* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Calibri';} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Calibri';}

Особенности развития словаря качественных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Подготовили воспитатели:

О. Е. Щендрыгина

Л. С. Зыбцева

Н. В. Ткаченко

В работах многих ученых находит отражение процесс слияния логопедической науки и психолингвистики. Определение наиболее эффективных инструментов развития коррекционно-развивающей деятельности у старших дошкольников с ОНР обусловливает приоритетность практического изучения психолингвистической составляющей формирования словаря.

При общем недоразвитии речи у детей при наличии сохранных анализаторных систем и интеллекта отмечаются следующие особенности: дети позже нормотипичных сверстников начинают говорить, испытывают значительные трудности актуализации словаря и др. В зависимости от степени проявления данного нарушения, недоразвитие всех компонентов речи также может быть на разном уровне – от полного её отсутствия до развернутой фразовой речи с вербальным нарушением её оформления (как лексико-грамматического, так и фонетического).

В работах Т.Б. Филичевой и Г.В, Чиркиной у дошкольников с ОНР, несмотря на этиологию имеющегося нарушения, отмечается наличие общих характерных черт, свидетельствующих о наличии речевой патологии. Таковым является позднее начало речи при сохранном, достаточном уровне понимания обращенной речи (55).

Данный аспект сказывается на развитии когнитивных процессов, в частности запоминания – дошкольники не в состоянии удерживать сложные многокомпонентные инструкции. Даже инструкция, представленная тремя или четырьмя компонентами, вызывает у них значительные трудности: задания пропускаются, искажаются, вплоть до полного отказа от выполнения задания при допуске нескольких ошибок подряд.

У старших дошкольников с ОНР отмечаются также проблемы развития лексического компонента речевого развития. Данная проблема проявляется через сниженный объём словаря в целом, значительной количественной разнице в объеме пассивного и активного словаря, выраженных трудностях актуализации слов, частых вербальных парафразиях.

Называние признаков предметов также вызывает значительные трудности у старших дошкольников с ОНР (широкий, горький, колючий, круглый и др.). Подавляющим большинством частей речи, используемых детьми повседневно, являются слова-предметы (существительные) и слова-действия (глаголы). Применение абстрактной и обобщающей лексики является также непростой задачей для детей с ОНР, трудно поддаются осознанию и вводятся в речь лексические единицы с переносным значением, практически не применяется синонимия и антонимия.

Р.И. Лалаева в своих работах пишет о том, что замена имен прилагательных – показатель несформированности у старших дошкольников с речевым недоразвитием навыка выделения первичных характеристик, выделения качеств того или иного предмета. Самыми часто встречающимися заменами являются следующие: «короткий», «низкий», «узкий» заменяются на «маленький», «высокий», «длинный», «широкий» – на «большой» и т.д. Это происходит ввиду несформированности процесса дифференциации признаков по размеру, высоте, толщине, ширине.

Значительные проблемы вызывает у старших дошкольников с речевым недоразвитием процесс группировки семантически близких друг к другу прилагательных. Самыми частыми являются ошибки при выполнении заданий «выбери лишнее слово»: из набора слов «короткий, длинный маленький» дети выбирают «короткий»; тяжелый, короткий, легкий – тяжелый и др.

Приведенные примеры указывают на не до конца сформированную дифференциацию выше обозначенных слов, проблемы группировки по одному значимому признаку. Данный факт свидетельствует о незавершенном формировании семантических полей, низкий уровень операции сравнения слов, исходя из их значения.

Задачи, связанные с группировкой имён прилагательных, определяют также наличие стратегии группирования – поиск аналогичного признака или противоположного. В работах Вершиной О.М. находит отражение тот факт, что у старших дошкольников с ОНР, независимо от патогенеза нарушения, значительно снижен словарный запас, значительно затруднен переход слов из экспрессивной речи в импрессивную, а также существуют существенные значительные индивидуальные различия, обусловленные этиологией речевого недоразвития.

Таким образом, у старших дошкольников с ОНР отмечается значительно затруднен процесс организации семантических полей по сравнению с нормотипичными сверстниками, что свидетельствует о необходимости реализации коррекционно-развивающей деятельности с данной категорией дошкольников.