Особенности коррекции связной речи у школьников на логопедических занятиях Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение полно, связно, последовательно и понятно передать окружающим содержание готового языкового сообщения или самостоятельно составить языковое высказывание. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Известно, что нет ребенка, который бы шел в 1-й класс с намерением учиться плохо: желания и цели, связанные с учением, ориентированы на ожидание школьных успехов. Поэтому проблема неуспешности в самом начале обучения требует особого внимания со стороны всех взрослых. В качестве причин неуспеваемости ребенка можно назвать множество самых разных обстоятельств, но одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения речи. Они затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьной программы доказана во многих исследованиях (М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Если рассматривать детей с нарушениями речи как детей с особыми образовательными потребностями, а учителя-логопеда – как педагога, работающего в сфере педагогической поддержки, то можно так сформулировать ведущие принципы педагогической деятельности логопеда: работа по устранению дефектов речи – это процесс, в котором учитель-логопед направляет ребенка, показывает ему необходимость работы над речью. В условиях нормально развивающегося словесного общения ребенок по подражанию овладевает разговорной речью, ее особенностями.?Дети, имеющие речевые нарушения ?испытывают большие трудности, чем их сверстники. Для их речевой деятельности характерно: Односложность речевых высказываний , использование ?простых конструкций, ?неспособность грамматически правильно построить предложение; Бедный словарный запас; Употребление нелитературных слов и выражений; Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; Неспособность построить рассказ ?на предложенную тему, пересказ текста своими словами; Слабовыраженная интонационная выразительность, нарушение темпо-ритмической стороны речи и др. Используя теоретические знания и накопленный практический опыт, решаю в своей педагогической деятельности следующие задачи: коррекция недостатков в речевом развитии учащихся; предупреждение появления вторичных речевых дефектов; подготовка к восприятию трудных тем школьной программы; восполнение пробелов предшествующего обучения; воспитание любви к родному языку, активного интереса к его изучению. Чтобы успешно решать задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи, логопед должен знать современные педагогические технологии. Наиболее приемлемыми для себя считаю технологию дифференцированного обучения и личностно-ориентированное обучение. Логопедическая работа предполагает проведение дифференциации как при комплектовании групп и подгрупп для занятий, так и в процессе занятий; использование разноуровневых заданий в соответствии с возможностями обучающихся. Работа по развитию связной речи с первоклассниками и второклассниками на I этапе коррекционной работы начинается с формирования фразы, с расширения и обогащения словарного запаса. Учащиеся усваивают понятия ?предмет? и ?слово, которым назван предмет?, ?действие? и ?слово, которым оно ?названо?, ?признак? и ?слово, которым назван признак?. После чего у детей формируются понятия ?слов, обозначающих предмет, действие и признак?. Затем логопед проводит работу над структурой предложения, грамматическим и интонационным оформлением. Отработав структуру простого двусоставного нераспространенного предложения, переходим к работе над распространением предложения путем введения второстепенных членов (дополнения, определения, обстоятельства) и его грамматическим оформлением (согласование и управление различных частей речи, употребление предлогов). Огромную помощь в развитии этих навыков, могут оказать специальные дидактические игры и упражнения, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесным проговариванием, театрализованные (подражания, драматизации, фантазии), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие. ??????? Следующие игры и упрaжнения нaпрaвлены нa?рaзвитие вообрaжения. ?1.Отгaдaй зaгaдку. 2. Подбери к слову день подходящее по смыслу прилaгaтельное. 3. Кто лучше, точнее, прaвильнее состaвит рaсскaз нa?предложенную тему. 4. Игрa??Предстaвь, что ты в другой стрaне. Кaк изменились бы привычные вещи, нaпример: кaкими свойствaми стaли бы облaдaть тетрaдь, кaрaндaш, кaлендaрь? Опиши их.? 5. Игрa??Кто больше нaзовет пословиц, в которых есть словa?из словaрикa? 6. Игрa??Предстaвь, что ты преврaтился в великaнa?(гномa). Что ты будешь использовaть вместо гaзеты, одежды, посуды?? 7. Напиши сочинение нa?тему ?Зимa?пришлa? от имени обитaтелей лесa. 8. Игрa??Кто больше подберет прилaгaтельных к словaм-яблоко, морковь, кaртофель?. Игровое упражнение ?Распространи предложение? Цель — развитие у детей умения строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Пример: взрослый начинает предложение так:??Дети идут. (Куда? Зачем)? Дидактическая игра ?Снежный ком? Цель: Способствует развитию памяти, умения распространять предложения и логически выстраивать члены предложения. Ход игры: Первый игрок называет нераспространенное предложение: ?Машина едет?. Второй повторяет сказанное предложение и прибавляет свое слово, третий повторяет услышанное и добавляет свое слово и т.д. Слова можно добавлять в любом месте предложения. Получается распространенное предложение, которое увеличивается от игрока к игроку. Машина едет по дороге. – Большая машина едет по дороге. — Большая машина едет по широкой дороге и т.д. Игра заканчивается, когда кто-либо ошибается или пропускает слова в растущем предложении. Дидактическая игра ?Фильм, фильм, фильм… Цель — развитие у детей умения строить предложения, грамматически правильно оформлять его, использовать нужные по смыслу предлоги. ( Использовала картинки из пособий Н.А.Коняхиной). В прорези кинопленки вставлены ленты с картинками (слова-предметы, действия, признаки, предлоги), передвигая картинки, ребенок составляет различные предложения по заданию логопеда. Игровое упражнение ?Составь загадку? Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия. Ход игры: Опиши ягоду, фрукт, овощ, который ты больше всего любишь, или животное по его действиям, а мы отгадаем, (?Он круглый, красный, сочный, вкусный; ?Он ходит, жуёт, бодает, блеет.) Игровое упражнение ?Если бы…? Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: ?Если бы я был волшебником, то…? ?Если бы я стал невидимым…? ?Если весна не наступит никогда…? У детей с ОНР встречается много ошибок в употреблении предлогов, они неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол + существительное с предлогом. Работая над правильным употреблением предлогов и над предложно-падежным управлением, использую в работе следующие игры: Игра ?Поле чудес?: Цель: уточнение пространственного значения предлогов, развитие у детей умения правильного употребления предлогов, построение предложений со словами-предлогами. В 1 туре детям предлагается закончить предложение по картинкам, подбирая нужный по смыслу предлог. Во 2 туре детям предлагается самостоятельно придумать предложение с выпавшим по стрелке предлогом. В суперигре ребенок, набравший наибольшее количество баллов, определяет на слух употребленные в предложении предлоги. ????????? Используя на урокaх русского языкa?и чтения чистоговорки и скороговорки, учитель зaкрепляет прaвильное произношение слов, отрaбaтывает дикцию. Их тaкже можно использовaть для рaзвития голосового?aппaрaтa?(произносить громко, тихо, шепотом). Зaгaдки, используемые нa?урокaх, помогaют учителю рaзвивать у учaщихся слуховое внимaние, зaкрепить прaвильное произношение словa, способствует хорошей дикции.?Зaгaдки – добaвлялки?(не договaривание слов) помогaет учителю приучaть детей слушaть внимaтельно стихотворение, подбирaть словa, не просто близкие по звучaнию, но и подходящие по смыслу. Используя любую игровую ситуацию, нужно помнить: - игра не должна быть очень длительной по времени, она должна быть живой, динамичной, интересной для детей; - в игре должен использоваться элемент соревнования, награды за успешное выполнение условий игры (эмблемы, фишки и т.д.); - игра может быть занятием, частью занятия, а может проводиться в минуты отдыха: Физкультминутка; - в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, в игре нужно развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью. Следует поощрять детей за хорошую речь. Данные виды упражнений способствуют тому, что у детей формируется четкое представление о структуре повествования, рассказы становятся более связными, выразительными, эмоциональными. Результатом целенаправленной работы по формированию связной речи является умение детей последовательно и логично излагать свои мысли, использовать в речи все виды связи, пользоваться развернутыми грамматически правильными предложениями, адекватными замыслу. Ожидаемые результаты: Умение связно излагать мысли ?устно и письменно; умение развернуть и закончить свою мысль, одновременно следя за орфографией и пунктуацией. Умение осмыслить тему, раскрыть; подбирать и применять ?для этого разнообразные языковые средства. Умение не только устно, но и письменно раскрыть заданную тему, выражая собственное мнение. Умение составить план и распределить информацию в соответствии с этим планом. Умение использовать свой словарный запас, ?пользоваться словарем. Научиться исправлять допущенные ошибки, видеть их и дополнять свой текст или высказывание более точными и емкими выражениями Программы развития и формирования связной речи у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи??осуществляют основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме. При несвоевременной коррекционно-логопедической работе недоразвитие связной речи в младшем школьном возрасте приведет к неуспеваемости по чтению и письму и будет являться препятствием для успешного овладения программами общеобразовательных предметов.
Особенности коррекции связной речи у школьников на логопедических занятиях