками самообслуживания (умение завязывать шнурки), у детей нарушена пространственная ориентация.

Дифференцированное обучение в нашей школе просто необходимо, так как на территории микрорайона находится неврологический д № 2 и многие выпускники идут обучаться в нашу школу, поэтому у нас такое большое количество детей обучающихся на дому. Именно дифференцированное обучение позволит в большинстве случаев достичь развития необходимых компетенций выпускника.

Сегодня в каждом первом классе сидит от 6-9 учащихся с неврологическими проблемами.

Слайд 13- 14

Одна из составляющих обновлённых ФГОС это курс «Функциональная грамотность»

Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки на ребят. Изучать функциональную грамотность школьники будут в рамках предметов «Окружающий мир», «Математика», «Информатика» и некоторых других.

Слайд 15

Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО. Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Слайд 16

В ходе международных оценочных исследований оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая, естественнонаучная грамотность. В начальной школе упор делается на развитие этих направлений. Читательская грамотность – это базовый навык - который гарантирует успех в любой предметной области.

Ф.Г. - проверяется на уровне Кемеровской области в начальных классах через РККР (дети пишут региональные комплексные контрольные работы). По итогам этих работ в нашей школе было выявлено, что у детей хорошо развита читательская грамотность и естественнонаучная грамотность.

Мы формируем данные навыки с1 класса следующим образом:

Слайд 17

На уроках мы предлагаем детям выполнить такие задания:

Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву

Р

:

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТА

Прочитай слова без лишнего слога:

кородава

,

сокабака

,

молгуклоко

,

сокрарока

,

машидамна

,

гошинрод

и т.д.

Слайд 18

прочитать слова, которые составлены из первых слогов (соловей, барабан, карамель);

добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (

грд

,

млк

,

мрз

,

млтк

– в данном примере вставляем букву О);

сложить слово из перепутанных букв (

касоаб

– собака)

Слайд 19

В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание:

прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ

(Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

Слайд 20

Одним из эффективных учебных материалов, позволяющих формировать читательскую грамотность, является, на мой взгляд, учебно-методический комплект О.Н. Крыловой «Чтение. Работа над текстом».

Слайд 21-23

На примере рассказа Н Носова «Жавая шляпа», провожу следующую работу

Слайд 24

В термин «Функциональная грамотность» входит понятие как Математическая грамотность – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики.

Формировать данные способности можно через решение ребусов, числовых последовательностей, решение различных задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.

Слайд 25-28

Например

Моделирование задачи

а) с помощью отрезков.

б) с помощью чертежа.

в) с помощью таблицы

Решение задач с недостающими или лишними данными.

.Самостоятельное составление задач учениками.

Изменение вопроса задачи.

Слайд 29

Для достижение каждым ребенком образовательных результатов, проводим занятия внеурочной деятельности. Одно из таких занятий является «Умка». Данные занятия позволяют совершенствовать познавательные способности детей с использованием учебно-методического комплекта Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».

Задачи, которые решатся на этих занятиях вы можете увидеть на слайде :

По слайдам

Слайд 30-37 задания могут быть различного характера

По этим пособиям я работаю много лет, в 2021 году на городском практикуме – семинаре делилась опытом своей работы.

Слайд 38

В обновленном ФГОС сделан акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности, в русле которой это - достижения личностных результатов. Уточнены направления воспитания. При этом каждый пункт конкретизирован.

Слайд 39

Нравственное воспитание наших детей очень важно для развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка: долг, честь, совесть, достоинство. Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации с 1 сентября текущего года предложило ввести в школах новый предмет: «Разговоры о важном».

С 31 октября 2022 г по 06 декабря 2022 г – учителя начальных классов прошли курсовую переподготовку в Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения РФ по программе «Разговоры о важном»: система работы классного руководителя (куратора)

В  рамках существующих учебных планов и внеурочной деятельности, классные руководители, проводят данные занятия, отдавая приоритет тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию.

Слайд 40

Помимо данного курса в нашей школе вводится еще один новый курс это «Робототехника»

Актуальность программы состоит в том, что способствует развитию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал детей.

Но самой главной проблемой остается отсутствие учебников.

По ФГОС-3поколения на сегодняшний день не выпущены единые учебники, поэтому школы приступили к реализации со старыми учебниками. Содержание учебников не вполне соответствует требованиям обновленных ФГОС.

Утверждение нового перечня - дело небыстрое. Во-первых, авторы программ и учебников должны были успеть подогнать свои пособия под новый ФГОС. Во-вторых, каждый учебник должен пройти независимую экспертизу. И это тоже дело не одной недели и даже месяца. Ведь, как сообщалось, теперь в каждом учебнике будет указана фамилия эксперта, и вся ответственность в случае чего ложится не только на автора, но на проверявшего. Значит, процедура экспертизы обещает быть тщательной и долгой. В-третьих, любой документ должен пройти кучу всяких бюрократических и юридических процедур, на что также уйдет уйма времени. В-четвертых, новые учебники надо будет напечатать, а школам потом их закупить. И это снова время, время, время...

Но Минпросвещения предусмотрело эту ситуацию и в разосланных по регионам письмах разрешило школам в переходный период использовать любые учебно-методические комплекты из прежнего перечня, но при этом должна быть изменена методика преподавания "учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов".

Если перевести эту фразу на человеческий язык, то это звучит примерно так: "Учебников мы вам пока не дадим, пользуйтесь старыми, но по новым стандартам будьте добры работать, а для этого ищите где хотите и применяйте дополнительные ресурсы".

Слайд 41

Сегодня мы используем в работе УМК «Школа России»

Ведущим принципом «Школы России» является применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.

Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России.

Китайская пословица гласит :« Не дай вам Бог жить в эпоху перемен, если вы не сможете вопользоваться преимуществами этих перемен.» И так как нам разрешили пользоваться любыми средствами, лишь бы достичь нужного результата, мы это и делаем. В 2022году ученики начали обучение по обновленным ФГОС, но каков будет результат, мы увидим только спустя несколько лет.