Микулянич Наталия Васильевна

педагог дополнительного образования

Особенности дополнительной общеобразовательной программы посредством театральной деятельности

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. [1c13]

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (JI.C. Выготский). [3c28]

Театрализованная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности:

смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по

направлению деятельности;

изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и до

полнительного образования;

усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценичес

кая речь, сценическое движение;

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у детей объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Реализация программы, рассчитанная на четыре года обучения, позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Цель данной работы заключается в развитии творчески   активной личности обучающегося средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению. С учетом цели были сформулированы следующие задачи:

обучить

 осно

вам театральной деятельности;

сформировать

н

авыки актёрского мастерства;

развивать творческие артистические

способности детей;

совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Отличительные особенности данной программы:

Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе

реализации настоящей программы

одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

 

Настоящая программа составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования. 

Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духов

ный продукт (в виде спектакля).

Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления. Постановка сценок к конкретным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Обучение учащихся проводится по утвержденному календарно-учебному графику. В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа. Выявление уровня освоения учебного материала, а также степени развитости личностных качеств, происходит путем мониторинга. Для определения качества освоения учащимися образовательной программы, выявления области знаний, подлежащих коррекции, проводится плановая диагностика и педагогом два раза в год заполняются диагностические срезы (декабрь, май) по методике, разработанной Кленовой Н.В., кандидатом философских наук, зам. зав. отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Буйловой Л.Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики Московского института открытого образования. Что дает полную картину успеваемости учащихся в течении учебного года, освоение ими учебного материала. На основе диагностических срезов проводится мониторинг за четыре года (срок реализации программы).

Список литературы

Андрачникова

Л.С «Воображение творчества в детском возрасте

».-

М:, 1991

г.

Аникеева С.Г. Теория и практика сценической школы.

-М, 2006

г

. Просвещение, 2004.

Артемова Л.В. «Театрализованные игры

».-

М: Просвещение,1986г.

Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи.

М

. 1979г.

Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. – М. 2001г.

Гиппнус

С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. –Л.-М: Искусство, 2002г.