государственное казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) школа при исправительно-трудовых учреждениях Самарской области»

(ГКОУ «Центр образования Самарской области»)

443101, Самарская область, город Самара, улица Хасановская, дом 22, тел.8(846)339-38-81, e-mail: so_itu@samara.edu.ru ИНН 6314023835

.....................................................................................................................................................................

ДОКЛАД

«ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС ООО»

Подготовила

учитель русского языка

и литературы филиала № 1

Новокрешенова А. В,

Самара 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Обновленные стандарты по предмету «Русский язык».

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Практикум: основные приемы и методы работы в период обучения и во время подготовки к государственной итоговой аттестации.

Обновленные стандарты по предмету «Русский язык»

Обновленные ФГОС ООО определяют новые требования к содержанию и организации обучения, которые необходимо учитывать при подготовке учебных программ и проведении уроков. Русский язык – один из ключевых предметов в системе образования, поэтому важно осознавать возможности реализации новых требований на его уроках.

Реализация ФГОС ООО на уроках русского языка предполагает применение инновационных методик и технологий, которые позволяют достигать максимальных результатов в процессе обучения. Важным аспектом является развитие коммуникативной компетенции учащихся, что

позволяет им эффективно использовать свой языковой потенциал в речевой деятельности. Кроме того, важно формирование навыков культуры речи и грамотного использования языка в различных ситуациях общения.

Согласно документу, целью обучения русскому языку является формирование коммуникативной компетентности учеников. Это означает, что ученики должны уметь свободно и правильно использовать русский язык в различных ситуациях коммуникации. Для достижения этой цели ФГОС ООО выделяют следующие задачи:

1 Развитие навыков грамотного и культурного общения на русском языке.

2. Формирование лингвистической компетенции, включающей знание основных языковых единиц и правил их использования.

3. Развитие умения анализировать тексты различных жанров и эффективно использовать полученную информацию.

4. Формирование навыков письма на русском языке в соответствии с требованиями текущего уровня образования.

Для достижения этих задач предусмотрены следующие основные компоненты урока:

1 Организация коммуникативной деятельности, которая направлена на развитие навыков общения на русском языке.

2. Использование актуальных методов обучения, включающих индивидуальную, групповую и коллективную работу.

3. Активная работа с текстами различных жанров: чтение, анализ и интерпретация.

4. Применение новых технологий обучения, таких как интерактивные доски, онлайн-сервисы и тестирование.

Достижение всех поставленных задач позволит максимально эффективно обучать русскому языку.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Известный лингвист А. Ю. Бисеров в своем пособии выделили несколько правил орфографии и пунктуации, которые из года в год вызывают трудности. На примере собственной практики (проведение промежуточной аттестации, контрольных работ различного вида и тематики) хочу согласиться с ним. Эти сложные случаи:

— правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;

— правописание - и -НН- в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных;

— слитное/раздельное написание НЕ, разграничение употребления частиц НЕ и НИ;

— выделение вводных слов (вводных конструкций);

— обособление второстепенных членов предложения;

— знаки препинания в сложном предложении, состоящем из

трёх и более частей.

Кроме того, обучающимся школы непросто даются и постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами, знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. На мой взгляд, иногда обучающиеся не помнят и самых простых орфографических правил, таких как падежные окончания существительных, правописание суффиксов прилагательных и существительных, правописание приставок – в особенности, приставок пре- и при-.

Поэтому каждый год повторение приходится начинать с самых азов, даже в выпускных классах. Мы уплотняем повторение, стараемся вспомнить все правила, чтобы перейти к основной программе курса. В этом году впервые в филиале будут обучаться семиклассники, у которых в программу включены важные и непростые темы – «Причастие», «Деепричастие», «Наречие» и «Категория состояния», которые требуют внимательного изучения.

Практикум: основные приемы и методы работы в период обучения и во время подготовки к государственной итоговой аттестации.

Чему мы учимся на уроках русского языка? Прежде всего, умению работать с языковым материалом, характеристиками глагола, морфемикой, умению составлять словообразовательные цепочки. А самое главное, мы учимся работать с алгоритмом применения того или иного правила. В работе с орфографическими и пунктуационными правилами мы применяем таблицы как метод простого, наглядного и надежного запоминания правил.

Практика работы с таблицами применялась мной еще в период работы в городской школе и уже там она показала высокий уровень эффективности. Таблицы я беру из двух брошюр, которые так и называются «Русский язык в схемах и таблицах», автор М. Ю. Никулина, 2022 год выпуска. После освоения каждой тематической группы правил мы проводим урок-практикум с заданиями разного уровня, включающими индивидуальную и групповую работу.

Например, недавно в рамках повторения с обучающимися 8 и 9 классов был проведен урок «Пишем правильно слова». В этот урок вошли как стандартный фронтальный опрос, так и работа «Исправь ошибки в тексте», работа в парах «Проверим приставки», индивидуальная работа «Заполни пропуски», а также групповая работа «Вся орфография в одном кластере». По окончании урока обучающиеся получили памятки по орфографии.

Еще один прием, хорошо зарекомендовавший себя на практике, это так называемый сдвоенный урок, состоящий из лингвистического и литературоведческого анализа текста произведения, входящего в школьную программу. Такой урок я провожу во всех классах в конце каждого месяца. Причем отрывок из произведения мы не только читаем вслух выразительно и анализируем с точки зрения литературы, но и стараемся найти в нем примеры тех правил, которые уже изучили. В конце октября в одном из классов мы брали отрывок из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Подобная работа позволяет выявить некоторые пробелы в знаниях обучающихся и выполняет двойную функцию в рамках изучения двух предметов.

Таких нестандартных практико-ориентированных уроков немало. Где-то я использую собственный опыт при их создании, где-то применяю уже имеющиеся наработки. Таким образом, думаю, и достигается цель обучения русскому языку в рамках обновленных ФГОС – научить грамотной речи и подготовить к итоговой аттестации.