Колчина Мария Константиновна
Учитель-логопед
«Особенности речи у детей с билингвизмом»
Введение
В современном мире всё больше детей растут в условиях билингвизма, то есть используют два языка в повседневной жизни. Однако у таких детей могут возникать проблемы с речью, связанные как с особенностями усвоения двух языков, так и с общими речевыми нарушениями. В этой статье мы рассмотрим, какие трудности могут возникнуть у детей-билингвов и как специалисты могут помочь им преодолеть речевые нарушения.
Трудности, с которыми могут столкнуться дети-билингвы
Когда ребёнок говорит на двух языках, у него могут появиться свои особенности в речи. Это может быть связано с тем, что он смешивает слова и правила из разных языков, использует не соответствующие контексту слова из одного языка в другом, испытывает трудности с произношением звуков, характерных для одного из языков, или имеет нарушения в грамматике и синтаксисе одного или обоих языков.
На речь детей-билингвов могут влиять разные факторы, такие как:
объём общения на каждом из языков;
частота и качество взаимодействия с носителями каждого языка;
эмоциональное состояние ребёнка;
уровень развития памяти и внимания.
Методы коррекции речевых нарушений
Для помощи детям с проблемами речи логопеды используют разные методы. Вот некоторые из них:
Упражнения для рта и языка.
Эти упражнения помогают ребёнку лучше контролировать движения рта, что важно для правильного произношения звуков.
Упражнения на дыхание.
Правильное дыхание помогает говорить чётко и громко.
Игры со словами.
Специальные игры помогают ребёнку лучше понимать и использовать слова и правила языка.
Использование картинок и схем.
Картинки и схемы помогают ребёнку лучше запомнить слова и правила, а также способствуют лучшему пониманию контекста использования слов.
Индивидуальный подход.
Каждому ребёнку нужен свой подход, в зависимости от его особенностей и уровня развития.
Роль специалистов и родителей
Помочь детям, которые говорят на двух языках и у которых есть проблемы с речью, может быть непросто. Но если использовать разные методы и учитывать особенности каждого ребёнка, можно добиться хороших результатов. Важно, чтобы специалисты работали вместе с родителями и другими взрослыми, которые общаются с ребёнком. Только так можно обеспечить ему успешное развитие и помочь ему лучше говорить.
Чем помочь родителям?
Объяснить родителям важность обучения ребёнка русскому языку можно следующим образом:
Объясните, что знание русского языка может облегчить адаптацию ребёнка в образовательных учреждениях.
В России и других странах со значительной русскоязычной диаспорой дети могут столкнуться с необходимостью учиться и общаться на русском языке в школе или детском саду. Владение языком поможет им успешно интегрироваться и избежать возможных трудностей.
Подчеркните важность русского языка для будущего ребёнка.
Знание языка может открыть перед ребёнком больше возможностей для учёбы, работы и общения в будущем. Это может быть полезно не только в России, но и в международном контексте, например, для работы в международных организациях или общения с русскоязычными коллегами.
Расскажите о преимуществах двуязычия.
Объясните, что изучение русского языка не только не мешает, но и способствует развитию когнитивных способностей ребёнка, улучшает его память и внимание. Двуязычие может стать ценным активом в жизни.
Предложите ресурсы и методы обучения.
Расскажите о различных методах и ресурсах, которые могут помочь в изучении русского языка, например, детские книги, мультфильмы, интерактивные приложения и общение с носителями языка.
Выразите уверенность в том, что поддержка родителей может значительно ускорить и облегчить процесс обучения ребёнка русскому языку.
Подчеркните, что ваша совместная работа и терпение помогут ребёнку успешно освоить новый язык.
Пригласите к сотрудничеству специалистов.
Если есть возможность, предложите родителям обратиться к логопеду, педагогу или другому специалисту, работающему с детьми-билингвами. Они могут предложить индивидуальные рекомендации и методы работы, которые помогут в обучении ребёнка русскому языку.
Литература
Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. — М.:
Владос
, 1999.
Жукова Н. С.,
Мастюкова
Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (
алаликов
). — М.: Просвещение, 1951.
Филичева Т. Б.,
Чевелева
Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей. — М.: Профессиональное образование, 1993.
Арушанова
А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.