Особенности коррекции связной речи у школьников на логопедических занятиях

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение полно, связно, последовательно и понятно передать окружающим содержание готового языкового сообщения или самостоятельно составить языковое высказывание. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности.
     Известно, что нет ребенка, который бы шел в 1-й класс с намерением учиться плохо: желания и цели, связанные с учением, ориентированы на ожидание школьных успехов. Поэтому проблема неуспешности в самом начале обучения требует особого внимания со стороны всех взрослых. В качестве причин неуспеваемости ребенка можно назвать множество самых разных обстоятельств, но одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения речи. Они затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьной программы доказана во многих исследованиях (М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Если рассматривать детей с нарушениями речи как детей с особыми образовательными потребностями, а учителя-логопеда – как педагога, работающего в сфере педагогической поддержки, то можно так сформулировать ведущие принципы педагогической деятельности логопеда:
работа по устранению дефектов речи – это процесс, в котором учитель-логопед направляет ребенка, показывает ему необходимость работы над речью.
В условиях нормально развивающегося словесного общения ребенок по подражанию овладевает разговорной речью, ее особенностями.?Дети, имеющие речевые нарушения ?испытывают большие трудности, чем их сверстники. Для их речевой деятельности характерно:
Односложность речевых высказываний , использование ?простых конструкций, ?неспособность грамматически правильно построить предложение;
Бедный словарный запас;
Употребление нелитературных слов и выражений;
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
Неспособность построить рассказ ?на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
Слабовыраженная интонационная выразительность, нарушение темпо-ритмической стороны речи и др.
Используя теоретические знания и накопленный практический опыт, решаю в своей педагогической деятельности следующие задачи:
коррекция недостатков в речевом развитии учащихся;
предупреждение появления вторичных речевых дефектов;
подготовка к восприятию трудных тем школьной программы; восполнение пробелов предшествующего обучения;
воспитание любви к родному языку, активного интереса к его изучению.
Чтобы успешно решать задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи, логопед должен знать современные педагогические технологии. Наиболее приемлемыми для себя считаю технологию дифференцированного обучения и личностно-ориентированное обучение. Логопедическая работа предполагает проведение дифференциации как при комплектовании групп и подгрупп для занятий, так и в процессе занятий; использование разноуровневых заданий в соответствии с возможностями обучающихся.
Работа по развитию связной речи с первоклассниками и второклассниками на I этапе коррекционной работы начинается с формирования фразы, с расширения и обогащения словарного запаса. Учащиеся усваивают понятия ?предмет? и ?слово, которым назван предмет?, ?действие? и ?слово, которым оно ?названо?, ?признак? и ?слово, которым назван признак?. После чего у детей формируются понятия ?слов, обозначающих предмет, действие и признак?.
       Затем логопед проводит работу над структурой предложения, грамматическим и интонационным оформлением. Отработав структуру простого двусоставного нераспространенного предложения, переходим к работе над распространением предложения путем введения второстепенных членов (дополнения, определения, обстоятельства) и его грамматическим оформлением (согласование и управление различных частей речи, употребление предлогов).
Огромную помощь в развитии этих навыков, могут оказать специальные дидактические игры и упражнения, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесным проговариванием, театрализованные (подражания, драматизации, фантазии), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие.
??????? Следующие игры и упрaжнения нaпрaвлены нa?рaзвитие вообрaжения.
?1.Отгaдaй зaгaдку.
2. Подбери  к слову день подходящее по смыслу прилaгaтельное.
3. Кто лучше, точнее, прaвильнее  состaвит рaсскaз нa?предложенную тему.
4. Игрa??Предстaвь, что ты в другой стрaне. Кaк изменились бы привычные вещи, нaпример: кaкими свойствaми стaли бы облaдaть тетрaдь, кaрaндaш, кaлендaрь? Опиши их.?
5. Игрa??Кто больше нaзовет пословиц, в которых есть словa?из словaрикa?
6. Игрa??Предстaвь, что ты преврaтился в великaнa?(гномa). Что ты будешь использовaть вместо гaзеты, одежды, посуды??
7. Напиши сочинение нa?тему ?Зимa?пришлa? от имени обитaтелей лесa.
8. Игрa??Кто больше подберет прилaгaтельных к словaм-яблоко, морковь, кaртофель?.
Игровое упражнение ?Распространи предложение?
Цель — развитие у детей умения строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы.
Пример: взрослый начинает предложение так:??Дети идут. (Куда? Зачем)?
Дидактическая игра ?Снежный ком?
Цель: Способствует развитию памяти, умения распространять предложения и логически выстраивать члены предложения.
Ход игры: Первый игрок называет нераспространенное предложение:
?Машина едет?. Второй повторяет сказанное предложение и прибавляет свое слово, третий повторяет услышанное и добавляет свое слово и т.д. Слова можно добавлять в любом месте предложения. Получается распространенное предложение, которое увеличивается от игрока к игроку. Машина едет по дороге. – Большая машина едет по дороге. — Большая машина едет по широкой дороге и т.д. Игра заканчивается, когда кто-либо ошибается или пропускает слова в растущем предложении.
Дидактическая игра ?Фильм, фильм, фильм…
Цель — развитие у детей умения строить предложения, грамматически правильно оформлять его, использовать нужные по смыслу предлоги.
( Использовала картинки из пособий Н.А.Коняхиной).
В прорези кинопленки вставлены ленты с картинками (слова-предметы, действия, признаки, предлоги), передвигая картинки, ребенок составляет различные предложения по заданию логопеда.
 Игровое упражнение ?Составь загадку?
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
Ход игры: Опиши ягоду, фрукт, овощ, который ты больше всего любишь, или животное по его действиям, а мы отгадаем, (?Он круглый, красный, сочный, вкусный; ?Он ходит, жуёт, бодает, блеет.)
Игровое упражнение ?Если бы…?
Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
?Если бы я был волшебником, то…?
?Если бы я стал невидимым…?
?Если весна не наступит никогда…?
У детей с ОНР встречается много ошибок в употреблении предлогов, они неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол + существительное с предлогом. Работая над правильным употреблением предлогов и над предложно-падежным управлением, использую в работе следующие игры:
Игра ?Поле чудес?:
Цель: уточнение пространственного значения предлогов, развитие у детей умения правильного употребления предлогов, построение предложений со словами-предлогами.
В 1 туре детям предлагается закончить предложение по картинкам, подбирая нужный по смыслу предлог.
Во 2 туре детям предлагается самостоятельно придумать предложение с выпавшим по стрелке предлогом.
В суперигре ребенок, набравший наибольшее количество баллов, определяет на слух употребленные в предложении предлоги.
????????? Используя на урокaх русского языкa?и чтения чистоговорки и скороговорки, учитель зaкрепляет прaвильное произношение слов, отрaбaтывает дикцию. Их тaкже можно использовaть для рaзвития голосового?aппaрaтa?(произносить громко, тихо, шепотом). Зaгaдки, используемые нa?урокaх, помогaют учителю рaзвивать у учaщихся слуховое внимaние, зaкрепить прaвильное произношение словa, способствует хорошей дикции.?Зaгaдки – добaвлялки?(не договaривание слов) помогaет учителю приучaть детей слушaть внимaтельно стихотворение, подбирaть словa, не просто близкие по звучaнию, но и подходящие по смыслу.
Используя  любую игровую ситуацию, нужно помнить:
- игра не должна быть очень длительной по времени, она должна быть живой, динамичной, интересной для детей;
- в игре должен использоваться элемент соревнования, награды за успешное выполнение условий игры (эмблемы, фишки и т.д.);
- игра может быть занятием, частью занятия, а может проводиться в минуты отдыха: Физкультминутка;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, в      игре нужно развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью.
     Следует поощрять детей за хорошую речь.
Данные виды упражнений способствуют тому, что у детей формируется четкое представление о структуре повествования, рассказы становятся более связными, выразительными, эмоциональными.
Результатом целенаправленной работы по формированию связной речи является умение детей последовательно и логично излагать свои мысли, использовать в речи все виды связи, пользоваться развернутыми грамматически правильными предложениями, адекватными замыслу.



Ожидаемые результаты:
Умение связно излагать мысли ?устно и письменно; умение развернуть и закончить свою мысль, одновременно следя за орфографией и пунктуацией.
Умение осмыслить тему, раскрыть; подбирать и применять ?для этого разнообразные языковые средства.
Умение не только устно, но и письменно раскрыть заданную тему, выражая собственное мнение.
Умение составить план и распределить информацию в соответствии с этим планом.
Умение использовать свой словарный запас, ?пользоваться словарем.
Научиться исправлять допущенные ошибки, видеть их и дополнять свой текст или высказывание более точными и емкими выражениями
Программы развития и формирования связной речи у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи??осуществляют основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.
При несвоевременной коррекционно-логопедической работе недоразвитие связной речи в младшем школьном возрасте приведет к неуспеваемости по чтению и письму и будет являться препятствием для успешного овладения программами общеобразовательных предметов.