Тема: «Особенности организации отдыха и досуга для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) в летние каникулы»
Автор работы – Сабурова Тамара Евгеньевна, преподаватель психологии и спецдисциплин (ГБПОУ КК «Туапсинский социально-педагогический колледж»)
Организация отдыха и досуга детей, формирование культуры организации свободного времени являются главными задачами всех детских оздоровительных лагерей. Здесь происходит общение детей с природой, оздоровление, формируется опыт здоровьесбережения, приобретаются навыки самостоятельного проживания, дружбы со взрослыми и сверстниками, развитие навыков ответственности за свои поступки, формирование интересов, духовной жизни и ценностей, индивидуальное взросление и развитие.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) летние каникулы занимают особое место и являются важным этапом их оздоровления и социализации.
Инновация в российском образовании заключается в том, что организуются интегрированные лагеря оздоровления и отдыха детей летом, где со здоровыми детьми оздоравливаются и дети с ОВЗ. Целью интегрированных лагерей является максимальное обеспечение социального функционирования, развития и оздоровления детей с ОВЗ, а также воспитание у здоровых детей толерантности по отношению к детям с ОВЗ. Интегрированные лагеря призваны объединить школьников, помочь здоровым детям научиться брать на себя ответственность, а детям с ОВЗ – найти свое место в обществе, адаптироваться к жизни в нем.
Проблемой организации интегрированных лагерей занимается ряд российских ученых, рассматривающие отдельные направления реабилитационного отдыха, роль вожатых в работе с детьми с ОВЗ в летний период, а также формы работы в интегрированных лагерях. К ним относятся исследования Е.В.Губанихиной, О.А.Любченко, А.И.Савенкова, С.К.Кудряшова, А.А.Воронова, Е.А.Леванова, Е.В.Моцовкиной, М.А.Кечиной.
В виду социальной ограниченности, вызванной различными видами заболеваний, для детей с ОВЗ пребывание в летнем лагере совместно со здоровыми детьми является очень значимым событием. Им важна оценка, реакция здоровых детей на их поведение, действия, возможности. Важна также эмоциональная поддержка и готовность прийти на помощь. Именно это играет главную роль в процессе общения.
Организация деятельности в интегрированном лагере должна быть направлена именно на общение, взаимодействие детей с ОВЗ и здоровых детей, она должна помочь детям решить проблемы с неприятием себя, помочь выявить свои достоинства и осознать себя личностью.
Главная задача интегрированных лагерей – адаптировать детей с ОВЗ к жизни в окружающем мире и дать им возможность вырасти как личности.
При организации реабилитационного отдыха детей с ОВЗ особое место занимает личность вожатого. Характеризуя вожатых в летних оздоровительных лагерях, Е.В.Губанихина подчеркивает, что «в воспитательной системе летнего оздоровительного лагеря вожатый является ключевым звеном: он реализует общелагерные цели и задачи в пределах своего отряда, являясь посредником между администрацией и детьми; организует досуг, контролирует соблюдение дисциплинарных моментов, отвечает за жизнь и здоровье каждого ребенка. Вожатый детского лагеря — это не профессия, а скорее состояние души. Профессии можно научиться, а быть другом, опорой, лидером сможет далеко не каждый».
Работа вожатых в интегрированном лагере – это огромная творческая и ответственная деятельность, которая требует чуткости, такта и, конечно же, профессионализма. Ведь именно им предстоит обратиться к душам детей с ОВЗ, создать комфортную обстановку для каждого ребенка, постараться раскрыть возможности детей и организовать их жизнь на это короткое каникулярное время. Открытое сердце, любовь к каждому ребенку и желание сделать отдых детей счастливым – слагаемые личности вожатого.
Работая в летнем лагере, вожатый постоянно находится в общении и взаимодействии с детьми. При этом он должен решать различные психолого-педагогические задачи, которые возникают в связи с проведением разнообразных мероприятий, организацией быта и досуга детей, заботой об их безопасности и здоровье. Поэтому первостепенным является наличие у вожатых психолого-педагогического образования. Кроме того, у вожатых должен быть опыт в работе с детьми с ОВЗ, либо это могут быть студенты – будущие специалисты по социальной работе, дефектологи. К комплектации состава вожатых руководство лагеря должно подойти серьезно, ответственно и заблаговременно.
Именно вожатый должен создать такую психологическую атмосферу, в которой каждый ребенок, будь-то здоровый или с ОВЗ смог бы почувствовать себя в безопасности.
Начальным этапом работы вожатого в интегрированном лагере является знакомство, благоприятное расположение детей друг к другу и их непосредственное общение. В этот момент и начинается создание отрядов, которые впоследствии станут единым целым, а вся деятельность интегрированного лагеря – взаимодействием.
При смене социального окружения и привычных видов деятельности, повышается личностная активность детей. И здоровый ребенок и дети с ОВЗ поднимаются над стандартом, прикладывают усилия для достижения общественно-значимых целей. Таким образом, происходит переход к надситуативной активности, когда ребенок преодолевает внешние и внутренние барьеры (страх, стыд, тревогу, заниженную самооценку, чувство вины).
Главное, на что должен обратить внимание вожатый – это наличие коммуникативных барьеров у детей с ОВЗ в общении со здоровыми детьми. Из-за социальной изоляции, вызванной особенностями здоровья детей, круг общения и взаимодействия снижен и представлен лишь родителями и ближайшим окружением.
Поэтому для того, чтобы дети перешли на новый уровень активности, в интегрированных лагерях должна разрабатываться такая структура летнего отдыха детей, которая включает комплекс общелагерных мероприятий, тесно связанных между собой, дополняющих друг друга, набор тренингов, направленных на межотрядную и внутриотрядную работу, песен, инсценировок, всевозможных игр. Необходимо насытить каждый день пребывания детей в лагере – так построить день, чтобы дети могли раскрыться и проявить себя во всех направлениях (живопись, музыка, спорт, песни, спектакли и т.д.). И конечно, самое основное, не боялись проявить себя и свой творческий потенциал и осознали, что каждый из них неповторим, значим и ценен [4, с.34].
Как будет организована жизнь отряда, и как будут относиться дети друг к другу - зависит только от вожатого.
Именно вожатый может: создать комфортную обстановку для каждого ребенка, чутко отнестись к его потребностям, раскрыть все его возможности [3].
Для этого, безусловно, нужны специальные знания и умения вожатых. Кроме этого, каждый вожатый должен иметь: открытое сердце, любовь к каждому ребенку и желание сделать их отдых счастливым. Это поможет справиться с любой неординарной ситуацией и найти подход к каждому воспитаннику ДОЛ[3]!
При помощи последовательной системы мероприятий, проводимых в лагере, может быть достигнуто не только уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, но и создание возможностей для детей с ОВЗ достичь социальной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе. Это и создает возможность для детей с ОВЗ быть счастливыми и находить цель и смысл жизни.
Программа работы в детском оздоровительном лагере, принимающим детей с ОВЗ должна быть нацелена на:
- организацию режима с учетом индивидуальных особенностей детей (рационное питание, воздушные и солнечные ванны, лечебные процедуры (по назначениям), занятия адаптированными спортивными играми, занятия лечебной физкультурой, прогулки, походы, купание);
- реализацию творческого потенциала детей, развитие и формирование художественных, прикладных умений и навыков (работа кружков и мастерских, конкурсные программы, концертные мероприятия).
Таблица - Формы и содержание работы вожатого в интегрированном лагере
№ п.п.
Наименование формы внутриотрядной работы
Содержание внутриотрядной работы
Игры, несущие различную смысловую нагрузку
игры, направленные на: - знакомство;
- сплочение группы;
- взаимодействие и сотрудничество;
- снятие агрессии и тактильного напряжения;
- развитие деловых навыков.
Тренинги
тренинг коммуникативности: раскрывает механизмы общения, помогает приобрести умение психологически верно и ситуативно-обусловленно вступать в общение, поддерживать общение, преодолевать психологические барьеры, избегать или решать конфликтные ситуации в общении и многое другое;
тренинг личностного роста направлен на нахождение, раскрытие в личности подростка положительных свойств и достоинств и дальнейшее их самосознание, на решение проблем, связанных с низкой самооценкой, с определением ценностных ориентаций и в итоге на приятие себя как полноценной личности;
телесно ориентированный тренинг разрешает труд
ности в приятии подростком своего тела, помогает найти в себе силы и энергию начать полноценно жить со своими физическими недостатками;
тренинг на взаимодействие и сотрудничество позволяет приобрести навыки принятия решений сообща, почувствовать, что значит «быть одной командой».
Массовые мероприятия
спортивные, творческие, интеллектуальные (конкурсы видеоклипов, сказок, легенд и т.п.).
Мастерские, кружки
кружок лепки, актерского мастерства, компьютерной грамотности, оформительского искусства, вязания, секретарского дела и другие.
Детям с ОВЗ в обычных условиях редко удается себя выразить, показать, какие они на самом деле. А в лагере через внутриотрядные, общелагерные мероприятия и мастерские они самораскрываются и самоутверждаются. В лагере они чувствуют, что их ценят, что они необходимы, – это стимул развиваться и расти. Персонал, вожатые, мастера в лагере должны создать такие условия, в которых юный человек раскрывается и ценится как уникальная, неповторимая личность, где здоровые подростки и подростки.
При правильной постановке и организации общелагерного взаимодействия у детей повышается самооценка, появляется стимул к раскрытию и реализации своего потенциала, стимул к творчеству. В сотрудничестве со своим отрядом и со всем лагерем каждый растет как личность. Вся работы вожатого должна быть сведена в единственной основной цели, чтобы по окончании лагерной смены дети уже не боялись раскрыть себя, выразить себя в окружающем мире.
Одним из важных условий успешной работы вожатого в лагере интеграционного типа является умение быстро и точно определять и анализировать сложившиеся трудные ситуации во взаимоотношениях между детьми, а также между ребенком и взрослым, знать и использовать в своей работе специальные методы коррекции поведения [2].
Вместе с тем, особое место в работе вожатого в интегрированных лагерях занимает индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа. Она предполагает проведение индивидуальных и групповых занятий, направленных на сплочение детских коллективов и развитие психоэмоционального компонента. Занятия в рамках данной деятельности должны способствовать осознанию детьми собственной ценности, уникальности, индивидуальных способностей и возможностей наряду с осознанием ценности и уникальности своего ближнего (сверстника).
Проведение коррекционно-развивающей работы должно обеспечить психоэмоциональную устойчивость детей, позитивное отношение к себе и окружающим, а также активизировать личностные ресурсы детей, обогатить опыт детей различными конструктивными способами преодоления трудностей.
Вожатому необходимо четко знать, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети». По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...).
От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека [3].
На развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья будут влиять следующие факторы:
1. Вид (тип) нарушения.
2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть ярко выраженными, слабо выраженными или почти незаметными.
3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития.
4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала коррекционно - реабилитационной работы с ним [3].
Цели и задачи формирования здорового образа жизни:
а) формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни;
б) обучение правилам гигиенического поведения на фоне общего оздоровительного режима всей жизни в лагере;
в) коррекция нарушений здоровья силами медицинского блока и педагогического коллектива [3].
Основным видом деятельности, предлагаемым детям в лагере, является оздоровительная, реабилитационно-коррекционая и досуговая деятельность. При правильной организации она становиться основой для решения педагогических задач в целом и задач формирования здорового образа жизни, в частности [3].
При планировании и проведении мероприятий по организации системы отдыха и оздоровления различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно исходить из того, что отдых и оздоровление предполагают не только здоровье сберегающий результат, но также ориентированы на достижение развивающих и воспитательных целей. Следовательно, эффективная организация отдыха и оздоровления детей с ОВЗ имеет и социально-профилактическое значение, связанное со снижением уровня асоциального поведения в подростковой среде [1].
Направления деятельности:
1. Диагностика функциональных состояний (мониторинг здоровья): психологическая; интеллектуальная; диагностика физического состояния; скрининг – диагностика зрения.
2. Профилактика: заболеваний дыхательных путей; миопии; вредных привычек; предупреждение нарушения опорно-двигательного аппарата; заболеваний нервной системы.
3. Организация воспитательного процесса (помимо обеспечения условий для отдыха и оздоровления): планирование системы просветительских, досуговых и воспитательных мероприятий; обеспечение санитарно-гигиенических условий для их проведения; проведение здоровьесберегающих мероприятий, сохранение жизни и здоровья детей.
4. Рациональное питание: работа медицинского персонала; работа столовой, режим питания; фитотерапия.
5. Физкультурно-оздоровительная работа: занятия физкультурой и спортом; проведение спортивных соревнований; лечебно – физическая культура; прогулки, подвижные игры; дни здоровья и спорта.
6. Пропаганда здорового образа жизни, мотивация детского коллектива на решение проблем здорового образ жизни [1].
В соответствии с направлениями и содержанием деятельности по здоровье сбережению и оздоровлению детей и подростков в лагере необходимо осуществлять и другие меры, обеспечивающие системность работы по решению оздоровительных, воспитательных и развивающих задач:
1. Разработка общей системы работы лагеря, направленной на решение задачи оздоровления детей.
2. Сбор и систематизация документации, содержащей начальные, текущие и итоговые сведения о динамике состояния здоровья и социальной адаптации детей.
3. Наработка и совершенствование рекомендаций, основанных на обобщении и систематизации конкретного опыта педагогических и медицинских работников по организации оздоровления детей с разными видами заболеваний и распространение передового опыта внутри лагеря.
4. Мониторинг качества работы всех направлений и коррекция работы отдельных подструктур и всей системы.
5. Обеспечение организационных, педагогических, психологических условий для полноценного отдыха, воспитания и развития детей и подростков.
7. Обеспечение психологического, педагогического и социального сопровождения ребенка.
8. Обеспечение благоприятной, развивающей, психологически комфортной, эмоционально и событийно наполненной социальной среды.
9. Обеспечение контакта с родителями (законными представителями) в целях решения задач медицинского и педагогического просвещения, организации сотрудничества для решения текущих актуальных проблем.
10. Решение просветительских задач: обеспечение педагогов, детей, их родителей необходимой достоверной информацией в области формирования, сохранения и укрепления здоровья; формирование у них представления об ответственности за собственное здоровье; обучение детей моделированию индивидуальных форм безопасного поведения в области здоровья[1].
При грамотном психологическом сопровождении детей в летнем лагере включение детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников будет способствовать уменьшению воздействия инвалидизирующих факторов, создаст возможности для детей с ОВЗ достичь социальной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе здоровых детей – а значит, быть счастливыми и находить цель и смысл жизни. Вместе с тем здоровые дети получат неоценимый опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ, который в значительной степени обогатит их внутренний мир, будет способствовать «умягчению» сердец и переоценки собственных взглядов, ценностей и идеалов.
Таким образом, наполненная событиями жизнь детей с ОВЗ в лагере даст им огромный эмоциональный подъем на предстоящий год, позволит преодолеть коммуникативные барьеры и чувства одиночества.
Список литературы
Новодворцева М. Р. Реабилитация детей-инвалидов в условиях летнего лагеря // Теория и практика образования в современном мире: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-п
ракт. конф. – СПб.: СатисЪ, 2017
. – С. 211-213.
2. А. Серова. Педагогическая диагностика в лагере // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/081/67590.php.
3. Губанихина Е. В. Вожатый как ключевое звено воспитательной системы летнего оздоровительного лагеря // Молодой ученый: ме
ждународный научный журнал. 2019
. №17. С. 529-532.
4. Скулкова О. Выездной лагерь для детей-
инвалидов // Здоровье детей. 201
7. № 13. С. 30-36.
5. Дети-инвалиды в детских оздоровительных лагерях // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/174215/deti-invalidy-v-detskikh-ozdorovitelnykh-lageryakh