Особенности формирования универсальных учебных действий в обучении младших школьников
Формирование коммуникативной компетенции в групповой деятельности во времена прогрессивно развивающегося общество становиться необходимым использование оптимальных способов организации учебного процесса в современной школе. На сегодняшний день большое значение имеет не только знания, но и практическое использование, а значит и развитие коммуникативной компетенции. Важно не только говорить, понимать на слух, но и грамотно писать, читать дословно или частично понимания содержание текста.
Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству. Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Учитель должен учить школьников сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий, решении проблемных задач.
Групповая работа строиться по принципу решения поставленных задач, которые разрешить самому нельзя и требуется участие всех членов группы. Такая совместно организованная деятельность благотворно влияет на формирование положительного микроклимата в классе, ученики осознают, что они единое целое, т.е. команда. Такой вид обучения повышает интерес к обучению, учит объективной оценки, а также повышает значимость обучающегося в классе.
Совместная работа заключается во взаимопомощи друг другу в проявлении речевой самостоятельности. Для получения нужного результата стоит обратить внимание на правильную организацию речевых групп. Опыты показывают, что самые продуктивные группы не должны превышать 3-5 человек. При этом учитель должен иметь четкое представление об увлечениях каждого ученика, его межличностных отношениях с одноклассниками, при этом уровень знания иностранного языка не должен являться решающим фактором для организации речевой работы в группах. В таких группах ученики являются единым целым, дополняя друг друга.
Формы общения главным образов зависят от этапа обучения. На начальном этапе более эффективными видами являются:
ролевы
е игры;
инсценировка сказок, историй;
инсценировка коммуникативных ситуаций с вымышленными героями.
Ролевая игра особенно привлекательна для учеников первого года обучения. Во время такой игры ученики могут инсценировать простые коммуникативные ситуации. Самые популярные это знакомство, поздравление, посещение кинотеатра, парка.
Что касается учеников старшей школы, то стоит обратить внимание на игры типа «Брей ринг», дискуссионные игры, условная беседа.
Для «Брей ринга» характерно совместное групповое обсуждение ответов на заданные вопросы. При этом можно использовать разноплановые вопросы для проверки знаний (географических, политических, и т.д.).
Не стоит забывать, что дискуссия считается одной из сложных форм работы, которая требует владения достаточным уровнем речевой компетентности. Учитель может снять ряд трудностей, если будет применять в своей работе ряд упражнений, которые научать учащихся запрашивать необходимую информацию, вести беседу, уточнять услышанное, соглашаться или не соглашаться с мнениями окружающих.
Исходя из наблюдений за учащимися, работающими в группах, сформировалось твердое убеждение, что любой коммуникативный метод, используемый на уроке должен учитывать 4 ступени речевой теории: - ситуативную; - мотивационную; - восприятие речи собеседником; - обратную связь. Только при наличии и взаимодействии этих четырех ступеней можно достичь эффективного общения, такого, в котором коммуникабельные дети помогают развитию коммуникабельности в других, возможном только в общении. Таким образом, создание коммуникативной среды на уроке является сегодня одной из эффективных форм для формирования и развития коммуникативных компетенций младшего школьника, так как условия работы, создаваемые в такой образовательной среде, приближены к естественным условиям. В такой среде у каждого учащегося есть естественная потребность проявить свои коммуникативные данные, исходя из речевой ситуации, одновременно дети учатся ориентироваться в ней, т. е. ясно представляют себе собеседника, условия речи и задачи, а главное, у них возникает потребность в общении.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что использование групповой деятельности на уроке играет одну из ведущих ролей для эффективного формирования коммуникативной компетенции учащихся. Для эффективного изучения не стоит забывать об использовании все типов группового общения на уроках, для создания максимального эффекта погружения учащихся в среду общения.
Список используемых источников
Бабанский
Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М., 1981
URL: https: //pedsovet.su/
publ
/70-1-0-1629
URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11606/