УДК_____

В.А. Гусев

слушатель 5 курса 353 взвода

факультета обеспечения безопасности на транспорте

Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина

младший лейтенант полиции

Научный руководитель: В.И. Евтушенко

Профессор кафедры управления и

административной деятельности полиции

органов внутренних дел

Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина,

доктор юридических наук, доцент

ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

В данной статье рассматриваются проблемы, которые имеются в современном состоянии деятельности сотрудников правоохранительных органов по охране общественного порядка и общественной безопасности на объектах воздушного транспорта. На объектах воздушного транспорта основной проблемой является тот факт, что на этих территориях нарушение общественного порядка и создание угрозы общественной безопасности может быть предвестником совершения уголовно-наказуемых деяний, террористической и иной противоправной деятельностью. Также, отличительная особенность на территории объектов воздушного транспорта часто находится довольно большое количество граждан, в связи с чем создание угрозы происходит в отношении множества людей, именно поэтому при нарушении общественного порядка сотрудники правоохранительных органов обязаны реагировать незамедлительно.

Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, воздушный транспорт, территория, противоправное деяние, административное правонарушение.

Создание правоохранительных органов на воздушном транспорте произошло еще в начале 70-ых гг. До этого момента обязанность по охране общественного порядка и общественной безопасности входило в деятельность территориальных ОВД. Развитие воздушного транспорта и увеличение количества таких объектов заставило руководство нашей страны задуматься над созданием отдельных органов, отделов и отделений, что будут охранять общественную безопасность и общественный порядок от противоправных посягательств. Специализированные подраздаления полиции обуславливалось и теми факторами, что решения указанных ранее задач – достаточно специфичный и своеобразный процесс.

К числу таких факторов мы можем отнести:

- территория оперативного обслуживания четко ограничена объектом воздушного транспорта;

- большое количество граждан на маленькой территории;

- интенсивная миграция из одного места в другое на территории одного объекта воздушного транспорта;

- высокая концентрация очень дорогих материальных ценностей в одном месте;

- использование лицами, виновными в совершени противоправных деяний для того, чтобы скрыться и затруднения возможности установления его личности;

- легкая возможность создания опасной ситуации, что будет угрожать большому количеству граждан;

- высокий резонанс при совершении противоправного деяния;

- и т.д1.

В связи с изложенными особенностями несения службы на территории объекта воздушного транспорта, возник обязательный процесс организации службы досмотра и изучения имущества, проносимого на объекты транспорта, в том числе и на территорию объектов воздушного транспорта. Причем досматривается как ручная кладь, багаж, так и сам гражданин (имущество, находящееся у него при себе в карманах и вещах.

Основными задачами досмотра вещей, ручной клади и багажа заключаются в следующем:

- выявление факта проноса запрещенных вещей и предметов, что могут быть использованы в качестве оружия;

- обнаружение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;

- досмотр всех емкостей с целью выявления биологически или химически опасных материалов;

- пресечение, выявление и противодействие противоправным деяниям и создание условий, затрудняющих их совершение, планирование и подготовку к таковым;

- нейтрализация факторов и условий возможности захвата заложников и угона транспорта

- обеспечение невозможности проноса предметов, употребление которых в общественных местах запрещено2.

При этом для досмотра граждан существуют определенные правила и особенности, для соблюдения которых каждый из сотрудников правоохранительных органов обязан пройти специализированное обучение, также они оснащены специальными средствами, облегчающими выявление указанных ранее предметов, документов (подделка), вещей и средств.

С этой целью также созданы и функционируют контрольно-пропускные пункты (КПП), где и осуществляется досмотра вещей, ручной клади и граждан. Если территория объекта воздушного транспорта и оперативная обстановка не предусматривают (позволяют) содание и фнукционирование линейного органа внутренних дел, деятельность которого предусматривает охрану общественного порядка и общественной безопасности на нем, то при необходимости досмотра граждан привлекается сотрудник правоохранительных органов территориального ОВД, а в отдельных случаях – члены экипажей воздушных судов.

В случае необходимости производства личного досмотра, то это производится в присутствии 2-х понятых и сотрудника того же пола, что и дсматриваемый3.

Необходимость проведения личного досмотра и иных действий с конкретным лицом на территории объекта воздушного транспорта может быть выявлена специальным работником – профайлером.

Профайлером является лицо, которое следит за камерами видеонаблюдения, расположенными в аэропортах и иных объектах транспорта, при этом данные камеры оснащены возможностью видеть температуру тела граждан. Всем известно, что при эмоциональном напряжении, раздражении, стрессе и т.д. (например, подготовке к совершению противоправного деяния, зачастую связанного с террористической деятельностью – лишить жизни иное лицо не простая задача для психоэмоционального состояния человека) у людей поднимается температура и держится так довольно долго, профайлер выявляет таких людей и сообщает об этом сотрудникам полиции, которые уже разбираются индивидуально с каждой конкретной ситуацией, досматривают человека, выясняют в связи с чем его состояние могло заинтересовать профайлера и т.д4.

Также объекты воздушного транспорта снабжены специальными устройствами, позволяющими обеспечить безопасность граждан на данных территориях:

- сигнализация;

- средства оповещения об опасности (тревоге);

- аварийные выходы;

- подсветка пути к аварийными выходам;

- система пожаротушения;

- огнетушители;

- и т.д5.

В целях обеспечения эффективного противодействия насильственным актам в воздухе на предприятиях авиатранспорта осуществляется ряд технических и организационных мер, в частности:

- изоляция пилотских кабин от пассажирских салонов надежно запирающимися входными дверями и пуленепробиваемыми перегородками;

- установка на борту воздушных судов специальных сигнализационных и переговорных устройств;

- вооружение членов экипажа на время полета личным оружием и специальными средствами обезвреживания злоумышленников;

- обучение летного состава действиям по пресечению преступных актов в полете и предотвращению угона воздушного судна за границу.

Список литературы

Иваненко, К.В. Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации, роль органов прокуратуры в данной сфере / К.В. Иваненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 197-201. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60500/ (дата обращения: 06.04.2024).

Кайманаков, А.В. К вопросу об эффективности реализации административно-юрисдикционных полномочий сотрудниками транспортной полиции при выявлении административных правонарушений в сфере транспортной безопасности, предусмотренных главой 11 КоАП РФ / А.В. Кайманаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68545/ (дата обращения: 06.04.2024).

Ларионов, А.С. Служба досмотра в ОВД на воздушном транспорте: история и перспективы развития / А.С. Ларионов, И.О. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 64-71. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1185/ (дата обращения: 06.04.2024).

Лебедева, А.Н. К вопросу общественной опасности заведомо ложного сообщения об акте терроризма на воздушном транспорте / А.Н. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 179-180. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77730/ (дата обращения: 06.04.2024).

Матвейко, А.А. Состав административных правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте / А.А. Матвейко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40172/ (дата обращения: 06.04.2024).

Ларионов, А.С. Служба досмотра в ОВД на воздушном транспорте: история и перспективы развития / А.С. Ларионов, И.О. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 64-71. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1185/ (дата обращения: 06.04.2024).

Иваненко, К.В. Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации, роль органов прокуратуры в данной сфере / К.В. Иваненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 197-201. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60500/ (дата обращения: 06.04.2024).

Кайманаков, А.В. К вопросу об эффективности реализации административно-юрисдикционных полномочий сотрудниками транспортной полиции при выявлении административных правонарушений в сфере транспортной безопасности, предусмотренных главой 11 КоАП РФ / А.В. Кайманаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68545/ (дата обращения: 06.04.2024).

Лебедева, А.Н. К вопросу общественной опасности заведомо ложного сообщения об акте терроризма на воздушном транспорте / А.Н. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 179-180. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77730/ (дата обращения: 06.04.2024).

Матвейко, А.А. Состав административных правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте / А.А. Матвейко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40172/ (дата обращения: 06.04.2024).