Особенности подготовки специалистов среднего звена по направлению «Преподавание в начальных классах».
Учитель — это очень трудоемкая профессия. Ее выбирают те, кто хорошо ладит с детьми и готов посвятить свою жизнь их воспитанию. Недаром говорят, что учитель начальных классов — это не профессия, а образ жизни, поэтому обязательное качество для этой работы — любовь к детям.
Учитель начальных классов дает школьникам базовые знания. Он не только обучает, но и воспитывает. Учителя младших классов уделяют все свое время детям: кроме уроков, это и классные часы, и внеклассные мероприятия. Они должны знать, как обращаться с ребятами 7-10 лет, поэтому многие учителя еще и психологи.
За время теоретического обучения в нашем колледже и активной педагогической деятельности у студентов происходит становление и развитие ряда личностных и деятельностных качеств. Таких, как: научное мировоззрение, высокий уровень общей культуры, креативность, информационная грамотность и др.
Объем знаний, необходимых современному педагогу начальной школы, постоянно возрастает, а срок обучения в колледже ограничен несколькими годами. Следовательно, необходимо интенсифицировать учебный процесс, целенаправленно формировать качества, необходимые будущим специалистам. Повышать уровень профессиональной компетентности и обновлять знания каждому педагогу на протяжении всей жизни.
За годы обучения студент должен овладеть приемами самообразования, научиться критически мыслить и находить нестандартные способы решения педагогических, профессиональных задач. Неоценима роль педагогической практики в становлении этих профессиональных качеств.
Педагогическая практика занимает ключевое место в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов. Она направлена на практическое применение студентами всех видов педагогической деятельности, развивает у них творческие и организаторские способности. Особое место занимает формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству, овладению им основами педагогической культуры. Этому во многом способствует целенаправленная совместная работа преподавателей колледжей и школ – баз прохождения практики. В связи с этим возникает необходимость определить основные этапы подготовки, организации и проведения педагогической практики на уровне взаимодействия школа – колледж – школа (работодатель).
Педагогическая практика проходит через все этапы обучения. Она адаптирует студентов к реальным условиям будущей профессиональной деятельности, активизирует различные личностные и деятельностные качества будущего специалиста, дает возможность объективно оценить профессиональное соответствие выбранной специальности. В основу прохождения практики положен принцип этапного вхождения в педагогическую деятельность.
В процессе подготовки к педагогической практике и в ходе ее проведения студенты должны изучить: систему методической работы учителя начальных классов; цели и содержание работы методического объединения учителей начальных классов. Усовершенствовать умение определять цель и задачи урока и в соответствии с ними отбирать содержание и методы обучения; разрабатывать и проводить уроки различных типов и видов; организовывать и стимулировать учебно-познавательную деятельность младших школьников по усвоению содержания учебного материала; использовать разнообразные средства, методы и формы организации обучения и воспитание младших школьников; определять эффективность проводимой учебно-воспитательной работы, осуществлять ее коррекцию; учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников; организовывать совместную работу с родителями по воспитанию учащихся начальных классов и добиваться вместе с ними педагогически целесообразного воздействия на ребенка; использовать разнообразные методы педагогического исследования для изучения личности школьника и классного коллектива.
В настоящее время актуален вопрос о качественной подготовке конкурентноспособного специалиста, владеющего умением организации обучения в рамках обновленной программы среднего образования. В школах учителя проходят курсы в рамках обновленного содержания и владеют основными умениями и навыками активного обучения, в рамках новых подходов к преподаванию и учению. Преподаватели колледжа также проходят аналогичные курсы для среднего профессионального образования и стажировки в школах. Педагоги школ более практикоориентированы. Они видят проблему в практической деятельности выпускников колледжа. Совместное обсуждение данного вопроса является первым шагом в повышении качества подготовки будущих педагогов.
Вторым шагом, по-моему мнению, является обсуждение и совместное утверждение программ всех видов практик. Это позволит потенциальным работодателям отсмотреть предполагаемые виды работ студентов «на входе», внести коррективы, откорректировать виды работ, которые должны быть выполнены студентами на каждом из этапов прохождения практики. В свою очередь преподаватели специальных дисциплин имеют возможность усилить практикоориентированность преподаваемых дисциплин и заданий для студентов-практикантов.
Третьим шагом, является непосредственно процесс организации и поведения практики в школе. В прохождении практики у нас имеется положительный опыт продуктивного взаимодействия колледж – школа. На протяжении многих лет студенты проходят практику на базе школ №1, 9, 30 г. Энгельса. Педагоги школы активно участвуют в подготовке будущих специалистов. В период подготовки к практике школа обеспечивает студентов необходимыми условиями: методический кабинет, методическая литература, ТСО и прочее.
Администрация школы обеспечивает необходимые условия проведения практики; осуществляет взаимодействие с руководителем практики и преподавателями; распределяет студентов по классам (совместно с руководителем и учителями школы); выборочно посещает уроки и внеклассные мероприятия; участвует в проведении установочной и итоговой конференции.
Таким образом, активное взаимодействие колледжа и потенциального работодателя позволяет найти оптимальное наполнение содержания педагогического образования и организации практики.
Использованные источники:
1. Лебедева Л.А. Основные критерии оценивания прохождения производственной практики студентов – будущих учителей начальных классов// - Материалы международной научно-теоретической конференции. Педагогические науки/ Проблемы подготовки специалистов. София. 2014. С.
2. Чепиков В.Т. педагогическая практика в начальных классах. – Ростов на Дону: Феникс, 2002г. – 288с.
3. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие.//Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. - М.: Академия, 1998.