Петрицкая В. А.

преподаватель МБУДО «ДМШ №3»

г. Сургут

ОСОБЕННОСТИ МУТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ГОЛОСОВ

У ПОДРОСТКОВ

Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике. Ведь правильный подход к занятиям в это время – залог здорового голоса в будущем.

Большое количество педагогов и ученых занимались вопросом развития детского голоса, а именно: И. И. Левидов, Е. М. Малинина, В. А. Багадуров, Н. Д. Орлова, Г. П. Стулова и другие.

Большинство авторов расходятся во мнении, что пением возможно и полезно заниматься с самого раннего детства. Некоторые, например, считают, что сверхнагрузка для детского голосового аппарата не целесообразна. Эта точка зрения основана на том, что непрерывно растущий голосовой аппарат необычайно хрупок и нуждается в покое. Авторы считают, что ни с девочками, ни с мальчиками нецелесообразно заниматься пением до полного формирования организма.

Но есть и другое мнение, где советуют начинать занятия в удобной для голоса тесситуре. Правильно выбранная тесситура поможет ребенку петь в удобной певческой позиции. Авторы считают, что в пении укрепляются дыхательные органы благодаря глубоким дыхательным движениям, что полезно для общего состояния здоровья детей. Пение не только укрепляет общее состояние здоровья учащихся, укрепляет дыхательные, слуховые и голосовые органы, развивает слух, но и развивает детское восприятие, воспитывает художественный вкус, т.е. положительно влияет на общее развитие ребенка. Систематизация занятий, которая грамотно скорректирована педагогом, считаясь с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся, создает оптимальные условия для дальнейшего развития голоса в период полового созревания.

Д.Л. Локшин о роли правильного пения в детском возрасте пишет, что пение в детские годы под руководством опытных учителей не только тренирует певческий аппарат и тем самым способствует менее болезненной его перестройке, но и что очень важно, воспитывает те певческие навыки, которые в полной мере пригодятся для юношей, певших ранее детскими голосами. Наименее болезненная и наиболее короткая по времени мутация у мальчиков прямо связана с их певческой практикой в детские годы. То есть, которые систематически и правильно обучались пению, почти всегда быстро и естественно переходят на пение мужским голосом.

Между возрастными периодами границы размыты. Для каждого ребенка эти границы индивидуальны. Поэтому требуется постоянное наблюдение за изменениями в голосе детей. В особенности после 10 лет, когда начинают выявляться возрастные изменения, которые резко меняют качество голоса.

В переходном возрасте голосовой аппарат подростков претерпевает сложные изменения. Изменение качества голоса у подростков тесно связано с общим развитием организма, обычно совпадающим с половым развитием мальчика и девочки. Рост гортани дает значительные перемены в голосе подростков. У мальчиков гортань увеличивается в своих размерах значительно больше, чем у девочек, в силу чего щитовидный хрящ у них выдвигается вперед, образуя выступ, в то время как связки тоже увеличиваются и становятся длиннее и толще, чем у девочек.

На сроки наступления мутации оказывает большое влияние климат, как считает Е. Малинина. Здоровье ребёнка тоже имеет немалое значение в мутационном периоде. Если подросток перенес в детские годы серьезные болезни, ослабившие его здоровье, мутация у него может наступить позднее.

Сроки наступления мутации во многом зависят от режима голоса в предмутационный и мутационный период. При форсированном пении, изменения в голосе неизбежно наступят значительно раньше и могут длиться дольше, нежели при нормальном режиме.

К тому же и гормональный фактор влияет на регистровый механизм в пении. Как показали специальные исследования, железы внутренней секреции выделяют в кровь гормоны, оказывающие исключительное действие на многие функции организма. Они влияют на качественные свойства тканей и мышц, на обмен веществ, нервную систему. Все это и предопределяет работу основных нервно-мышечных механизмов, в том числе и голосообразующих. Голоса мальчиков и девочек до полового созревания практически не отличаются. Только в момент, когда под влиянием внутренней секреции начинается процесс перестройки организма, наступает резкое различие в голосах мальчиков и девочек. Смена голоса у мальчиков и девочек происходит по-разному.

Приблизительно в возрасте 13-14 лет у мальчиков мы замечаем бурное развитие всего организма в целом. Происходит явное анатомическое изменение гортанного скелета, в это время отделы гортани растут быстро и в короткий срок достигают своих значительных, мужских размеров. Их гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, когда женская только на половину. Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза, эти изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани, выражаются в понижении диапазона голоса и в другом звучании его тембра. Голос из дисканта или альта переходит в тенор, баритон или бас.

Период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении пению. Говоря о специфических особенностях развития организма девочки, нельзя не обратить внимания на явление менструации. Опасность пения в период менструации связана с тем, что рост гортани и ее частей, а также постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации при менструации, резко усиливается. Увеличивается раздражение слизистой, расширяются сосуды. В момент отсутствия кровотечений, наоборот, рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза. Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать, но вскоре голоса их делаются хриплыми. Именно поэтому в такие дни педагогу стоит настаивать на полном голосовом покое.

Мутационный период можно условно разделить на три стадии: начальную, текущую и завершающую.

1. Начальная стадия мутации начинается с потери верхних крайних нот. У мальчиков явно слышно появление отдельных новых низких нот в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость. При врачебном осмотре наблюдается легкое воспаление в виде покраснения слизистой оболочки гортани и небольшого количества слизи на голосовых складках, вялость их смыкания.

2. Вторая стадия - мутационная. Здесь все явления прогрессируют. Это является самыми характерными признаками этого периода. Подростки обычно поют очень тихо и осторожно, быстро утомляются. Голоса девочек меняют тембр на более грубый, слышится треск в голосе, отличается резкая стертость тембра, беззвучие на среднем участке диапазона (ми1 - си1, фа1 - до2).

3. Третья стадия - завершающая. Характеризуется постепенным увеличением диапазона и силы певческого голоса, его тембральное обогащение. Болезненные ощущения постепенно исчезают, идет на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы (реМ - фа1), иногда и больше. В начале завершающей стадии голоса могут быть еще слабыми по силе и неопределенными по тембру.

Во время мутации, как у мальчиков, так и у девочек меняется психика. Мальчики иногда сильно переживают новые состояния и чувства. У некоторых девочек в этот период меняется характер, появляется замкнутость, а некоторые не могут совладать со своими эмоциями. Девочки начинают терять веру в себя. В этом случае педагог должен поддержать ученицу, подобрать ей интересный репертуар.

Правильно подобранные нормы голосовой нагрузки и систематизация занятий, помогут скорректировать безболезненное протекание возрастных изменений голоса в мутационный период у подростков. Занятия в этот период не только возможны, но и полезны, так как помогают организму окрепнуть и безболезненно пройти этот путь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багадуров В.А. «Вокальное воспитание детей» - М.:АПН РСФСР,1953. - с.3 - 12.

2. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» - М.: Музыка,1972. - с. 3 - 8.

3. Добровольская Н.Н. «Вокальное управление в хоре подростков/Под. ред. М.А. Рулер» - М.:АПН РСФСР, 1959. - с.28 - 33.

4. «Детский голос. Экспериментальные исследования/Под. ред. В.Н. Шацкой» - М.: Педагогика, 1970. - с.157 - 170.

5. Егоров А.М. «Гигиена голоса» - Музгиз,1955. - с.111.

6. «Из опыта работы с хором учащихся средней школы. /Под. ред. Е.Я. Гембицкой и Д.Л. Локшина» - М.:АПН РСФСР, 1960. - с.63-68

7. Канторович В.С. «Гигиена голоса» - Музгиз,1955. - с. 130 - 142.

8. Левидов И.И. «Охрана и культура детского голоса» Госуд. муз. изд., Ленинград 1939 Москва. - с.5-18, 58-61.

9. Абрамов Г. «Возрастная психология. Деловая книга» - Екатеринбург, 1999. - с.235 - 240.

10. А.М. Егоров «Гигиена голоса и его физиологические основы». Из-во «Медгиз», Л.1970.

11. В.Соколов, В. Плопов, Л. Абелян «Школа хорового пения» Москва «Музыка»1987- с.4-6

12. Козляникова И.П., Чарели Э.М. «Тайны нашего голоса» Екатеринбург, 1992.