* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-size: 14pt; color: #2E74B5; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Обычный (веб) Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #2E74B5; font-weight: bold;}

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Аннотация: в статье представлены результаты исследования, в которого осуществлялось изучение уровня сформированности и содержательных характеристик правовых знаний детей старшего дошкольного возраста. Обозначены актуальность проблемы, основные понятия и диагностический инструментарий исследования.

Ключевые слова: правовое воспитание, права, дошкольный возраст, правовое сознание.

Проблема правового воспитания в современном обществе в целом приобретает особую значимость. Во многих исследованиях отмечается, что постановка данной проблемы в общем виде связана с важными научными и практическими задачами.

Т.В. Болотина указывает, что концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать именно защита прав ребенка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях жизни. Также важное значение имеет защита прав детей на своевременное получение ими необходимых видов помощи, поддержки, на социальную адаптацию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей [1].

Решение этих задач активно рассматривается в контексте деятельности системы образования, в том числе и дошкольного. В ряде исследований отмечается, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования основ правовых знаний детей, что является одним из значимых условий успешной социальной адаптации, обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Т.Н. Доронова считает, что значимость данной проблемы обусловлена и социальными явлениями, которые получают распространение в нашем обществе, связанными с агрессией по отношению к детям, нарушением прав детей со стороны родителей. Такая ситуация подвергает опасности как здоровье ребенка, так и развитие его личности, может стать причиной возникновения различных заболеваний [2].

Формирование правовых знаний у детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей целостного процесса правового воспитания детей. По определению Н.Ю. Майданкиной, правовые знания представляют собой знания, которые отражают нормы права, принятые в обществе. Правовое воспитание детей дошкольного возраста выступает как процесс воспитания, направленный на целенаправленное и систематическое формирование правового сознания, отношения к ценностям свободы, справедливости, равенства, формирование необходимых умений и навыков для жизни в социуме [3].

В дошкольном возрасте формируются благоприятные предпосылки для формирования правовых знаний. Важнейшими показателями оценки правовых знаний детей старшего дошкольного возраста являются: объем и содержание правовых знаний, отношение к соблюдению норм и правил, умение ориентироваться на общепринятые нормы в поведении.

Рассматривая проблему формирования правовых знаний у детей дошкольного возраста, мы провели изучение особенностей правовых знаний старших дошкольников, опираясь на выше обозначенные критерии. Для оценки уровня сформированности правовых знаний, нами был использован следующий диагностический инструментарий:

1. Опрос детей «Права ребенка» (Н.Ю. Майданкина, М.А. Кавардакова).

2. Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина).

3. Методика «Как поступить?» (Г.А. Урунтаева).

В исследовании принимали участие дети в возрасте 5-6 лет, которые были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную. Количество человек в каждой группе составляло 25. Базой исследования являлось: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Теремок» п. Новомальтинск.

Проанализируем полученные результаты в соответствии с выделенными критериями.

Первым критерием оценки выступал объем правовых знаний, то есть совокупность знаний о том, что такое право, какие права есть у человека, каково значение этих прав.

Результаты оценки данного критерии показали, что высокий уровень сформированности объема и содержания правовых знаний отмечается у 12% детей экспериментальной группы и 16% детей контрольной группы.

Высокий уровень сформированности объема и содержания правовых знаний характеризуется тем, что дети понимают, что такое право, могут дать определение данному понятию, перечислить права, которые они знают, объяснить их значение применительно к жизни человека.

Показатели среднего уровня объема и содержания правовых знаний выявлены у 40% детей контрольной группы и экспериментальной групп.

Характеризуя средний уровень объема и содержания правовых знаний, мы можем отметить, что для дошкольников со средним уровнем характерна частичная сформированность представлений о том, что такое право, нечеткое определение понятия «право». Дошкольники могут перечислить некоторые права, но не всегда объясняют их значение.

Низкий уровень сформированности объема и содержания правовых знаний выявлен у 44% старших дошкольников из экспериментальной группы и у 40% дошкольников из контрольной группы.

К числу характеристик объема и содержания правовых знаний детей с низким уровнем мы отнесли следующие: ограниченные представления о том, что такое право, и какие права есть у человека, трудности определения данного понятия, раскрытия значения права применительно к жизни.

Общие результаты оценки объема и содержания правовых знаний показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста правовые знания сформированы недостаточно, в результате чего дети не могут определить их значение, не осознают значимость права в целом.

Следующим критерием нашего анализа выступало отношение к соблюдению норм и правил, под которым мы понимали проявления дифференцированных эмоциональных реакций на соблюдение или несоблюдение общепринятых социальных норм.

Полученные результаты показали, что положительное отношение к соблюдению норм отмечается у 16% старших дошкольников экспериментальной группы и 20% дошкольников контрольной группы.

Положительное отношение к соблюдению норм у старших дошкольников проявляется в том, что они выделяют ситуации несоблюдения норм и высказывают реакции порицания по отношению к поведению персонажей. Социально приемлемое поведение, наоборот, дети поощряют и делают выбор в пользу него.

Показатели нейтрального отношения к соблюдению норм и правил у старших дошкольников выявлены у 44% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы.

Показатели нейтрального отношения свидетельствуют о том, что у детей проявляется правильная оценка поступков с точки зрения соблюдения или несоблюдения норм, но трудности выбора какого-либо варианта поведения и его оценки.

Неопределенное отношение к соблюдению норм и правил у старших дошкольников выявлено у 40% детей экспериментальной и контрольной группы.

Анализ характеристик неопределенного отношения показал, что старшие дошкольники с неопределенным отношением затрудняются в дифференциации ситуаций соблюдения и несоблюдения социальных норм, поскольку их представления о нормах, общепринятых в обществе, сформированы недостаточно. Поэтому они не могут дать оценку поведения, не проявляют эмоциональных реакций по отношению к персонажам конкретных ситуаций, поступающих в соответствии с нормами или нарушающих их.

Результаты изучения отношения детей к соблюдению и несоблюдению общепринятых норм показали, что многие дети старшего дошкольного возраста дифференцируют поведение, которое характеризуется соблюдением и несоблюдением норм, но не могут выразить свое отношение к нему. У них не сформированы внутренние критерии оценки этого поведения.

Далее мы проанализировали уровень сформированности умения ориентироваться на общепринятые нормы в поведении, под которым мы подразумевали умения регулировать свои действия на основе представлений об общепринятых нормах.

Полученные результаты показали, что высокий уровень умения ориентироваться на общепринятые нормы в поведении наблюдаются у 12% детей экспериментальной группы и 16% детей контрольной группы.

Анализ их реакций показал, что они имеют сформированные представления о нормах и правилах поведения, правильно различают ситуации, связанные с соблюдением правил поведения и их нарушением, могут обосновать норму и выбрать вариант поведения.

Средний уровень умения ориентироваться на общепринятые нормы в поведении наблюдаются у 40% детей экспериментальной группы и 44% детей контрольной группы.

Старшие дошкольники со средним уровнем сформированности умения ориентироваться на общепринятые нормы характеризуются тем, что их представления о нормах являются неполными. Они затрудняются обосновать выбранный вариант поведения, выразить свое мнение.

Низкий уровень сформированности умения ориентироваться на общепринятые нормы отмечается у 44% детей экспериментальной и контрольной групп. Для низкого уровня в большей степени характерны трудности выделения норм и правил, существующих в обществе, старшие дошкольники с низким уровнем не могут различить ситуации с соблюдением норм и правил поведения и их нарушением, не могут обосновать свою оценку, объяснить, почему нельзя нарушать общепринятые нормы.

На основании оценки всех критериев сформированности правовых знаний нами были выделены уровневые характеристики сформированности правовых знаний. По результатам исследования высокий уровень правовых знаний мы выявили у 16% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы. Средний уровень мы выявили у 44% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы. Низкий уровень мы выявили у 40% детей обеих групп.

Высокий уровень правовых знаний характеризуется пониманием детьми сущности права, его значения, способностью дать определение понятию, перечислить права, рассказать их значение, способность различать нормы и правила поведения, давать оценку поступкам с точки зрения соблюдения или несоблюдения норм.

Средний уровень правовых знаний характеризуется неполнотой и неточностью представлений о том, что такое право, какие права есть у людей, каково их значение. Также для этого уровня характерно неустойчивое эмоциональное отношение к общепринятым нормам, трудности выбора модели поведения в отношении правовых норм.

Низкий уровень характеризуется фрагментарностью знаний о том, что такое право, какие права есть у детей, пониманием значения прав, недостаточной сформированностью представлений о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, трудности регуляции собственного поведения в соответствии с общепринятыми нормами.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что правовые знания детей в старшем дошкольном возрасте нужно целенаправленно формировать, поскольку многие дети не могут определить, что такое право, в чем его значение, какие права есть у людей и детей, в частности, ориентироваться на нормы права во взаимодействии с другими людьми.

Литература:

Болотина, Т. В. Проблема прав человека в содержании образования [Текст] / Т. В. Болотина //Педагогика. 2009. - № 2. - С. 3-7

Доронова

, Т.Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сад

а

[

Текст]

: пособие для работников

дошк

. образов. учреждений / Т.Н.

Доронова

. – М.: Просвещение, 2006. – 132 с.

Майданкина

, Н.Ю. Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]

:

монография / Н.Ю.

Майданкина

., М.А.

Кавардакова

. – Ульяновск, УИПКПРО, 2005. – 142 с.