* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Айрапетян Элина Овиковна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №10

г. Ессентуки, Россия

УДК 37.013

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на протяжении многих веков является неотъемлемой частью процессов обучения и воспитания.

Однако сегодня мы можем увидеть, что изменения в социокультурной жизни общества повлекли за собой определенные последствия, среди которых в качестве особо опасного для подрастающего поколения выступает обесценивание моральных ценностей. Наблюдается социальный инфантилизм, снижение социальной активности среди детей и подростков, а также изменение нравственных ориентиров. В связи с чем современное поколение может быть названо аморальным и бездуховным.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что психолого-педагогическая проблема формирования духовно-нравственных качеств личности сегодня является достаточно актуальной.

Рассмотрим взаимосвязь понятий «духовность» и «нравственность» как важнейших характеристик личности.

«Духовность» в толковом словаре В. Даля трактуется как «все относящееся к Богу, церкви, вере, также как все относимое к душе человека» [11].

В словаре терминов по общей и социальной педагогике духовность – это «индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других» (такой подход чаще рассматривается как душевность)» [4, с. 67].

Понятие нравственности также трактуется по-разному. Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение нравственности: «это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [7].

Т.Д. Джишкариани пишет, что «нравственность – это совокупность этических и духовных знаний и представлений, принципов и убеждений человека, лежащих в основе благородства и порядочности» [5, с. 33].

Ю.К. Бабанский говорил о том, что во время обучения ребенка в школе доминирует нравственное воспитание: «дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам» [1, с. 276].

Таким образом, духовность и нравственность – это два понятия, которые, сливаясь воедино, играют важную роль в жизни каждого человека с момента его рождения. Духовность является ценностной характеристикой сознания, вектором ее движения, который, определяя направление, становится основой нравственности.

Стремление к нравственности – одно из условий успешного формирования личности, именно нравственность привносит красоту в нашу жизнь, позволяет переосмыслить духовные ценности, вернуться к нравственным истокам и противостоять негативным явлениям. Этим и обусловлена необходимость постановки данной проблемы в центр внимания духовно-нравственного формирования вечных общечеловеческих ценностей, формирующих саморазвитие личности.

Доктор филологических наук Д.С. Лихачев в своих трудах писал, что нравственная основа – это самое важное, определяющее жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую [6].

Сегодня приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания младшего поколения является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [8]. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как гуманность, справедливость, честность, совесть, трудолюбие, личное достоинство, ответственность, вера в добро и стремление к исполнению морального долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

В различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Именно в младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования духовно-нравственных качеств и положительных черт личности.

В.А. Сухомлинский отмечал: «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [9, с. 154].

Рассматривая обучающихся младшего школьного возраста, не стоит забывать об их повышенной восприимчивости, о том, что дети данной возрастной категории легко поддаются влиянию, они наивны, имеют склонность подражать другим. Ученики полностью признают авторитет учителя. Это, безусловно, является «положительной» особенностью, позволяющей своевременно заложить фундамент развития личности.

Обучающиеся часто стараются подражать поведению педагога, так как они способны оценить духовно-нравственные качества в характере другого человека и хотят использовать такую же модель поведения. Однако подражают ученики не только учителю, но и окружающим их людям, поэтому очень важно, чтобы родители, родственники, знакомые, соседи и т.д. подавали хороший пример детям.

Воспитание личностных качеств не происходит изолированно от других, духовно-нравственная сфера рассматривается в качестве целой системы, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Система строится концентрически в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями, знание которых впоследствии помогает воспитать нравственные качества личности. С каждым годом объем знаний увеличивается, углубляется осознание нравственных понятий и представлений, меняется мировоззрение и мировосприятие ребенка. Обучающийся совершенно иным образом ощущает свое место в мире, по-другому видит себя и окружающих его людей.

Данная система компонентов и определяет поведение ученика. Существующие духовно-нравственные качества, регулирующие поведение ребенка младшего школьного возраста, можно разделить на следующие три группы:

1. отношение к обществу: толерантность, готовность к взаимопомощи, гуманность;

2. отношение к деятельности: трудолюбие, ответственность;

3. отношение к себе: честность, совесть, справедливость;

Так как учитель организует все формы общественной жизни в школе, он должен создать благоприятные условия для формирования всех перечисленных качеств.

Основой формирования является деятельность и общение. Однако именно педагогически организованные деятельность и общение создают такие воспитательные ситуации, взаимодействия и нравственные отношения, в которых происходит формирование и проявление нравственных качеств личности младшего школьника.

Реальная жизнь младших школьников не представляет собой сумму отдельно взятых видов деятельности, а образует их взаимосвязанную систему, характерную для данной возрастной категории, которая и отражает определенную схему нравственных отношений, формирующих определенные нравственные качества личности.

Нравственность личности младшего школьника проявляется также в его отношении к другим людям. Эта сфера жизнедеятельности ученика реализуется посредством контактов с другими людьми, через общение с ними. В общении младшие школьники имеют возможность, в отличие от других видов деятельности, максимально проявить свои нравственные качества.

Нравственные качества личности выступают в качестве неразрывного единства двух ее сторон: внутренней и внешней, которые выражаются в структурной и содержательной характеристиках. Структурная характеристика нравственного качества личности, отражающая ее психологическую сторону, определяется полнотой сформированности и степенью интегрированности его психологических компонентов. Содержательная характеристика нравственного качества выражается в субъективных личностных отношениях младшего школьника к окружающему миру, обществу, другим людям и к самому себе и проявляется в его поведении и деятельности.

Интегративный характер формирования нравственных качеств личности младшего школьника выступает как объективное психолого-педагогическое явление и представляет собой процесс сочетания, объединения (интеграции) в единую, целостную личностную систему ранее воспитанных нравственных умений, навыков и привычек, а также нравственных качеств с формируемыми.

Процесс формирования и интеграции нравственных качеств личности младшего школьника носит ступенчатый характер, является необратимым и осуществляется в направлении обогащения и усложнения не только их структурных, но и содержательных компонентов. При этом установлены следующие закономерные связи:

1. формирование более сложных по содержанию и своей структуре нравственных качеств личности предполагает сформированность менее сложных;

2. прослеживается тенденция: количество нравственных качеств, которые необходимо сформировать на первых ступенях их интеграции, значительно уменьшается в процессе развития;

3. объединяются между собой, как правило, в первую очередь родственные, близкие по своему содержанию нравственные качества.

Главными критериями, на основе которых мы можем оценить уровень нравственной воспитанности личности детей младшего школьного возраста, являются индивидуальные изменения, происходящие во внутренней нравственно-психологической структуре личности, и их внешние проявления в ее поведении и деятельности. В качестве таких критериев выделены:

1. наличие доминирующих нравственных потребностей и мотивов;

2. степень усвоения и осознания социальной и личностной значимости моральных правил, норм и принципов, а также нравственных качеств;

3. устойчивость нравственных умений, навыков и привычек.

С помощью выделенных критериев определяется полнота сформированности структурных компонентов того или иного нравственного качества или их совокупности, а также степень проявления в поведении младшего школьника.

Подводя итог, мы можем сказать, что важным условием воспитания духовно-нравственных качеств личности является правильная организация деятельности обучающегося младших классов. Именно в деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение и таким образом формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания моральное просвещение, целью которого является сообщение ребенку совокупности знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм непосредственно связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю. К. Бабанский – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.

2. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: УГПУ, 2016. – 937 с.

3. Венецкая, А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса «Этическая грамматика, или Веселый этикет») / А.Б. Венецкая // Начальная школа. – 2009. – №2. – c.73-77

4. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.

5.Духовно-нравственное воспитание школьников. Учебно-методическое пособие для курса по выбору для студентов направления Педагогическое образование / Автор: Т.Д. Джишкариани.– Шуя: изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 172 с.

6. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособ. для студ. педагог. учеб. заведений / Б.Т. Лихачев. – М.: Владос, 2010. – 647 с.

7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovardalya.ru/. (Дата обращения: 23.10.2023)

8.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р [Электронный ресурс]: офиц. текст // Справочная правовая система КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.11.2022).

9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. А. Сухомлинский – М.: 1980, т.2., - 170 с.

10. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2018. – 346 с.

11. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovardalya.ru/. (Дата обращения: 23.10.2023)