Колчина Мария Константиновна

Учитель-логопед

«Особенности речи у детей с билингвизмом»

Введение

В современном мире всё больше детей растут в условиях билингвизма, то есть используют два языка в повседневной жизни. Однако у таких детей могут возникать проблемы с речью, связанные как с особенностями усвоения двух языков, так и с общими речевыми нарушениями. В этой статье мы рассмотрим, какие трудности могут возникнуть у детей-билингвов и как специалисты могут помочь им преодолеть речевые нарушения.

Трудности, с которыми могут столкнуться дети-билингвы

Когда ребёнок говорит на двух языках, у него могут появиться свои особенности в речи. Это может быть связано с тем, что он смешивает слова и правила из разных языков, использует не соответствующие контексту слова из одного языка в другом, испытывает трудности с произношением звуков, характерных для одного из языков, или имеет нарушения в грамматике и синтаксисе одного или обоих языков.

На речь детей-билингвов могут влиять разные факторы, такие как:

объём общения на каждом из языков;

частота и качество взаимодействия с носителями каждого языка;

эмоциональное состояние ребёнка;

уровень развития памяти и внимания.

Методы коррекции речевых нарушений

Для помощи детям с проблемами речи логопеды используют разные методы. Вот некоторые из них:

Упражнения для рта и языка.

Эти упражнения помогают ребёнку лучше контролировать движения рта, что важно для правильного произношения звуков.

Упражнения на дыхание.

Правильное дыхание помогает говорить чётко и громко.

Игры со словами.

Специальные игры помогают ребёнку лучше понимать и использовать слова и правила языка.

Использование картинок и схем.

Картинки и схемы помогают ребёнку лучше запомнить слова и правила, а также способствуют лучшему пониманию контекста использования слов.

Индивидуальный подход.

Каждому ребёнку нужен свой подход, в зависимости от его особенностей и уровня развития.

Роль специалистов и родителей

Помочь детям, которые говорят на двух языках и у которых есть проблемы с речью, может быть непросто. Но если использовать разные методы и учитывать особенности каждого ребёнка, можно добиться хороших результатов. Важно, чтобы специалисты работали вместе с родителями и другими взрослыми, которые общаются с ребёнком. Только так можно обеспечить ему успешное развитие и помочь ему лучше говорить.

Чем помочь родителям?

Объяснить родителям важность обучения ребёнка русскому языку можно следующим образом:

Объясните, что знание русского языка может облегчить адаптацию ребёнка в образовательных учреждениях.

В России и других странах со значительной русскоязычной диаспорой дети могут столкнуться с необходимостью учиться и общаться на русском языке в школе или детском саду. Владение языком поможет им успешно интегрироваться и избежать возможных трудностей.

Подчеркните важность русского языка для будущего ребёнка.

Знание языка может открыть перед ребёнком больше возможностей для учёбы, работы и общения в будущем. Это может быть полезно не только в России, но и в международном контексте, например, для работы в международных организациях или общения с русскоязычными коллегами.

Расскажите о преимуществах двуязычия.

Объясните, что изучение русского языка не только не мешает, но и способствует развитию когнитивных способностей ребёнка, улучшает его память и внимание. Двуязычие может стать ценным активом в жизни.

Предложите ресурсы и методы обучения.

Расскажите о различных методах и ресурсах, которые могут помочь в изучении русского языка, например, детские книги, мультфильмы, интерактивные приложения и общение с носителями языка.

Выразите уверенность в том, что поддержка родителей может значительно ускорить и облегчить процесс обучения ребёнка русскому языку.

Подчеркните, что ваша совместная работа и терпение помогут ребёнку успешно освоить новый язык.

Пригласите к сотрудничеству специалистов.

Если есть возможность, предложите родителям обратиться к логопеду, педагогу или другому специалисту, работающему с детьми-билингвами. Они могут предложить индивидуальные рекомендации и методы работы, которые помогут в обучении ребёнка русскому языку.

Литература

Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. — М.:

Владос

, 1999.

Жукова Н. С.,

Мастюкова

Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (

алаликов

). — М.: Просвещение, 1951.

Филичева Т. Б.,

Чевелева

Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей. — М.: Профессиональное образование, 1993.

Арушанова

А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.