Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Малыш растёт, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, само утверждается. И наша задача заключается в том, чтобы, делая первые, самые главные шаги в своей жизни, он чувствовал себя комфортно и уверенно. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных процессов, эмоциональных состояний, средство самореализации ребёнка. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения мыслительными операциями и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В результате нарушается одна из основных функций речи - коммуникативная, что ещё в большей степени затормаживает речевое развитие.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Для воспитанников этой категории характерны выраженные недостатки произносительной стороны речи, включающие дефекты артикуляции звуков. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного (просодического) оформления фраз, свидетельствующие о трудностях высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и т.д.)
В целом речь детей мало разборчива. Несформированность произносительной стороны речи особенно четко проявляется в связной речи – наблюдается взаимозамещение разных групп звуков (глухих и звонких, свистящих и шипящих, сонорных, твёрдых и мягких). На фоне общей смазанности речи у определенной категории детей наблюдается недоговаривание окончаний, недостаточный уровень сформированности грамматических категорий.
Рассматривая же психофизические особенности детей среднего возраста, можно отметить, что это возраст дальнейшего развития способностей. Ребёнок, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становятся более длительными и сложными. Малыш учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктуем ему мы, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя.
Он уже лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны и нередко вызывают у нас улыбку. Ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него.
Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходства и различия между ними.
К 5 годам у детей возрастает потребность в общении, особенно со сверстниками. Ребёнок лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, проявить внимание, сочувствие.
Гордость за собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения перед сверстниками особенно важны для ребенка в среднем возрасте, так как у него формируется потребность в уважении.
На 5-году складываются представления, как надо вести себя, поэтому они обращаются к сверстникам: «надо делиться», «нельзя обижать другого». Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иную деятельность (игру), детей, с кем играть.
А теперь я хочу остановиться на наиболее информативном и сложном показателе развития – это умственное развитие. В широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. Какие же изменения происходят.
Двигательная сфера ребенка. Характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. У детей вырабатываются свои ассоциации. Ребёнок способен назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Может вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер.
Учитывая всё это, в средней группе предусматривается работа по углублению знаний детей, обогащению пассивного и активного словаря за счёт слов - названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т.д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.
Детей учат использовать обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи и т.д. (см по программе), группировать знакомые предметы по классификации (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя, зимняя и т.д.) Ребёнок должен обосновать свой выбор, опираясь на важные аргументы.
Овладевая словарём, мы помогаем детям усваивать и его грамматический строй. Уже к пяти годам мы даём упражнения по освоению способов образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детёнышей животных, а также способы образования глаголов с приставками и степеней сравнительных прилагательных.
Ребёнок в пятилетнем возрасте ещё не способен составить полноценное развёрнутое высказывание. Формируя связную речь, мы должны обращать внимание на правильность составленного предложения. Оно должно содержать в себе не только главные члены предложения, но и второстепенные. Необходимо обращать внимание на связность слов в предложении, на их согласованность.
Особое место в работе с детьми среднего возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете по картинке; придумать свою картинку используя раздаточные картинки. …….
Звуковая сторона речи также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к чужой речи, с другой стороны – недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата. Воспитание звуковой культуры речи в этом возрасте сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных.
В этом возрасте необходимо также воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и чётко произносить слова, ставить в них ударения, совершенствовать речевое дыхание.
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. И наша задача создать все условия для воспитания гармоничной личности.