ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР) В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Скулкина Елена Викторовна,
Учитель-логопед,
МБ ДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» г. Орёл
Аннотация: В статье рассматриваются особенности проектирования логопедических занятий для детей с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации, рассматриваются формы логопедической работы, требования ФГОС ДОО к организации логопедических занятий с такими детьми, а также требования и структура к данным занятиям.
Ключевые слова: проектирование логопедического занятия, структура занятия, требования к занятию, дети с ЗПР, индивидуально-ориентированный подход.
Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с задержкой психического развития является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы логопедов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольной образовательной организации.
Дошкольная образовательная организация комбинированного вида обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития детей – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию незначительно отстает от своих сверстников. Таких детей до установления точного диагноза относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению [2, с. 62].
Воспитание и oбучение детей с (ЗПР), как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий. Учитель-логoпед проводит комплексное обследование речи детей, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукoвого анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического строя речи, связной речи.
Несмотря на то, что проектирование и осуществление работы учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации комбинированного вида несколько отличается от работы логопеда в группах для детей с нарушениями развития, однако, существуют общие организационные и содержательные аспекты.
Логопедическая работа с детьми с (ЗПР) строится в форме индивидуальных (2-3 раза в неделю) и подгрупповых (3 раза в неделю) занятий. Длительность индивидуальных занятия от 10 до 20 минут, подгрупповых занятий от 20 до 30 минут, согласно нормам СанПиН. Для подгрупповых занятий детей разделяют на 2 подгруппы по возрасту. В каждой подгруппе 4-5 детей, занятия проводятся 3 раза в неделю. Для детей 5-6 лет занятие длится 20-25 минут, для детей 6-7 лет занятие длится 25-30 минут. Коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для создания комфортного психоэмоционального режима коррекционно-развивающие занятия проводятся с использованием арт-педагогических технологий [1, с. 54].
При проектировании коррекционных занятий с детьми с (ЗПР) логопед должен учитывать важные особенности современного дошкольного образования, содержащиеся в ФГОС ДОО, отличающиеся от традиционного обучения. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается итоговой аттестации обучающихся.
Основные требования к разработке логопедических занятий с детьми с задержкой психического развития, имеющими речевые нарушения относятся:
- занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка;
- занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно;
- занятие проводится с учетом основных дидактических принципов и индивидуальных особенностей детей;
- занятие проводится с опорой на сознательность и активность детей;
- занятие проводится с использованием дидактических пособий, наглядных средств обучения;
- занятия согласовываются с требованиями образовательной программы;
- на занятиях происходит тренировка правильной речи;
- занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;
- на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной речи самого логопеда, успешно занимающихся детей;
- занятие проводится с использованием аудио записи и компьютерных презентаций и др.;
- занятия проводятся на фоне доброжелательного отношения окружающих к ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания.
Построение логопедического занятия в ДОО с детьми с задержкой психического развития исходит из его структуры:
1. Вводная часть. Организационный момент. Происходит в виде игры (сюрпризный момент: получение письма с просьбой о помощи, приход сказочного персонажа, чтение загадки и т.д.), дети настраиваются на занятие и успокаиваются.
2. Основная часть. Всё занятие проводится в виде игры, в процессе которой происходит:
- объявление темы (тему объявляет не логопед, а дети выдвигают предположения, после совместного рассматривания, наблюдения, беседы, разговора, экспериментирования, исследования, сравнения, обобщения (педагог подводит их к этому), тем самым формируя мотивацию к познанию нового);
- коррекция речи у детей, расширение словарного запаса, активизация пассивного словаря, развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (дидактические игры «Четвертый лишний», «Чей домик?», «Кто, где живет?», «На что похож?» и т.д.);
- развитие зрительно-пространственной ориентации: – развитие общей моторики. Проходит в виде динамической паузы, не прерывая игровой процесс, для смены видов деятельности; – развитие мелкой моторики (используются прищепки, кубики, шнуровки и т. д.);
- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти (детям даётся возможность выдвигать собственные предположения, учить доказывать свою точку зрения, формировать адекватную самооценку)
- развитие артикуляционной моторики (необходимо объяснить не только технику выполнения каждого упражнения, но и значение, смысл каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребенок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение);
- развитие дыхания и голоса (логопед выполняет упражнения вместе с детьми, показывая им правильность выполнения каждого упражнения на личном примере);
- развитие фонематического слуха. Ход занятия сопровождается значительной речевой практикой воспитанников, что предполагает общение с логопедами и детьми на равных.
- работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов. Всегда сопровождается наглядным изображением, так как невозможно чётко и правильно воспроизвести звуковой состав слова, не зная его значения и не представляя зрительного образа (вывешивается картинка с определенным звуком, а под ней схема разбора данного слова).
3. Заключительная часть. Итог занятия:
- подведение итогов занятия ориентировано на формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности и положительного отношения к миру;
- оценка работы детей на занятии. Оценивается не деятельность детей на занятии, а то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания.
При проектировании логопедического занятия, имеющего индивидуально-ориентированный характер, целесообразно предусмотреть следующее: решение первичной задачи логопеда; создание проблемной ситуации; возникновение у ребенка состояния «хочу решить проблему»; совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей, появление дополнительной мотивации у ребенка; активизацию субъектного опыта, его использование в процессе занятия (переход ребенка из позиции объекта в позицию субъекта, поощрение инициативы ребенка, поддержка его ответов на занятии); управление самостоятельным поиском (давать право кого-то спросить, посоветоваться с родителями, со старшими братьями и сестрами); совместное подведение итогов.
Таким образом, проектирование логопедических занятий для детей с задержкой психического развития в ДОУ осуществляется с учетом требований ФГОС ДОО, индивидуальных особенностей речевого недоразвития каждого ребенка, с четким представлением о целях (задачах), которые могут достигаться на нем, с помощью самой разнообразной его организации, а также виды и типы этой организации.
Список литературы:
Костюк, А. В. Проектирование рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного
учреждения :
метод. рекомендации / А. В. Костюк. –
Екатеринбург :
ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. – 88 с.
Лысова, Т. С. Модель коррекционно-развивающего сопровождения дошкольника с задержкой психического развития / Т. С. Лысова // Преемственность в образовании. – 2013. – № 5 (11). – С. 62–65.
Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в
таблицах и схемах /
под
общ
. редакцией М. Е.
Верховкиной
, А. Н.
Атаровой
. – СПб
. :
КАРО, 2014. – 112 с.
Развитие общения у дошкольников / под ред
.
А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 2004. – С. 174-289.