* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Особенности работы в классе-комплекте.

Я работаю в классах - комплектах. Работать в классах - комплектах, несомненно, труднее и сложнее, чем в обычных классах, так как отсутствуют чёткие методические рекомендации по построению и проведению современных уроков, литература по организации обучения в малокомплектной школе. В нашей школе классы – комплекты сформированы следующим образом: 1 – 3 кл., 2 – 4кл. Мне приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности, по учебным программам разных классов. Одновременные занятия с двумя классами требуют от меня более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления плана урока.

Работа с двумя классами одновременно имеет некоторые особенности:

1.Я вынуждена работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;

2. Мое внимание распределяется между двумя классами;

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь с моей стороны, так как я в это время занята другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. Работая в классах – комплектах, мне приходится ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.

Самым важным условием моей работы с двумя классами является планирование работы с учётом ряда следующих особенностей:

Уровня подготовки каждого класса и навыков самостоятельной работы.

Необходимо учитывать степень сложности изучаемого или повторяемого материала.

Урок в малокомплектной школе проводится по одному общему для класса-комплекта плану, в который необходимо объединить два самостоятельных урока со всеми присущими ему основными элементами: организационной частью, проверкой знаний, умений и навыков, сообщением нового материала, первичным его закреплением, упражнениями по применению знаний, проверкой понимания и усвоения нового программного материала. Для его структуры характерны переходы: "с учителем - самостоятельно", "самостоятельно - с учителем".

Приложение1 (структура урока в классе-комплекте)

Результативность урока в малокомплектной школе зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, я должна настолько хорошо продумать

структуру учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения, и мне необходимо подключиться к работе, т. е. заранее выделить так называемые "зоны особого педагогического внимания. При этом в классе-комплекте нарушается традиционная структура урока, а учитель должен быть готов к изменению плана, если кто-то из учеников слабо усвоил материал и  с ним необходимо провести индивидуальную работу.

Обязательная самостоятельная работа учащихся на каждом уроке - главная особенность в объединенном классе. Чтобы объяснить учебный материал учащимся одного из классов без ущерба для ребят другого класса, мне необходимо занять детей из другого класса полезной работой, предложить им самостоятельно, без моего непосредственного руководства, выполнить то или иное задание. И пока ученики одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, я объясняю новое, спрашиваю пройденное.

Учителю необходимо тщательно продумывать моменты организации самостоятельной работы учащихся, с тем, чтобы это действительно была самостоятельная работа, а не бесконечное переключение учителя с одного класса на другой в течение урока, вынужденно поясняя каждому учащемуся в отдельности как выполнять задание.

Самостоятельная работа станет действенным средством обучения, если при ее проведении соблюдаются определенные условия:

- перед самостоятельной работой необходим подробный инструктаж по ее содержанию (на начальном этапе);

- устное указание учителя дублируется в письменной форме в виде записей на доске, на карточках с указанием образца выполнения;

- во время работы младший школьник пользуется памятками, алгоритмами или схемами для осуществления  самоконтроля при выполнении упражнения.

Продолжительность самостоятельной работы не должна превышать 15 минут. Чем младше класс, тем подробнее должна быть проверка самостоятельной работы. В старших классах проверка выборочная. (Я часто проверяю на переменах).

Эффективно использовать в классе-комплекте работу с учеником-консультантом. Пока я работаю с одним классом, ученик-консультант может провести словарный или арифметический диктанты в другом классе. В первом классе тоже могут быть консультанты. Например, хорошо читающие ученики помогают слабочитающим детям, также ученики-консультанты могут помочь своим товарищам решать примеры. Так как в классах-комплектах, как правило, небольшое количество учащихся, мы постоянно работаем в парах.

Главное, надо организовать работу так, чтобы дети знали, как её выполнить и для чего это надо. И поскольку учащиеся работают в разном темпе, учителю необходимо предусматривать возможные варианты дополнительных заданий для более сильных учащихся. Каким образом? На отдельной парте лежат дополнительные карточки с заданиями. Учащиеся обычно без напоминания выполняют следующую работу после того, как справились с основной. Главное условие при самостоятельной работе – дифференцированные задания.

Приложение (диф. карточки)

Часть уроков в классах - комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание. Проводя однопредметные уроки, я объединяю следующие этапы: минутки чистописания, словарный диктант, работу с картиной, предложением, текстом, грамматический разбор, задания творческого характера (например, сочини четверостишие, опиши осенний лист, продолжи текст по заданному началу и др.). На уроках математики: устный счет, работу с геометрическим материалом, работу над задачей, решение уравнений. Объединяю и некоторые темы. Например, на уроках окружающего мира объединяю экскурсии, такие темы, как, «Красная книга», «Будь природе другом» во 2 классе и «Охрана растений», «Охрана животных» в 3 классе; «Звёздное небо – великая книга Природы» в 4 классе, «Звёздное небо» во 2 классе и «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью» в 1 классе; «Как живёт семья» в 1 классе и «Наша дружная семья» во 2 классе и другие.

Уроки могут строиться по-разному. Например,

Приложение (конспект урока)

При работе с двумя классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому мне приходится приготавливать к уроку много дидактического материала (памятки, схемы, опорные карточки.), так как учащиеся работают в разном темпе.

Например, на уроке русского языка дети записывают под диктовку предложения:

Домик бабушки стоял на берегу узкой речушки. Иволга свила своё гнездо в густой листве берёзы.

После чего получают дифференцированные задания:

2 класс – поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные;

4 класс – выделить безударные окончания имён существительных и объяснить их написание ( т.е. определить падеж и склонение).

При закреплении и повторении изученного материала дети получают одинаковые карточки с пропусками орфограмм.

Свеж к.ртофель, сочные п.м.доры, вкусные яблоки, сла.кая м.лина, пш.ничные п.ля, сколь.кий л.док, б.гатый ур.жай, душ.стая с.рень, новая т.тра.ь, Красная площа.ь, извес.ный скрипа., х.лодная з.ма.

Над именами существительными указать: 2 кл. – число, 4 кл. – склонение.

Таким образом, уч-ся старших классов повторят изученный материал, а младшие школьники будут учиться видеть и находить знакомые и ещё неизученные орфограммы, запоминать и объяснять их.

Чтобы сэкономить время на уроке, быстро и эффективно проверить знания учащихся, вызвать интерес к предмету, провожу тестирование, использую контрольно-измерительные материалы, предметные перфокарты, например, на уроках математики при проверке таблиц сложения и умножения, на уроках русского языка при проведении словарной работы и на других уроках.

Ещё опыт показывает, что нужны более частые переходы от одного класса к другому. Почему? Слабые дети нуждаются в помощи учителя. Я стараюсь давать задания маленькими порциями, чтобы дети справились с ними. На этапе самостоятельной работы слабый ученик может допустить ошибку и если вовремя не проверить, не подсказать, то это повлечёт за собой и другие ошибки.

Использование ИКТ даёт неоспоримые преимущества мне как учителю малокомплектной школы. Там, где раньше большая доля информации воспринималась учащимися «на слух», теперь происходит полноценное восприятие ( зрение - слух). Использую мультимедийные пособия, энциклопедии. Несомненно, это повышает качество проводимого урока.

Приложение (опорные таблицы)

Например, при закреплении темы «Состав слова» во втором классе использую такие опорные таблицы:

Родственные слова

(однокоренные слова)

сад

садик (что?)

садовник (кто?)

садовый (какой?)

посадить (что сделать?)

пересаживать (что делать?)

Проверяй безударную гласную в корне слова так:

1. Поставь в слове ударение

2. Выдели корень и безударную гласную в нем.

3. Подбери проверочное слово

горАгОрыгОрка

В условиях одновременной работы с двумя классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля полезно вводить уже к концу первого класса. На уроках математики, например, можно использовать проверку решенных примеров путём обратных действий. При решении задач – проверять задачу различными способами. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.

Недостатки обучения в классе-комплекте:

Нехватка времени, невозможность использовать дополнительную информацию в том объёме, в котором хотелось бы. Мало времени отводится работе с учителем.

Учебники не учитывают специфики организации учебного процесса в классе-комплекте. Особенность стабильных учебников состоит в том, что они предполагают совместную работу учащихся и учителя. (Особенно трудно приходится при обучении учащихся первого класса). В классе-комплекте учащиеся, как правило, ограничиваются прочтением заданий и сразу, опустив множество необходимых умственных операций, приступают к списыванию. В результате смысл выполненных упражнений теряется, а в знаниях учащихся могут образоваться пробелы. Довольно значительная часть заданий требует различного рода дополнений, уточнений, расшифровки и т.д.

Возрастает утомляемость ребёнка. Поэтому мы на уроке много двигаемся: помимо

физминуток

, я разрешаю ребятам переходить от одной парты к другой, к доске, к столу с карточками. Дети привыкли к такой динамике урока, поэтому общаются шёпотом, не мешают друг другу.

Нечётко выделяются структурные звенья уроков, устанавливаются неверные соотношения между ними, особенно, при объяснении нового материала, его закреплении.

Трудно осуществлять проверку самостоятельной работы. Иногда приходится проверять на переменах.

Если в комплекте первый класс, то основная часть времени на уроке отводится им. Из-за этого, в какой-то мере, ущемлены интересы учащихся третьего класса.

Преимущества обучения в классе-комплекте:

- Число учащихся небольшое, поэтому учитель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей.

- При меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.

- Учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.

Итак, правильное планирование урока, характер учебного оборудования, его рациональное применение на уроках влияют на организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обучения в малокомплектной начальной школе.



Литература:

Акбашев

, Р.А. Малокомплектная школа: Проблемы, поиски, решения /Р.А.

Акбашев

.- Казань: Татарское книжное издательство, 1992. – 95 с.

Зайкин

, М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования / М.И.

Зайкин

// Сельская школа. 2004. № 2. С.3-6.

Надюк

 Н. Малокомплектные школы: право на жизнь [Электронный ресурс] // Аргументы и факты: сайт. Режим доступа. — URL: http://www.kuban.aif.ru/society/article/27892

Тестов, А.Р. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации / А.Р. Тестов //Начальная школа. – 1999. - № 2. – С. 34-36.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /

Министерстёво

образования и науки

Р

ос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега-Л», 2013.

Приложение 1

Структура урока в комплекте, состоящем из 2-х классов

(примерная)

Переходы

Кол-во минут

Классы

2

3

I.

10

Самостоятельная работа.

(Подготовительные упражнения к усвоению нового материала).

Работа с учителем.

Объяснение нового материала. Подготовка к самостоятельной работе.

II.

10

Работа с учителем.

Проверка результатов самостоятельной работы; объяснение нового материала; первичное закрепление; подготовка к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа.

(Раскрывается содержание работы).

Самоконтроль.

III.

10

Самостоятельная работа.

(Раскрывается содержание работы).

Самоконтроль.

Работа с учителем.

Проверка результатов самостоятельной работы; подготовка к выполнению работы творческого характера; корректирующий инструктаж.

IV.

8-10

Работа с учителем.

Проверка самостоятельной работы; работа с учебниками и др. обучающими средствами.

Самостоятельная работа.

(Раскрывается содержание работы).

Самоконтроль.

V.

5 - 7

Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся, задание на дом.

Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся, задание на дом.

Приложение 2

1 класс

3класс

Русский язык

Тема: «Строчная и прописная буквы д, Д»

Тема: « Проверка слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова»

Цель: обеспечить условия для формирования у детей навыка письма слов с буквами д, Д.

Задачи:

- узнавать графический образ букв;

- осуществлять звукобуквенный анализ слов;

- соединять данные буквы с другими буквами в слове;

- писать названия рек;

- проверять парный согласный в конце слова;

- развивать фонематический слух;

- воспитывать любознательность и интерес к родному языку.

Цель: обеспечить условия для формирования у учеников навыка проверки правописания парного согласного на конце и в середине слова.

Задачи:

- распознавать в словах согласные, которые нужно проверять;

- проверять слова с парными согласными на конце и в середине слова:

изменять слова по числам, подбирать однокоренные слова;

- сравнивать искомую букву в проверочном и в проверяемом словах;

- развивать орфографическую зоркость, мышление;

- воспитывать самостоятельность, наблюдательность.

Работа с учителем

- Урок предлагаю начать с игры «Камень и вата». Слушай условие. Если в названии предмета услышишь твёрдый согласный звук д, произносишь вслух слово «камень». Если услышишь мягкий согласный звук д, произносишь слово «вата». Начинаю игру. Денис, дом, дым, день.

- Назови первый звук в словах игры.

- Дай характеристику выделенным звукам. (Отвечают 1 кл., дополняют 3 кл. / согласный тв. или мягк., парный, звонкий)

- Назови букву, которой обозначают тв. звук д и мягк. звук д (Звуки обозначают буквой Д (дэ))

- Возьми ручку и прописывай в воздухе под счёт букву Д.

- Во время письма, на что следует обратить внимание? (на пересечение петли с нижней линией рабочей строки строчной буквы)

- Какие правила следует выполнять во время письма? (посадка, положение ручки и тетради, писать с наклоном, применять нижнее или верхнее соединение, писать аккуратно)

- 3 класс, откройте тетрадь, запиши дату и вид работы.

1 класс, откройте пропись на стр.19.

Работа с учителем

- Рассмотрите страницу. Обведи по образцу элементы букв. Дорисуй до конца рабочей строки рисунок спирали. Подчеркните в словах карандашом букву д.

Самостоятельная работа.

Записывают дату и вид работы.

Самостоятельная работа.

- Выполняют задание на с.19

Работа с учителем

На доске запись: Дя ди - Какое соединение следует применить в 1 слоге дя? А в слоге ди?

- Прочитай предложение.

На доске запись: Была тихая погода, весь народ был на палубе.

- Из какого произведения это предложение? ( «Прыжок»)

- Назови автора. (Лев Николаевич Толстой)

- Спиши с доски слоги, предложение.

- После предложения, на следующей строке, запиши имя, отчество и фамилию автора данного произведения.

***Дополнительное задание: Подчеркни слова с парным согласным звуком.

Работа с учителем

- Что изображено в правом верхнем углу страницы? (прямоугольник)

- Как думаешь, элементы каких букв советует вам написать карандаш в прямоугольнике? (Д, д).

- Назови элементы прописной буквы Д (наклонная прямая с петлёй внизу и левый полуовал).

- Назови элементы строчной буквы д (наклонная прямая с длинной петлёй внизу и овал).

- Запиши в прямоугольнике элементы прописной буквы Д и строчной буквы д.

Самостоятельная работа.

- Выполняют задание

Самостоятельная работа.

- Выполняют задание

***Дополнительное задание: Подбери к слову народ проверочное слово. Запиши эти слова.

Работа с учителем

На магнитной доске буквы Д Т Б П З С

- Приготовь сигнал. Прочитай буквы. ( Читает первоклассник).

- В какую группу можно объединить эти буквы? (3 кл. /парные звонкие и глухие согласные)

- Ребята, пришло письмо от Емели - дурачка. Он сообщает, что решил жениться на принцессе, но царь хочет проверить смекалку и грамотность жениха. Он приказал вставить нужные буквы в эти слова и написать их, а Емеля затрудняется. Просит вас помочь ему. (На наборном полотне - слова пло. - пло. Обратная сторона наборного полотна - имеет вид конверта).

- Какие же буквы нужно вставить? (д, т)

- Что обозначает слово плот? (конструкция - предмет для плаванья, из связанных между собой брёвен)

- Что обозначает слово плод (урожай: например, с дерева, яблоко - плод яблони)

- Прочитай слова (плот - плод)

-Как произносятся эти слова? (Слова звучат одинаково), хотя обозначают разные предметы, поэтому можно допустить ошибку

-Где можно допустить ошибку при написании слова? (на конце слова)

- Что делать, чтобы не ошибаться в написании слов с парным согласным звуком?(3кл рассказывает правило)

- Чему будешь учиться на уроке? 1 класс (учиться правильно писать буквы Д, д и слова с парным согласным звуком Д на конце слова)

- Обведи по образцу прописную и строчную буквы Д д. Напиши эти буквы на всей строке

Самостоятельная работа

- Письмо букв Д д.

***Дополнительное задание: Подчеркни самую красивую и правильную букву

Работа с учителем

- Отгадай загадку. Две сестрёнки, две плетёнки из овечьей пряжи тонкой. Как гулять - так надевать, чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки)

- Назови орфограммы в слове и объясни их. (Одни варежки - много варежек)

- Чему будешь учиться на уроке? (писать правильно слова с глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова)

- Упр.193, стр.86

Работа с учителем

-Прочитай 1- е слово на рабочей строке (пруды).

- Произносится в слове парный согласный звук Д?

- Сколько предметов обозначает это слово? (Много)

- Какой вывод можно сделать? (Если слово обозначает много предметов, то в нём чётко слышится парный согласный звук)

- Прочитай 2-е слово. ( Пруд)

- Теперь произнеси его. (Прут)

- Сколько предметов обозначает это слово? (Один)

- Назови последний звук в слове прут (Т)

- Назови последнюю букву в слове пруд (Д)

- Что заметили? (Произносится и пишется слово по - разному)

- Какой вывод можно сделать? (Если слово обозначает один предмет, то в нём можно допустить ошибку в написании парного согласного звука)

- Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным на конце, которое обозначает один предмет? (Нужно произнести слово так, чтобы оно обозначало много предметов).

Самостоятельная работа

Выполняют задание Упр.193, стр.86

Работа с учителем

Физкультминутка «Бабочка»

Работа с учителем

- Прочитай слова на двух следующих строках. Рассмотри схемы и подумай, какие слова соответствуют данным схемам.

-Взаимопроверка выполненного задания

Самостоятельная работа

- Выполняют задание.

Работа с учителем

Чебурашке в школе дали задание списать текст. Но старуха Шапокляк брызнула на страницу чернилами. Помоги Чебурашке определить, какую букву нужно вставить. Слайд 1 интерактивная доска

У Алёнки в гостях:

Петушок в сапоах,

Курочка в серёах,

А Корова в юе и в тёплом полушу.ке.

Работа с учителем

- Какое слово соответствует 1 схеме?

- Назови по порядку все звуки слова плод.

- Назови последний звук.

- Какую букву нужно писать в конце слова?

- Почему? (проверила словом плоды, где произносится звук д)

- Ещё раз назовите по порядку буквы в слове плод.

- Запишите слово рядом с соответствующей ему схемой.

- Какое слово соответствует 2 схеме?

- Назови по порядку все звуки слова плот.

- Назови последний звук.

- Какую букву нужно писать в конце слова?

- Почему? (проверила словом плоты, где произносится звук т)

- Ещё раз назовите по порядку буквы в слове плот.

- Запишите слово рядом с соответствующей ему схемой.

Самостоятельная работа

Работа по карточкам. Вставь в слова пропущенные буквы, составь из слов предложения. Запиши их. Подчеркнуть слова с парным согласным звуком на конце слова.

1. лёим, зима, сне.ком, зав.лила , горо.

2.утром, к, расчистили, бесее, доро.ку, мы, у.кую

***Галиниченко М. Выписать словосочетания из 1 предложения

***Чанова Н. Подчеркнуть главные члены в последнем предложении и выписать словосочетания.

Гимнастика для глаз

Самостоятельная работа Работа с учителем.

- Проверка выполненного задания.

- Незнайка выполнил домашнее задание. Проверь, нет ли у него ошибок.

На доске Ночью ударил сильный морос. Он сковал летком реки.

Холодно стало дупкам и берёскам.

Спиши текст без ошибок.

Работа с учителем

- Какие реки знаешь?

- Назови по порядку звуки в слове Дон

- Назови по порядку буквы. С какой буквы будешь писать слово?

- Почему?

Самостоятельная работа

- Взаимопроверка

Самостоятельная работа

- Пишут название рек

Работа с учителем

-Проверка выполненного задания

- Назовите ошибки, допущенные Незнайкой. В слове мороз следовало
писать букву 3. Проверочное слово - морозы и т.д.
Орфографическая минутка. Резкий, лодка, ошибка, травка, рыбка,
глазки, узкий, этаж, враг. Проверка с помощью веера.

- Запишите на карточке пропущенные буквы в словах. Работа в парах.
Мальченко С. Работает самостоятельно по карточке - помощнице.

Работа с учителем

- Прочитай слова на следующей строке.

- Почему слова написаны с прописной буквы?

Прочитай предложение.

Сколько слов в нём слов?

-Назови 1-е слово и т.д.

С какой буквы будешь писать 1 слово?

- Как на письме покажешь, что предложение закончилось?

Работа в парах. Самостоятельная работа. Погруа, тетра.ь, камы.,

шаа, закла.ка.

-Как узнать, какие буквы пропущены в словах?

- Что для этого надо сделать?

Карточка - помощница 1 .Подберу однокоренное слово, в котором после парного согласного слышится гласный погрузить

2. В слове погрузить слышится звук [з] и пишется буква 3.

3. Значит, в слове погрузка нужно писать букву 3.

Самостоятельная работа

Чему учился на уроке?

Работа с учителем

- Проверка выполненного задания

Слова читает тот, кто руководил работой в паре.

Д/3

- с.86 упр 194, по памятке № 2 подготовиться к диктанту

Оценивание

- На шкале оценивания, отметь крестиком уровень, который
соответствует твоим знаниям и умениям.

Итог - Подведи итог своей работы.

- Чем тебе был полезен урок?

Рефлексия

Ориентировочные норы времени на самостоятельную работу на уроке

Класс

1 – е полугодие

2-е полугодие

1

5 – 10 минут

10 – 15 минут

2

6 – 12 минут

12 – 17 минут

3

8 – 15 минут

14 – 18 минут

4

15 – 20 минут

19 – 25 минут