Педагогические науки
составитель
Мамонов Андрей Викторович
Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования
Аннотация: В статье рассматриваются принципы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования, в том числе основания для разработки, принципы дифференциации, структурные части. Определяются направления индивидуализации образовательного процесса на основе интересов, способностей и потребностей личности ребенка.
Ключевые слова: дополнительное образование, образовательный процесс, индивидуальный образовательный маршрут.
Features of designing an individual educational route in the system of additional education
Abstract: The article discusses the principles of developing and implementing an individual educational route in the system of additional education, including the grounds for development, principles of differentiation, and structural parts. The directions of individualization of the educational process based on the interests, abilities and needs of the child's personality are determined.
Keywords: additional education, educational process, individual educational route.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями и разрабатывается с учетом способностей и возможностей обучающихся, а также с учетом существующих стандартов содержания образования и содержания базовой образовательной программы.
Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется совместно педагогом дополнительного образования, обучающимся и его родителями или законными представителями, но приоритетное право выбора варианта маршрута собственного образования принадлежит, в первую очередь, самому обучающемуся.
Основная задача педагога и родителей – это оказать помощь в проектировании и реализации своего проекта целенаправленного развития. Для этого в образовательном учреждении создаются специальные условия, а именно, условия для изучения интересов, потребностей и способностей обучающихся, обеспечение многообразия и разнообразия видов деятельности и программ, предоставление свободы выбора, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга.
Часто проектирование индивидуальных образовательных маршрутов вызывает у педагогов затруднения, в связи с широким спектром индивидуальных различий у обучающихся. В связи с этим разработку маршрутов, чаще всего, рационально начинать с определения особенностей обучающихся. Критериями дифференциации могут быть:
возраст обучающихся;
гендерный признак;
физические и психофизические особенности;
социальная характеристика;
уровень владения учебно-предметными знаниями и умениями;
мотивация прихода детей в конкретное творческое объединение.
Индивидуальные образовательные маршруты могут различаться по следующим признакам:
объём содержания;
степень сложности, выраженная в широте и глубине раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом;
темп освоения;
логика преподавания;
методы,
приемы и способы организации образовательного процесса.
Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию и модели образовательного процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут состоит из обязательной, вариативной, коррекционной и организационной частей.
Обязательная часть состоит из основных для изучения тем. Вариативная часть состоит из набора тем интересующих обучающегося направлений, которые он может выбрать для дальнейшего изучения. Эти две части: обязательная и вариативная направлены на определение содержания изучаемого материала.
Коррекционная часть направлена на оказание помощи обучающимся в выборе тем из вариативной части с учетом их индивидуальных особенностей, а также на определение организационной части.
Организационная часть состоит из следующих компонентов методической системы: формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания.
Важно помнить, что эта и все другие части индивидуального образовательного маршрута предполагают выбор обучающегося.
Для реализации индивидуального образовательного маршрута разрабатываются индивидуальные образовательные программы: программы, направленные на повышение качества обучения по образовательной программе; программы, направленные на творчество (участие в олимпиадах, проектах, конференциях, интеллектуальных играх).
Индивидуальная дополнительная образовательная программа является технологическим средством реализации индивидуального образовательного маршрута и, чтобы в соответствии с заданной функцией, программа стала адресной, она должна обладать следующими характеристиками:
обеспечивать реализацию прав обучающегося и его родителей (законных представителей) на выбор темпа достижения личностно- значимого результата, направления деятельности (содержание программы вып
олняет функцию механизма, который формирует самообразование и
самореализацию обучающегося, через комплекс основных видов деятельности, которые он может свободно выбирать);
иметь варианты адаптации к меняющимся запросам;
иметь в целевом, содержательном и те
хнологическом компоненте «индивидуальную составляющую», которая предусматривает успешность в образовательном процессе и отражает интересы, возможности и потребности личности;
ориентировать образовательный процесс на продуктивность и творчество, развитие ин
дивидуальных особенностей обучающихся.
Большое значение для успешного прохождения индивидуального образовательного маршрута имеет правильная организация работы на отдельных этапах деятельности.
Каждый обучающийся получает от педагога информацию о формах, расписании деятельности, периодичности и формах контроля. Индивидуальное расписание может включать время на самостоятельное изучение учебного материала, консультации, выполнение учебных проектов, подготовку к мероприятиям, участие в образовательной деятельности и другие формы организации образовательного процесса.
Список используемых источников:
Гормин А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. – 2007. – №1. – С.69-74.
Крылова Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании:
проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.
–
2008.
–
№2.
–
С.34-41.