Особенности общения педагога с учащимися

Зорикова Наталья Алекандровна, учитель физики

«Лазурненская СОШ» Красноармейский район, Челябинская область

Учителя, работающие с детьми, отмечают, что наибольшие трудности возникают при общении с 12-17 –летними подростками. И не случайно. В этом возрасте происходит становление характера и личностных свойств подростка. Ребенок стремится к самостоятельности, отсюда попытки освободиться от опеки родителей и старших, определить свое отношение к окружающим.

1. Педагогический такт.

Одной из сфер социализации ребенка является средняя школа. Здесь происходит усвоение основных навыков умственного труда, общения, приобретаются знания, формируется личность. Но в учебной среде присутствуют моменты, способствующие нарушению психического комфорта ребенка. Предотвратить ряд трудностей способен учитель, обладающий педагогическим тактом. Неправильное слово или жест учителя могут нанести психологический ущерб учащемуся. Большое значение имеют и некоторые условия учебно-педагогического процесса, связанные со значительным эмоциональным напряжением. Такими стрессорными факторами могут быть экзамены, контрольные работы, вызовы к доске для публичного решения задачи. Большинство обучающихся не «застревают» на этих явлениях, легко преодолевают эмоциональное напряжение. Однако у некоторых появляется состояние оторопелости, растерянности, тревоги и забывчивости. Заявление педагога, да ещё в присутствии других о неспособности ученика, подчеркивание неумения выполнить «такое простое» задание, придирчивое внимание способствует фиксации подростка на своих недостатках и в ряде случаев переходу к конфликту с учителем, возникает конфронтация между учеником и педагогом. В ряде случаев отсутствие педагогического такта со стороны учителя может привести к расстройству нервной системы подростка.

Вот несколько примеров.

Педагог, накричав на ученицу, потребовала у нее тетрадь с решением домашней работы. На следующий день девочка отказалась идти в школу, ибо возник страх посещения школы, что в дальнейшем может стать вредной привычкой.

Учительница отсоветовало семикласснице играть героиню в школьном спектакле, сказав девочке, что она толстая. Школьница дома долго рыдала, престала нормально питаться. Хорошо, что родители вовремя это заметили.

Педагог, желая быть на одной волне с подростками, заявил ученику 8 класса: «Ты не очень-то нахальничай с девицами, а то завтра будешь платить алименты!» Педагог, не понимая попытки робкого самоутверждения подростка, позабыл о педагогическом такте.

Педагог должен хорошо знать все тонкости психологии ребенка и педагогической этики. Это имеет прямое отношение к здоровью ребенка и его успеваемости. Ведь успеваемость школьника зависит не только от сиюминутного физиологического состояния организма, но и от психологической установки на весь учебный процесс.

2. Установление контакта с учащимися.

Педагогика давно сформулировала и провозгласила принцип индивидуального подхода к ученику. Необходимо, однако, отметить различия в понятиях «индивидуальный» и «личностный» подходы. Как указывает известный психолог К. К. Платонов, индивидуальный подход включает личностный, ибо в нем учитываются и личностные свойства индивида, и индивидуальные свойства личности. Это более широкое понятие. Поэтому всякий личностный подход является вместе с тем и индивидуальным. Однако индивидуальный подход может осуществляться и без личностного.

Так, распределяя роли школьного мероприятия, учитель осуществляет индивидуальный подход. Но это еще не личностный подход. Ведь личностный подход возможен только по отношению к человеку и осуществляется с учетом всего богатства его индивидуальных психических процессов, состояний и свойств в их взаимосвязи с социальными факторами. Личностный подход начинается с установления контакта. И здесь большое значение имеет знакомство. Поэтому педагог, не составив хотя бы приблизительного представления о личности ребенка, не должен начинать борьбу с ним. Задача педагога не всегда совпадает с устремлениями и желаниями школьника. Это может быть причиной конфликта и нарушения контакта, без которого немыслимо достигнуть эффекта в реабилитации учащегося.

3. Приемы изучения психологических особенностей школьников.

Выявляются психологические особенности с помощью общеизвестных приемов педагогики и психологии: наблюдения, беседы и эксперимента.

Наблюдение - один из методов психологического исследования личности. Психолог А.А. Бодалев считает, что во внешнем облике и поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая, которые можно выявить характерные особенности человека, его способности, состояние. Так, считается, что широкий уверенный шаг при низком росте выявляет высокий уровень притязаний, стремление к независимости. Мелкий шаг высокого человека – несамостоятельность, зависимость, неуверенность. Раскачивающаяся походка- свидетельство аккуратности и педантизма, а возможно тщеславия. Невропатолог А.А.Рухманов утверждал, что почерк человека расскажет о нем многое.

Необычность характера проявляется в яркой одежде. Многие черты характера обнаруживаются в речи человека: один говорит громко, выразительно, другие – медленно и тихо. Высокомерные выпячивают грудь вперед, смотрят свысока. Застенчивые здороваются, не глядя в глаза собеседнику, сходятся бочком, общительные же здороваются фронтально.

А посмотрите в глаза собеседнику – зеркало души: хитрые, лучистые, холодные, острые, безжизненные. И улыбка бывает разная: самодовольная, светлая, холодная.

Определение характера по внешности – дело сложное. Поэтому наблюдения надо сочетать с беседой.

Беседу с учащимися не надо начинать прямо с вопроса. Можно вначале познакомиться с интересами и склонностями подростка, задать косвенные вопросы о любимых играх, спортивных увлечениях, составить представление о его семье, круге общения.

В беседе не следует сразу ругать учащегося за какой то проступок. Не акцентируя внимания учащегося на мотивах поведения, учитель обычно начинает беседу тихо и спокойно, педагог не должен заискивать перед учащимся, а в тактичной форме высказать свою оценку.

4. Общие приемы педагогического воздействия.

Чтобы педагогический процесс был максимально эффективным, педагогам рекомендуют включать в него такие способы воздействия на личность как убеждение, упражнение и приручение, обучение, стимулирование и оценку.

Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по- другому: приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек.

Обучение — способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. И надо чтобы обучение не травмировало психику ученика, мастерство педагога донести до ученика знания вопреки всему.

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

Изучение личности требует также комплексного ознакомления с ней - в различных проявлениях и сопоставлениях. Успехи и неудачи обучающих в учебной деятельности могут обуславливаться множеством причин: трудностью материала, возрастными особенностями, доходчивостью объяснения учителя. Результаты своих наблюдений учитель должен сопоставлять с мнением других педагогов. Подростковый возраст является критическим в становлении характера, поведении подростка и педагогу об этом не надо забывать.

Список литературы

1.Бодалев А.А. Восприятие человека человеком.- Л.:ЛГУ, 1965

2.Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников.- М: Просвещение, 1987

3.Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982

Источники информации

https://4brain.ru/pedagogik

a

https://la.by/article/sredstva-i-metody-pedagogicheskogo-vozdeystviya

-na-lichnost