Особенности работы в классе-комплекте.
Я работаю в классах - комплектах. Работать в классах - комплектах, несомненно, труднее и сложнее, чем в обычных классах, так как отсутствуют чёткие методические рекомендации по построению и проведению современных уроков, литература по организации обучения в малокомплектной школе. В нашей школе классы – комплекты сформированы следующим образом: 1 – 3 кл., 2 – 4кл. Мне приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности, по учебным программам разных классов. Одновременные занятия с двумя классами требуют от меня более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления плана урока.
Работа с двумя классами одновременно имеет некоторые особенности:
1.Я вынуждена работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;
2. Мое внимание распределяется между двумя классами;
3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь с моей стороны, так как я в это время занята другим классом;
4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.
5. Работая в классах – комплектах, мне приходится ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.
Самым важным условием моей работы с двумя классами является планирование работы с учётом ряда следующих особенностей:
Уровня подготовки каждого класса и навыков самостоятельной работы.
Необходимо учитывать степень сложности изучаемого или повторяемого материала.
Урок в малокомплектной школе проводится по одному общему для класса-комплекта плану, в который необходимо объединить два самостоятельных урока со всеми присущими ему основными элементами: организационной частью, проверкой знаний, умений и навыков, сообщением нового материала, первичным его закреплением, упражнениями по применению знаний, проверкой понимания и усвоения нового программного материала. Для его структуры характерны переходы: "с учителем - самостоятельно", "самостоятельно - с учителем".
Приложение1 (структура урока в классе-комплекте)
Результативность урока в малокомплектной школе зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, я должна настолько хорошо продумать
структуру учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения, и мне необходимо подключиться к работе, т. е. заранее выделить так называемые "зоны особого педагогического внимания. При этом в классе-комплекте нарушается традиционная структура урока, а учитель должен быть готов к изменению плана, если кто-то из учеников слабо усвоил материал и с ним необходимо провести индивидуальную работу.
Обязательная самостоятельная работа учащихся на каждом уроке - главная особенность в объединенном классе. Чтобы объяснить учебный материал учащимся одного из классов без ущерба для ребят другого класса, мне необходимо занять детей из другого класса полезной работой, предложить им самостоятельно, без моего непосредственного руководства, выполнить то или иное задание. И пока ученики одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, я объясняю новое, спрашиваю пройденное.
Учителю необходимо тщательно продумывать моменты организации самостоятельной работы учащихся, с тем, чтобы это действительно была самостоятельная работа, а не бесконечное переключение учителя с одного класса на другой в течение урока, вынужденно поясняя каждому учащемуся в отдельности как выполнять задание.
Самостоятельная работа станет действенным средством обучения, если при ее проведении соблюдаются определенные условия:
- перед самостоятельной работой необходим подробный инструктаж по ее содержанию (на начальном этапе);
- устное указание учителя дублируется в письменной форме в виде записей на доске, на карточках с указанием образца выполнения;
- во время работы младший школьник пользуется памятками, алгоритмами или схемами для осуществления самоконтроля при выполнении упражнения.
Продолжительность самостоятельной работы не должна превышать 15 минут. Чем младше класс, тем подробнее должна быть проверка самостоятельной работы. В старших классах проверка выборочная. (Я часто проверяю на переменах).
Эффективно использовать в классе-комплекте работу с учеником-консультантом. Пока я работаю с одним классом, ученик-консультант может провести словарный или арифметический диктанты в другом классе. В первом классе тоже могут быть консультанты. Например, хорошо читающие ученики помогают слабочитающим детям, также ученики-консультанты могут помочь своим товарищам решать примеры. Так как в классах-комплектах, как правило, небольшое количество учащихся, мы постоянно работаем в парах.
Главное, надо организовать работу так, чтобы дети знали, как её выполнить и для чего это надо. И поскольку учащиеся работают в разном темпе, учителю необходимо предусматривать возможные варианты дополнительных заданий для более сильных учащихся. Каким образом? На отдельной парте лежат дополнительные карточки с заданиями. Учащиеся обычно без напоминания выполняют следующую работу после того, как справились с основной. Главное условие при самостоятельной работе – дифференцированные задания.
Приложение (диф. карточки)
Часть уроков в классах - комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание. Проводя однопредметные уроки, я объединяю следующие этапы: минутки чистописания, словарный диктант, работу с картиной, предложением, текстом, грамматический разбор, задания творческого характера (например, сочини четверостишие, опиши осенний лист, продолжи текст по заданному началу и др.). На уроках математики: устный счет, работу с геометрическим материалом, работу над задачей, решение уравнений. Объединяю и некоторые темы. Например, на уроках окружающего мира объединяю экскурсии, такие темы, как, «Красная книга», «Будь природе другом» во 2 классе и «Охрана растений», «Охрана животных» в 3 классе; «Звёздное небо – великая книга Природы» в 4 классе, «Звёздное небо» во 2 классе и «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью» в 1 классе; «Как живёт семья» в 1 классе и «Наша дружная семья» во 2 классе и другие.
Уроки могут строиться по-разному. Например,
Приложение (конспект урока)
При работе с двумя классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому мне приходится приготавливать к уроку много дидактического материала (памятки, схемы, опорные карточки.), так как учащиеся работают в разном темпе.
Например, на уроке русского языка дети записывают под диктовку предложения:
Домик бабушки стоял на берегу узкой речушки. Иволга свила своё гнездо в густой листве берёзы.
После чего получают дифференцированные задания:
2 класс – поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные;
4 класс – выделить безударные окончания имён существительных и объяснить их написание ( т.е. определить падеж и склонение).
При закреплении и повторении изученного материала дети получают одинаковые карточки с пропусками орфограмм.
Свеж.й к.ртофель, сочные п.м.доры, вкусные яблоки, сла.кая м.лина, пш.ничные п.ля, сколь.кий л.док, б.гатый ур.жай, душ.стая с.рень, новая т.тра.ь, Красная площа.ь, извес.ный скрипа., х.лодная з.ма.
Над именами существительными указать: 2 кл. – число, 4 кл. – склонение.
Таким образом, уч-ся старших классов повторят изученный материал, а младшие школьники будут учиться видеть и находить знакомые и ещё неизученные орфограммы, запоминать и объяснять их.
Чтобы сэкономить время на уроке, быстро и эффективно проверить знания учащихся, вызвать интерес к предмету, провожу тестирование, использую контрольно-измерительные материалы, предметные перфокарты, например, на уроках математики при проверке таблиц сложения и умножения, на уроках русского языка при проведении словарной работы и на других уроках.
Ещё опыт показывает, что нужны более частые переходы от одного класса к другому. Почему? Слабые дети нуждаются в помощи учителя. Я стараюсь давать задания маленькими порциями, чтобы дети справились с ними. На этапе самостоятельной работы слабый ученик может допустить ошибку и если вовремя не проверить, не подсказать, то это повлечёт за собой и другие ошибки.
Использование ИКТ даёт неоспоримые преимущества мне как учителю малокомплектной школы. Там, где раньше большая доля информации воспринималась учащимися «на слух», теперь происходит полноценное восприятие ( зрение - слух). Использую мультимедийные пособия, энциклопедии. Несомненно, это повышает качество проводимого урока.
Приложение (опорные таблицы)
Например, при закреплении темы «Состав слова» во втором классе использую такие опорные таблицы:
В условиях одновременной работы с двумя классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля полезно вводить уже к концу первого класса. На уроках математики, например, можно использовать проверку решенных примеров путём обратных действий. При решении задач – проверять задачу различными способами. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.
Недостатки обучения в классе-комплекте:
Нехватка времени, невозможность использовать дополнительную информацию в том объёме, в котором хотелось бы. Мало времени отводится работе с учителем.
Учебники не учитывают специфики организации учебного процесса в классе-комплекте. Особенность стабильных учебников состоит в том, что они предполагают совместную работу учащихся и учителя. (Особенно трудно приходится при обучении учащихся первого класса). В классе-комплекте учащиеся, как правило, ограничиваются прочтением заданий и сразу, опустив множество необходимых умственных операций, приступают к списыванию. В результате смысл выполненных упражнений теряется, а в знаниях учащихся могут образоваться пробелы. Довольно значительная часть заданий требует различного рода дополнений, уточнений, расшифровки и т.д.
Возрастает утомляемость ребёнка. Поэтому мы на уроке много двигаемся: помимо
физминуток
, я разрешаю ребятам переходить от одной парты к другой, к доске, к столу с карточками. Дети привыкли к такой динамике урока, поэтому общаются шёпотом, не мешают друг другу.
Нечётко выделяются структурные звенья уроков, устанавливаются неверные соотношения между ними, особенно, при объяснении нового материала, его закреплении.
Трудно осуществлять проверку самостоятельной работы. Иногда приходится проверять на переменах.
Если в комплекте первый класс, то основная часть времени на уроке отводится им. Из-за этого, в какой-то мере, ущемлены интересы учащихся третьего класса.
Преимущества обучения в классе-комплекте:
- Число учащихся небольшое, поэтому учитель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей.
- При меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.
- Учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.
Итак, правильное планирование урока, характер учебного оборудования, его рациональное применение на уроках влияют на организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обучения в малокомплектной начальной школе.
Литература:
Акбашев
, Р.А. Малокомплектная школа: Проблемы, поиски, решения /Р.А.
Акбашев
.- Казань: Татарское книжное издательство, 1992. – 95 с.
Зайкин
, М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования / М.И.
Зайкин
// Сельская школа. 2004. № 2. С.3-6.
Надюк
Н. Малокомплектные школы: право на жизнь [Электронный ресурс] // Аргументы и факты: сайт. Режим доступа. — URL: http://www.kuban.aif.ru/society/article/27892
Тестов, А.Р. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации / А.Р. Тестов //Начальная школа. – 1999. - № 2. – С. 34-36.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /
Министерстёво
образования и науки
Р
ос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега-Л», 2013.
Приложение 1
Структура урока в комплекте, состоящем из 2-х классов
(примерная)
Приложение 2
Ориентировочные норы времени на самостоятельную работу на уроке