«Особенности хорового воспитания учащихся на площадке Сормовской православной гимназии г. Н. Новгорода»
В 2006 году, когда я пришла работать в Сормовскую православную гимназию, передо мной директором (на том момент эта была Морозова Светлана Анатольевна) была поставлена задача – создать ученический хор. Имея опыт хоровой работы, я понимала, что достичь необходимого профессионального уровня без музыкального образования, нам не удастся. Поэтому, договорившись с директором ДМШ № 11 Высоцким Олегом Георгиевичем, мы открыли на базе нашей гимназии филиал хорового отделения этой школы.
Филиал работает и по сей день. Все предметы: хоровое пение, сольфеджио, музыкальная литература, общее фортепиано, ребята изучают в здании гимназии во второй половине учебного дня. Программа, по которой мы занимаемся, рассчитана на 5 лет. По желанию обучающихся ребята могут продолжить обучение по программе предпрофессионального развития (8 лет). И такие примеры есть. К моей радости, одна воспитанница продолжила обучение в музыкальном колледже им. Балакирева, и еще две девочки заканчивают музыкальное отделение педагогического колледжа.
Отбор детей в музыкальную школу у нас проходит после окончания 2-го класса, т.е. по достижении 9 лет. К этому возрасту дети прошли первые годы адаптации, окрепли физически, познакомились с жизнью гимназии. Слыша и видя работу хоровых коллективов, ребята приобретают мотивацию участия в творческой жизни гимназии. И, если выявляются музыкальные способности, они поступают в музыкальную школу.
Ученики первых двух лет обучения входят в состав хора «Кампанелла», что в переводе с итальянского языка означает «колокольчик». Ребята получают начальные навыки хорового мастерства. Поют о Родине, о маме, о семье. Затрагивают нравственные темы: такие как дружба, доброта, взаимопонимание. Изучают несложные литургические песнопения. В итоге, оттачивает навыки концертного исполнения на гимназических мероприятиях, на выездных концертах, участвуя в хоровых конкурсах.
С третьего года и до окончания гимназии ребята поют в хоре «Глас», что в переводе с греческого означает «голос» или «напев».
Хочу обратить Ваше внимание на то, что дети, закончив музыкальную школу в 8 классе, не оставляют коллектив, а продолжают в нем активно работать. В каждой партии младшие, неокрепшие интонационно голоса, опираются на голоса старших, чьи вокально-хоровые навыки значительно устойчивее. Несмотря на то, что каждый год приходится расставаться со старшими ребятами и вновь обучать младших, хор не теряет своей работоспособности. Коллектив выполняет все функции, которые на него возложены. Как показала практика, вышеизложенная схема работы, построенная нами за эти годы, помогает добиваться хороших результатов в детском хоровом исполнительском искусстве.
Теперь несколько слов о нашей творческой жизни.
Репертуар хора разнообразен. Это духовные песни, канты, колядки, народные песни и песни современных композиторов. При работе над исполняемым репертуаром есть трудности, которые мы стараемся преодолевать. Прежде всего это скудность предлагаемого хорового репертура для нашего конкретного состава. Несмотря на смешанный состав хора, малочисленность басов и незрелость теноров вносят свои коррективы. Приходится самостоятельно перекладывать многие произведения, учитывая особенности нашего коллектива. Выбрав вектор духовной музыки, к сожалению, мало остается времени на изучение произведений о дружбе, школе, семье, об отношении природы и человека. Хорошо, когда дети через музыку познают самоиронию, когда поют в гармонии и ритме современности. Это помогает ребятам ощущать себя частью этого современного общества.
Но вершиной творчества коллектива является Божественная литургия. Хор от первого и до последнего песнопения может озвучить ход службы. На уроке мы переводим с церковно-славянского языка, чтобы понимать смысл пропетого. Обговариваем значимость и смысловое значение того или иного песнопения в строении литургии. Очень тщательно работаем над произношением текста. Учимся выкладываться и отдыхать во время длительного пения. По необходимости некоторые песнопения учим наизусть. В результате большой, сложной и систематической работы, пение детей на литургии, вызывает уважение как среди детей, так и среди взрослых. Как радостно прихожанам, родителям и учителям слышать пение детских голосов, пусть еще не очень окрепших, но искренне прославляющих своего Творца.
Продолжая эту сторону нашей деятельности, можно отметить, что старшие хористы входят в состав епархиального сводного хора, который участвует в богослужении с митрополитом Георгием. А некоторые в свободное время поют на клиросах храмов Нижнего Новгорода.
Наряду с хоровыми площадками храмов, коллектив участвует в хоровой жизни Нижегородской епархии, города и района. Мы принимали участие в проекте «Хор 800», посвященный 800-летию нашего города. Выступали на юбилейном вечере, посвященном 350-летию Нижегородской епархии. Каждый год музыкально оформляем районную Рождественскую елку. Выступаем на социальных площадках. Поем на сцене музыкальной школы №11. Принимаем участие в хоровых конкурсах, фестивалях регионального и международного масштаба. За что неоднократно были награждены дипломами лауреатов 3,2 и 1 степени. Ну, и конечно, украшаем своим творчеством домашние мероприятия, которые проводятся в стенах родной гимназии.