государственное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования Самарской области»
(ГКОУ «Центр образования Самарской области»)
443101, Самарская область, город Самара, улица Хасановская, дом 22, тел.8(846)339-38-81, e-mail: so_itu@samara.edu.ru ИНН 6314023835
.....................................................................................................................................................................
ДОКЛАД
«Особенности преподавания блока "Введение в новейшую историю" в 9 классе с учётом требований обновлённых ФГОС»
Подготовил
учитель истории
и обществознания
филиала № 1
Бильданов Ф. Х.
Самара 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Требования к преподаванию истории в 9 классе в 2023-2024 учебном году.
Цели и содержание блока «Введение в новейшую историю России»
.
Формы и методы работы с
обучающимися
на уроках по модулю.
1.Требования к преподаванию истории в 9 классе в 2023-2024 учебном году.
Федеральные государственные образовательные стандарты, введенные недавно, внесли изменения в концепцию преподавания всех предметов школьной программы. К этим изменениям можно отнести как общую цель – обеспечение высокого уровня компетентности выпускников школы, а также формирование у них предметных, общекультурных и личностных компетенций, так и некоторые частные изменения. Особенно хотелось бы отметить, что в рамках новых ФГОС личностные результаты конкретизированы по направлениям воспитательной деятельности
Группы личностных результатов (по направлениям воспитательной работы):
Патриотическое воспитание
Гражданское воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
Воспитание ценности научного познания
Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Трудовое воспитание
Экологическое воспитание
Что касается преподавания истории в основной школе и, в частности, в 9 классе, более конкретные результаты позволят применить новые формы и методы работы на уроках. Кроме того, у предмета «История» произошли существенные изменения и в содержании программы. В первую очередь, это появившийся новый модуль «Введение в новейшую историю Россию», состоящий из 14 часов.
Цели и содержание блока «Введение в новейшую историю России»
Содержание курса было разработано и утверждено Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО) в апреле 2022 г., а затем было включено в обе редакции Федеральной образовательной программы основного общего образования (1-я редакция принята в ноябре 2022 г., 18 мая 2023 г. заменена новым документом). Внимание учащихся предполагается сосредоточить на причинах и основных событиях Российской революции 1917 г., Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., распада СССР и становления новой России в 1990-е гг.
Особое внимание предполагается уделить периоду начала XXI в., становлению внешней политики России, воссоединению РФ с Крымом и другим важным событиям недавней истории.
Составители примерной программы курса из Института стратегии развития образования РАО пишут: «Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призван реализовать условия для формирования у подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории, осмысления роли современной России в мире,
важности вклада каждого народа в общую историю Отечества, позволит создать основу для овладения знаниями об основных этапах и событиях новейшей истории России на ступени среднего общего образования».
Курс «Введение в Новейшую историю» призван познакомить обучающихся с богатой на события историей нашей страны в XX в. и начале XXI в., подготовить их к более глубокому осмыслению и более продуктивному усвоению материала по истории России в 10 и 11 классах. Каждый, кто хоть немного знаком с содержанием предмета «История России» в 9 классе, может задать резонный вопрос: где брать время на изучение нового модуля? Особенно учитывая то, что курс отечественной истории в последнем классе основной школы также насыщен событиями, ведь согласно Историко-культурному стандарту девятиклассники должны изучить историю «долгого» XIX века – с 1801 по 1914 гг.
Составители Федеральной образовательной программы рассчитывают, что на курс может быть выделено 14 часов за счёт части «учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору обучающихся». Есть и другой путь, когда учитель, самостоятельно планируя курс истории России 1801–1914 гг., может включать туда отдельные темы модуля для установления взаимосвязей отдельных событий этого периода с важнейшими вехами нашей Новейшей истории. В частности, изучая Отечественную войну 1812 г., учитель может кратко осветить события Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., революцию 1905–1907 гг. связать с событиями революционных потрясений 1917 г., а изучая Крымскую войну 1853–1856 гг. – актуализировать недавние и памятные всем ныне живущим россиянам радостные моменты воссоединения с Крымом.
В настоящий момент в действующем Федеральном перечне нет ни одного учебника по модулю «Введение в Новейшую историю России». Недавно прочитал о новом пособии «Введение в Новейшую историю России», автором которого является доктор исторических наук Сергей Журавлёв, а научным редактором также доктор исторических наук и Юрий Петров. Оба учёных – признанные специалисты по истории XX в.
Конечно, учитывая особенности преподавания модуля, пособие Сергея Журавлёва несколько отходит от канонов классического учебника, задача которого давать краткий, но информативный и методически нагруженный текст, содержание которого должно быть прочно усвоено обучающимися. В пособии Сергея Журавлёва материал носит характер повествования, обозначающего основные проблемы эпохи, дающего общее понимание процессов, изучать которые во всех деталях обучающиеся будут уже в старшей школе. А задача учителя – опираясь на текст пособия, выработать у школьников личностное представление о каждом рассматриваемом событии и понимании его важности для истории нашей страны, ярко обозначить главные вехи XX–XXI вв. на линии времени тысячелетней российской истории.
Формы и методы работы с
о
бучающимися
на уроках по модулю
Один из часто употребляемых мною методов – кейс-метод. Вместе с обучающимися мы стараемся смодулировать ситуацию, близкую к той, которую рассматриваем на уроке. Например, при изучении Первой февральской революции мы распределяем роли Гапона, императора Николая Второго, предводителя казаков и собираем совещание, в ходе которого приходим к единому решению.
Еще один метод, который применяется также достаточно часто – метод проектов. Обучающиеся в ходе групповой работы создают проект на одну из тем модуля. К примеру, в прошлом учебном году это был проект, посвященный воссоединению Крыма с Россией.
Помимо этих двух методов, использую метод проблемного обучения. Например, в ходу изучения темы «Становление новой России» обучающиеся анализируют факты и отвечают на ряд вопросов, таких как:
- Что способствовало развитию страны в новых политико-экономических условиях?
- Возможен ли был другой путь развития России? и так далее.
Существует еще много приемов и форм работы с обучающимися в ходе изучения модуля. Создание кластера (тема «Основные битвы Великой Отечественной войны»), уроки в форме дискуссии и беседы заслуженно заняли свое место в рамках преподавания и всего курса истории в целом, и в рамках преподавания курса «Введение в новейшую историю России».