ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №11 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОКУЧАЕВСК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Особенности работы воспитателя с детьми с ТНР в вечернее время по заданию учителя-логопеда в группе компенсирующего типа».

Выступление учителя-логопеда

Скрипченко Э. В.

2024.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем группы компенсирующего типа для детей с нарушениями речи:

постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

развитие правильного речевого дыхания;

закрепление произношения поставленных

учителем -

логопедом звуков;

развитие фонематических представлений;

целенаправленная активизация отработанной лексики;

упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале;

формирование связной речи;

закрепление навыков чтения и письма.

Обязательным условием успешной коррекционной работы в группах компенсирующего типа для детей с тяжёлыми нарушениями речи является преемственность и систематичность в работе учителя-логопеда и воспитателей. Одной форм взаимодействия педагогов группы компенсирующего типа являются вечерние занятия воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда.

Вечерние занятия по заданию учителя-логопеда проводятся воспитателем во время второй половины дня. Воспитатель занимается индивидуально или подгруппой с теми детьми, фамилии которых учитель-логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется ежедневно после подгрупповой и индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми группы компенсирующего типа. Очень важно, чтобы во время вечерних занятий воспитателя с ребёнком (детьми) все остальные дошкольники их не отвлекали, а были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. При распределении «тихих» игр воспитатель должен учитывать особенности каждого воспитанника группы. Например, если у ребёнка трудности с развитием мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - сложить по образцу пазлы и т.д.

Занятия с детьми необходимо проводить в специально оборудованном логопедическом уголке. В уголке устанавливается большое зеркало, в котором отражаются лица ребёнка и воспитателя. Также в логопедическом уголке находятся игры для выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, картинки для автоматизации отрабатываемых звуков, задания для развития грамматического строя и связной речи, упражнения по подготовке детей к обучению грамоте. Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради происходит с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - произносится утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, не спеша и добиваться того же от воспитанника.

Во время вечерних занятий по заданию учителя-логопеда воспитатель отрабатывает с дошкольниками артикуляционные и дыхательные упражнения, задания на развитие фонематического слуха, пальчиковую гимнастику, упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных учителем-логопедом звуков, лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи. Продолжительность индивидуального речевого занятия с воспитанником – 10-15 минут. Воспитателю необходимо осуществлять постоянный контроль за речью детей. Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Такая работа требует от воспитателя терпения, такта и постоянной изобретательности. Речь педагога должна быть образцом для ребёнка - правильной, четкой, неторопливой, интонационно выразительной.