Консультация для педагогов на тему: ?Особенности организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке ? Руководитель физического воспитания Калачёва С.А. В зимнее время особое внимание уделяется зимним спортивным упражнениям (ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, с использованием разнообразных заданий: присесть, поймать предмет, повернуться и т.д.), а также играм – эстафетам на санках и лыжах, играм с элементами хоккея. Постройки на территории детского сада способствуют развитию интереса к разным видам движений: ходьбе и бегу по снежному лабиринту, по снежным валам, метанию снежков, спуску с горки и т.п. Однако без правильного педагогического руководства дети не всегда могут реализовать сваи возможности и потребности. Во время ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке решаются следующие задачи: • Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями. • Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях. • Развитие креативных возможностей и физических качеств (ловкость, быстрота движений, координация и выносливость). • Воспитание самостоятельности и активности. • Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Успешное решение этих задач достигается в процессе подвижных игр и физических упражнений, соответствующих двигательным возможностям детей, требующих от них физического и умственного напряжения и нравственно-волевых качеств. Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Однако в зависимости от характера занятий, проводимых в режиме дня в разные дни недели, их количество различно. Так, в дни проведения занятий по физической культуре в зале с детьми на прогулке организуется одна подвижная игра и одно физическое упражнение продолжительностью от 15 до 20 минут. В другие дни можно проводить одну подвижную игру и два спортивных упражнения продолжительностью в среднем 30 минут. При распределении игр и физических упражнений в течение дня важно учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на занятиях, и ежедневных игр и упражнений на утренней и вечерней прогулках. При планировании игр и физических упражнений на утренней прогулке необходимо предусмотреть: • сложность движений и целесообразность их сочетания с учетом подготовленности детей; • соответствие содержания игр и упражнений погоде и времени года; • использование разных приемов выбора детей на ведущие роли; • вариативность подвижных игр с целью развития креативности и положительной мотивации к самовыражению в движении. Педагогу следует позаботиться о создании дружеской эмоциональной атмосферы, которая располагала бы детей к добровольному участию в играх и упражнениях, к проявлению активности и самостоятельности. В старших возрастных группах должны планироваться игры и игровые упражнения разной степени подвижности. В течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, разучено три-четыре игры; при этом каждая новая игра может повторяться более трех раз в зависимости от сложности содержания, что позволит хорошо усвоить правила игры и сохранить интерес к ней. Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения. Для поддержания интереса к играм целесообразно усложнять их содержание, правила и двигательные задания, например предлагать выполнять движения в более сложных условиях с использованием разнообразных пособий и природного окружения (перелезание через скамейку, подлезание под дугами, прыжки с разбега, ходьба по буму и по снежным валам, упражнения с преодолением препятствий и т.д.). От детей требуется проявление выдержки, волевых усилий, быстроты и ловкости движений. В старших возрастных группах все большее место занимают игры, в которых результат зависит от четкого выполнения правил и от взаимодействия играющих. Важно проводить командные игры (по шесть-восемь детей), несложные игры-эстафеты, в которых дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявляя взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу. Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой Подбор игр и упражнений для проведения на прогулке: подвижная игра ?Два Мороза?, катание на санках, сидя спиной вперед и отталкиваясь ногами, игра-эстафета ?Гонки санок?, прыжки со снежных валов. Во время проведения игр и упражнений на прогулке следует создавать такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденно. В зимний период старшим дошкольникам во время скольжения по ледяным дорожкам (длина 4 м, ширина 60 см) предлагаются разные задания: повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить после разбега лицом вперед на одной ноге или, поставив ноги параллельно, поймать брошенный снежок. Можно предложить детям разбежаться и скользить по коротким (3-4 м) ледяным дорожкам, расположенным одна за другой на расстоянии 3-5 шагов. Более сложное задание: скользить по дорожке длиной 15 м с невысокой горки вдвоем - втроем (?поездом?), положив руки на пояс впереди стоящего; при скольжении быстро поднять предмет (снежок или кубик), брошенный воспитателем. Использовать игры-забавы: ?Кто дальше??, ?По длинной дорожке?, ?Прокатись-повернись!?, ?Тройки? и др. Ходьба на лыжах со старшими дошкольниками проводится два раза в неделю, первый раз на занятии по физической культуре, второй - во время организованных подвижных игр и упражнений. На территории детского сада прокладывается лыжня в виде круга. Желательно в виде двух кругов: маленького (дистанция 100 м) и большого (дистанции 200 м). В малом кругу дети выполняют различные двигательные задания, а в большом закрепляют навыки передвижения на лыжах. Старшие дошкольники умеют ходить по лыжне скользящим шагом друг за другом; со сменой темпа передвижения; переменным двухшажным ходом с палками в руках, правильно координируя движения рук и ног. Дети 6-го года жизни могут пройти на лыжах дистанцию 600 м и более со средней скоростью. Во время ходьбы на лыжах необходимо проводить игры и эстафеты: ?Шире шаг?, ?Кто быстрее??, ?Встречная эстафета?, ?Следопыты?, ?Не задень!?. Во время игры в хоккей предлагаем детям следующие задания: ведение шайбы клюшкой, не отрывая ее от шайбы; передача шайбы друг другу и задержание шайбы клюшкой; ведение шайбы вокруг разных предметов и между ними; забивание шайбы в ворота, ударяя по ней с места, держа клюшку двумя руками.
Особенности организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке