«Особенности логопедической работы по преодолению дизартрии у детей дошкольного возраста»

Кузьменко Алина Суриковна

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока» Муниципальное бюджетное учреждение

Учитель-логопед

Аннотация

На сегодняшний день возрастает число детей с речевой патологией. Речевые нарушения занимают ведущее место, одним из распространенных является дизартрия. Оказание логопедической помощи таким детям заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Данная статья посвящена изучению логопедической помощи детям с дизартрией.

Ключевые слова:

логопедическая работа, дизартрия, дети старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для коррекционно-логопедической работы. По мнению Т.Б. Филичевой, И.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной [12], эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей.

О.Г. Приходько дает определение дизартрии, как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи [6]. Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявило ряд нарушений у детей с дизартрией: нарушения двигательной сферы, фонетической стороны речи (в частности просодических характеристик речи), нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики[6]. Разборчивость речи у детей с дизартрией нарушена, речь смазанная, нечеткая. Дети с дизартрией не выделяются среди своих сверстников, однако у них имеются некоторые особенности. Наблюдения показали, что у них труднее воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Дети с дизартрией не любят и не хотят сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. В изобразительной деятельности они так же испытывают трудности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на кисть и карандаш. Основная цель логопедической работы при дизартрии – улучшение разборчивости речевого высказывания. По мнению И.И. Панченко и Л.А. Щербаковой, которые предложили систему работ по коррекции дизартрии у детей, логопедическую помощь необходимо проводить комплексно [8]. По мнению Е.Ф. Архиповой работа должна включать медицинское воздействие, психологопедагогическую помощь и логопедическую работу [1]. При коррекции дизартрических нарушений речи основной формой логопедической работы является индивидуальная [6]. Активное вовлечение родителей ребенка так же является залогом эффективности коррекционно-логопедического воздействия. Такие авторы как О.В. Правдина [7], Е.М. Мастюкова [5], К.А. Семенова [9], Л.В. Лопатина [4], Н.В. Серебрякова [10], и др. отмечают необходимость проведения специальной целенаправленной педагогической и логопедической работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, дыхательных и голосовых упражнений. В методиках приводятся общие указания на необходимость всестороннего воздействия на детей с дизартрией. Задачи логопедического воздействия заключаются в следующем: преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики, преодолеть неправильные речевые навыки, закрепить новые до степени автоматизации. На начальном этапе особое значение имеет работа по нормализации мышечного тонуса и развитие артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Так же необходимо проводить упражнения по укреплению голоса и дыхания. Обязательным элементом является развитие мелкой моторики рук. Для коррекции фонетической стороны речи применяются упражнения для развития фонематического восприятия и различные приемы постановки звуков. Последовательность отработки звуков определяется подготовленностью артикуляционной базы. При автоматизации и дифференциации звуков особое внимание уделяется подбору лексического материала. Еще одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля в произношении поставленных звуков. Развитие словарного запаса и грамматического строя речи, формирование просодической стороны высказывания является так же неотъемлемой частью комплексного подхода по коррекции нарушений речи.

В нашей работе мы рассмотрим теоретически особенности логопедической помощи детям с дизартрией. Экспериментальное исследование проводилось на базе центра коррекции и психолого-педагогической помощи г. Владивостока. Это учреждение оказывает логопедическую помощь, помощь детям с особыми потребностями, коррекцию нарушений устной и письменной речи. В нашем исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Настоящее исследование будет проводиться в три этапа. На первом этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы, отражающий проблему исследования; были определены объект, предмет, цель и задачи исследования. На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, в процессе которого было обследовано 5 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Целью данного исследования было выявление особенностей нарушения речи у детей с дизартрией. Для проведения обследования использовалась традиционная логопедическая методика с использованием рекомендаций Н.М. Трубниковой [11], а для обследования состояния звукопроизношения использовался наглядный материал из альбома О.Б. Иншаковой [2]. Логопедическое обследование началось с изучения речевых и медицинских карт детей, с целью сбора необходимых анамнестических данных. После завершения подготовительной работы проводилось непосредственно само логопедическое обследование. У каждого ребенка было изучено состояние: моторного праксиса; звукопроизношения; просодических компонентов речи; фонематических процессов; уровень развития лексикограмматического строя речи. В результате нашего исследования был сделан вывод, что исследуемая группа детей с дизартрией характеризуется наличием нарушений в реализации речевых и неречевых функций, полиморфным нарушением звукопроизношения, нарушении фонематических процессов, лексики и грамматики. Анализ и сопоставление результатов анамнестических данных показали, что анамнез детей отягощен. Нарушение развития вызвано различными факторами, влияющими в пренатальный, постнатальный периоды. У всех детей отмечается органическое поражение ЦНС, что является диагностическим критерием псевдобульбарной дизартрии. Наличие патологии в черепно-мозговых нервах, приводит к нарушениям в речевой и неречевой сферах. Движения языка нарушаются, что приводит к нарушениям звукопроизношения, а это, в свою очередь, влияет на развитие фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Полученные результаты обследования детей позволили сформулировать логопедическое заключение: ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия. На третьем этапе нашего исследования будет проводится комплексная коррекционно-логопедическая работа по устранению такого речевого нарушения, как дизартрия. При выполнении коррекционно-логопедической работы по устранению дизартрии будет учитываться комплексный подход, состоящий из трех блоков, а именно: медицинский (его определяет врач-невролог, назначая медикаментозные средства, ЛФК, массаж, физиотерапия). Психолого-педагогический (развитие сенсорных функций, развитие и коррекция пространственных представлений, графических навыков, памяти, мышления) и логопедическая работа(логопедический массаж, нормализация моторики артикуляционного аппарата, нормализация голоса, нормализация речевого дыхания, нормализация просодики, нормализация мелкой моторики рук, выработка произносительных умений и навыков, развитие фонематического слуха, постановка звука, закрепление звука, автоматизация звука, развитие лексикограмматической стороны речи, выработка коммуникативных умений и навыков, формирование навыка самоконтроля у ребенка и преодоление вторичных нарушений при дизартрии).

Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела очень актуальная проблема – проблема оказания квалифицированной логопедической помощи детям с дизартрией.

Список литературы:

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению дизартрии у детей /Е.Ф. Архипова. –

М.: Астрель

, 2010.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда Владос. 2016

Левченко И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи. М-2016.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. Пособие/Под ред. Е.А. Логиновой - СПб.: Издательство «Союз», 2005.

Мастюкова Е.М, Семенова К.А., Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии

. Логопедия. Методическое наследие. /Под

ред.

Л.С. Волковой. Часть 2. -М,2003.

Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. И

здательство «Каро», 2016.

Правдина О.В.

Логопедия. /

Учеб. пособие для сту-тов дефектолог.

фактов

пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп.

 Панченко И.И., Щербакова Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия// Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 - Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. - Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. 

Семенова К.А.

Речевые расстройства у детей, М: 2017.

Серебряков Н.В.

Нарушения развития речи с задержкой психического развития М: 2016.

Трубникова Н.М.

Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие, 1998.

Филичева Т.Б.

Чевелева И.А. Чиркина Г.В.

Основы развития речи детей дошкольного возраста Учеб. Пособие. М: Просвещение, 1989

.