* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Автор:

Лазарева Алия Вагизовна, учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов» габережные Челны.

Особенности обучения аудированию на уроках английского языка

Язык - это важнейшее средство общения, без которого невозможно представить современное человеческое общество. Развитие всех сфер общественной жизни и расширения географических границ делают иностранные языки, в частности английский, реально востребованными в интеллектуальной и практической деятельности человека.

Уходит в прошлое ведение урока иностранного языка без мультимедийного оснащения, что является хорошей платформой для обучения практическим владением иностранного языка. Проблема обучения аудированию все больше привлекает внимание методистов. Разрабатываются специальные методики и проводятся мастер-классы по обучению столь серьезного и сложного процесса как аудирование. Ведется серьезный теоретический и практический поиск в изучении этого сложного процесса.

Проблема обучения восприятию аутентичной речи на слух является одной из актуальных, так как долгое время большее внимание уделялось говорению, и считалось, что построение грамматически и лексически правильного и связного монолога является показателем овладения и знания иностранного языка. Однако даже у человека с хорошим уровнем знания иностранного языка может вызвать трудности восприятие на слух аутентичных текстов и речь англоговорящих людей.

Мы сталкиваемся с аудированием как самостоятельным видом речевой деятельности в различных ситуациях реального общения. Это происходит, когда мы слушаем: различные объявления; новости радио и телевидения; рассказы собеседника; собеседника по телефонному разговору и т.д.

Аудирование– это мощное средством обучения английскому языку. В процессе аудирования идёт усвоение фонемного и лексического состава иностранного языка, а также его грамматической структуры. Параллельно процесс аудирования помогает овладеть говорением, чтением и письмом. Если ученик понимает воспроизводимую речь, ему проще понять и графическую речь, то есть изменить то, что он видит, на то, как это должно звучать.

Кроме того,аудирование- это одна из проверяемых способностей во время проведения Единого Государственного Экзамена, где проверяются способность прослушивать тексты с извлечением из воспроизводимого текста детальной информации и общего осознания прослушанного.

Аудирование связано с деятельностью памяти. Само понятие память можно разделить на следующие виды: кратковременная– представляет собой способ хранения информации в краткосрочном периоде времени; оперативная– рассчитанная на хранение информации в течение определенного периода, то есть заранее заданного срока; долговременная– это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного количества времени. При использовании ее для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли (поэтому, ее функционирование не ограничено); зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, музыкальных и речевых. Характеризуется тем, что человек ею может быстро и точно запомнить смысл предъявляемого ему текста и т.п., что в отношении аудирования очень важно, так как детям в первое время приходится на слух запоминать звучание звуков и слов; эмоциональная память – это память на переживания. На ней непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более долгий срок.

Данныеразновидности памяти составляют основополагающую роль в обучении аудированию, их недостаточная развитость делает невозможным освоить язык вообще, а тем более речь. Необходимо сделать вывод, что основополагающими психическими процессами, задействованными приаудировании, являются: память, воображение, восприятие и мышление. Следовательно, активизируя данные особенности психики ученика, мы одновременно развиваем их, что и является основным фактором всестороннего развития человека. А значит, можно считать аудирование неотъемлемой частью развивающего обучения.

Овладение аудированием, открывает возможность воплотить в жизнь воспитательные, образовательные и развивающие цели. Аудирование позволяет обучить учащихся внимательно слушать звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание текстаиследовательно, воспитывать культуру общения не только на английском, но и на родном языке. Воспитательное значение в формированиинавыков понимать речь на слух, состоит в том, что оно благотворновлияет на развитии памяти учащихся, и, прежде всего, на его слуховую память, которая важна не только для изучения английского языка, но и абсолютно любого предмета.

Для успешного обучения аудированию на уроках должны быть в первую очередь использованы аутентичные материалы. Следует обратить внимание на возрастные соответствия учащихся, их интеллектуальному и физическому развитию. Помимо текстов и диалогов можно также использовать поэзию, песни и комические истории для заинтересованности и ответного отклика среди учащихся. Учащиеся младшего и среднего звеньев охотнее воспринимают эмоциональные и хорошо дублированные диалоги, обсуждения тем, затрагивающие их интересы и мировосприятие. Для учащихся старших классов подходят как тексты профессиональной направленности, так и диалоги и монологизвучащие с посторонним шумом, то есть ситуации на улицах, в супермаркетах и т.д., максимально приближенные к реальной жизни.

Аудирование в структуре урока может встречаться и в начале, и в центральной части, и на завершающем этапе. Место аудирования в структуре занятия будет, в первую очередь, зависеть от цели, которую поставил перед собой и учащимися учитель. В начале урока аудирование несет практическую нагрузку, это может быть как фонетическая отработка звуков, так и речевая зарядка. Учащиеся как бы «разогреваются» и погружаются в языковую среду, тем самым подготавливая свой речевой аппарат к дальнейшей работе. Аудирование в середине урока может служить переключением с одного вида деятельности на другой, тем самым отрабатывая грамматические и лексические навыки учащихся, имея при этом информативную нагрузку. И аудирование в конце урока, с нашей точки зрения, является самым продуктивным, так как в конце урока учащиеся полностью погружены в работу, проработаны и повторены многие элементы, пройденные на уроке, и аудирование может стать своего рода подведением итогов и удовлетворением понимания и освоения материала урока.

Аудирование тесно связанно с другими разновидностями речевой деятельности, оно играет ключевую роль в изучении английского языка, особенно при коммуникативно-направленном обучении.

Основной преградойпри восприятии речи на слух является отсутствие языковой среды, в следствииэтого звуковая форма слова становится наименее значимой, чем графическая, в результате этого учащиеся часто не понимают даже те слова, с которыми они хорошо знакомы и они знают как пишутся данные слова. Так как ученики привыкают воспринимать слова в основном по зрительному каналу. Восприятие речи на слух объективно затрудняется и обладает такимиособенностями слухового восприятия, как неповторимость и кратковременность, следовательноэто приводит к непониманию отдельных элементов речии приводит к нарушению целостного восприятия информации.

Аудирование– это рецептивный вид деятельности, целью которого является понимать содержание текстов на слух с разной степенью проникновения в смыслтекста, выявление наиболее существенных фактов, а так же их мыслительный анализ.

Дети обладают различными возможностями, относительно слуховой памяти, следовательно, разные учащиеся извлекают и поминают разноеколичество информации. Опрашивая и прослушивая высказывания учеников необходимо составить суммарный рассказ. И у каждого учащегося рассказ будет в своей интерпретации. Интерпретация зависит от его личного восприятия, словарного запаса и количеством информации, которую они запомнили.

Еще одно упражнение – это комментарии, характеризующие свое отношения к услышанному, к поднимаемой в тексте проблеме. Это самый сложный и параллельнонаиболее ценный вид упражнений, так как именно здесь мы имеем дело со спонтанной речью, которая просто необходима при изучении английского языка. Так же, здесь видим, упражнения на формулирование и высказывание своейточки зрения, то есть еще одно задание, которое предусматривается в Едином Государственном Экзамене – диалогу с целью обмена оценочной информацией.

Аудированиеявляется основой общения, с него, как раз, и начинается овладение устным общением. Владение такойосновополагающей разновидностью речевой деятельности, как аудирование, предоставляет человеку возможность понять то, что ему сообщают, а так же адекватно отреагировать на сказанное, к тому же еще и помогает правильно построить свой ответ собеседнику, что и является основой диалогической речи. В таком случае аудированиеобучает культуре речи: слушать оппонента внимательно и дослушивать его до конца, что является важным аспектом не только при общении на английском языке, но и при разговоре на родном языке.

Помимо всего вышесказанного,аудирование имеет основополагающее значение при изучении звуков, потому что они все воспринимают на слух и здесь, очень важно, чтобыучащиеся четко уловили звук, и при контролеучителя, смогли воспроизвести его. Здесь учащиеся должны услышать разницу между произношением учителя, и их собственным произношением, а преподаватель, в свою очередь, должен требовать от них более правильного произношения звуков, насколько это возможно ближе к произношению людей, которые являются носителями языка, и корректировать сразу же после воспроизведения звука. Неправильное произношение, естественно, ведет к непониманию и искажению смысла сказанного.

По-нашему мнению, нельзя недооценивать роль аудирования при обучении английскому языку. Так же, как и роль других видов речевой деятельности, просто нельзя отделить аудирование от письма, говорения или чтения. Однако приоритет стоит отдавать аудированию. Аудирование как вид речевой деятельности,имеет главенствующую роль на всех этапах обучения учащихся английскомуязыку. Так же аудирование способствует развитию воображения, восприятия, мышления, а так же памяти. Следовательно,аудирование необходимо не только для более легкого обучения английскому языку, но и для комплексного развития обучающихся.

Список использованных источников:

Немов

Р.С. Психология:

Учеб

ля

студ.

высш

.

пед

. учеб.

з

аведений. / Р.С.

Немов

. – М.: ВЛАДОС, - 2009.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика, методика. - М., 2006.

Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. – М., 2004.

Горлова Н. А. Личностно-

деятельностный

метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. - М, 2010.

Мильруд

Р.П. Методика преподавания английского языка.

English

Teaching

Methodology

. – М., 2005.

Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М.,2006.