Особенности формирования пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дети с OHP, особенно если дефект включает дизартрический компонент, имеют трудности с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда и недостаток формирования пространственных понятий и трудность правильного использования предлогов.

Нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций - это тип ошибок в грамматической структуре речи. Проявляются, оно в случае если ребенок не обладает определенными знаниями и навыками употребления грамматических структур и не умеет правильно оформлять свою речь.

Грамматика, по мнению К. Д. Ушинского, является логикой языка. Каждая форма в грамматике выражает некоторое общее значение. Формирование грамматической структуры речи занимает особое место в развитии речи ребенка, поскольку именно грамматическая структура является ключом к успешному общему обучению речи,

Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенная). Знание ребенком мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Известные связи грамматически формируются и отражаются в речи. Это связано с развитием родного языка, его словарного запаса и грамматической структурой.

Грамматическая категория - это значения слов обобщенного символа, значения которых абстрагируются от конкретных лексических значений этих слов. Категориальными значениями могут быть показатели, например, отношение данного слова к другим словам во фразе и предложении (категория падежа).

В падеже на русском языке выражается отношение существительных к другим словам во фразе и предложении. В системе шести падежей именительный падеж сравнивается как прямой падеж с остальными пятью, эти пять падежей называются косвенными. Косвенные случаи, как правило, выражают зависимость существительного от слова, которое им управляет. Будучи управляемыми формами, косвенные падежи появляются вместе с предлогами (предложными конструкциями) и без них (простыми конструкциями): так можно привести примеры, такие как «видеть дом и направляться к дому» или «водить машину и сидеть в машине». Из шести падежей только именительный падеж всегда используется без предлога; другой используется только с предлогами и поэтому называется предложным; остальные четыре появляются с предлогами или без них. Предлоги выражают различные отношения и связи, которые существуют в реальности.

Грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном развитии речи. У детей есть определенная особенность в овладении грамматической структурой речи. Это выражается в более медленных темпах усвоения. На основании этих утверждений можно сделать вывод о необходимости обучения детей грамматическим структурам речи. Только после овладения всеми этими структурами, в частности, грамматикой, ребенок сможет освоить правильное использование пространственных предлогов в своей речи.

Развитие грамматической структуры детской речи тесно связано с развитием пространственных понятий и пространственной практики. Известно, что дети с недостаточной речевой активностью испытывают трудности, связанные с ориентацией в пространстве, в результате чего пространственные представления не формируются.

Степень этого недостатка образования различна и не всегда соответствует тяжести двигательных и речевых расстройств. В некоторых случаях детям трудно идентифицировать правую и левую стороны тела или объекта по ориентации в окружающем пространстве, в других случаях с пониманием и использованием грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения..

Так например и Лыков пишет, что у детей с недоразвитием речи трудно формируется грамматический строй языка т.е. дети не производят морфологических и синтаксических образований, есть ошибки в использовании рода и числа; предлоги и союзы не включены в разговорную речь.

Еще следует отметить, что предложно-падежные конструкции с предлогами, указывают как местоположение объекта, место действия, так и направление. Предлог, который используется в различных конструкциях, имеет разные значения. Для детей это представляет большую проблему, ведь известно, что у детей с недостаточной речевой деятельностью возникают трудности, которые связанны с ориентацией в пространстве. В результате чего пространственные представления не имеют понятия. Это, в свою очередь, приводит к трудностям в развитии навыков правильного использования грамматических форм, существительных с предлогами).

Эти нарушения проявляется в виде следующих ошибок:

- пропуск или замена предлога. Чаще всего наблюдается опускание таких предлогов как «в», «из», отсутствие предлогов «над», «около», «перед», «за», «между», «через».Замена предлогов «на» и «над», «под» и «по», «на» и «в» по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги «из-за», «из-под».

- замена одной предложно-падежной конструкции другой.

- неправильное употребление падежного окончания существительного

- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания

Слова, которые не имеют номенативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут освоить структуру различных типов предложений и связной речи. Таким образом, у детей с OHP наблюдается неполное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания требуется прежде всего определенный словарный запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями.

Изучение правильности обучения детей предложно-падежным конструкциям является одним из моментов изучения состояния формирования грамматической структуры языка, необходимой для постановки речевого диагноза и определения способов дифференциального обучения.

При анализе ошибок, допущенных детьми при использовании существительных в косвенных падежах с различными предлогами, необходимо учитывать как правильность использования самих предлогов (т.е. выяснить, какие отношения и с какими предлогами выражают дети), а также соответствие окончаний падежа, фраз, составленных детьми, и предложений, используемых с предлогами (т. е. выполняют ли предлоги синтаксическую функцию).

Работа над предлогами входит в работу по формированию словоизменения. Необходимость включения упражнений с предлогами в логопедические классы продиктована практическим усвоением более сложных морфологических закономерностей. Поскольку предложно-падежные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется ознакомиться с предлогами на материале словосочетаний и простых фраз.

Таким образом, у детей с нормальным развитием речи и с ОНР грамматическая структура речи происходит в той же последовательности, но в последнем случае этот процесс является наиболее сложным. Часто возникают трудности с усвоением конструкций предложного падежа с предлогами, которые служат для связывания значимых слов в предложении, пропуская предлоги, заменяя предлоги и отбрасывая их.

Дети с нарушениями речи часто совершают ошибки, когда склоняют существительные с предлогами. Больше всего, у детей с недостаточной развитостью речи, использование сложных предлогов «из-за», «из» вызывает большинство трудностей. Они не всегда понимают значение этих предлогов и не используют их в самостоятельной речи. В структуре нарушений грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР преобладают трудности понимания и использования предложных падежных конструкций пространственного значения.