Особенности военно-нравственного воспитания обучающихся кадетских школ

«Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза

на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю

отечество, тем более стремлюсь обогатить свою страну

сокровищами, извлечёнными не из её недр».

Вольтер

Военно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью нашего общества.

Вопрос о том, должно ли иметь определенную специфику воспитание и обучение мальчиков и девочек в семье и образовательном учреждении, на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных для современной системы образования. Своя специфика имеется и в воспитательном процессе кадетов.

Целью воспитания в кадетской школе является становление личности воспитанника, формирование его как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина и патриота своего Отечества, развитие у него интеллектуальных способностей, а также становления и развития гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Особенности воспитания кадетов обозначены в Уставе учебного заведения. Целями и задачами, указанными в Уставе школы являются:

- осуществление деятельности в целях подготовки всесторонне развитых и патриотически – настроенных граждан, ориентированных на государственную службу на военном и гражданском поприще;

- получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях и замещения в них, как правило, должностей младших командиров курсантских подразделений; воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;

- формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому уставу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе.

Приоритетные направления воспитательной работы школы:

1.Гражданско-патрионтическое и правовое воспитание.

Воспитание патриотизма и любви к Родине. Приобщение обучающихся к

традициям и истории Отечества, города, семьи, школы. Осмысление себя гражданином своей страны: знание прав и обязанностей, основ национальной культуры, правовой культуры. Например, мероприятия, посвященные дню воинской славы России; конкурсы патриотического смотра строя и песни.

2.Интеллектуальное развитие обучающихся.

Организация интеллектуально-познавательной деятельности обучающихся с целью формирования целостной и научно-обоснованной картины мира, развития познавательных способностей детей, формирования положительного отношения к учёбе, знаниям, науке через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Например, еженедельные тематические классные часы, беседы, презентации, викторины.

3. Физическое развитие обучающихся и формировании
безопасности жизнедеятельности.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Формирование осознанного добровольного отказа от вредных привычек и безопасного жизнеобеспечения. Например, школьные, городские, областные и Всероссийские соревнования; чемпионаты; спартакиады; тематические акции: «Мы - за здоровый образ жизни», «Говоря «НЕТ» вредным привычкам, ты говоришь «ДА» здоровью!». Частыми гостями у нас являются представители МЧС. В школе разработана своя программа здоровьесбережения. Нонсенсом для некоторых руководителей образовательных организаций явилось то, что нарушителей дисциплины мы направляем на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по Засвияжскому району. И у нас есть кадеты, которые стоят на профилактическом учёте.

4. Культурно-нравственное воспитание.

Формирование у обучающихся основ нравственного поведения, понятия о добре и зле через систему дополнительного образования и совместную деятельность с учреждениями культуры города, Например: конкурс «Кадет года»; конкурс-смотр художественной самодеятельности; участие в балах; конкурс творческих работ; литературно-художественные конкурсы.

5. Трудовое и экологическое воспитание.

Осуществляется посредством формирования экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека. Создаёт условия для трудовой деятельности. Например, цикл мероприятий, посвященных Дню космонавтики.

6. Воспитание толерантности.

Формирование этнической и социальной толерантности, коммуникативных компетентностей на межкультурном уровне. Например, мероприятия, направленные на развитие толерантного отношения к представителям различных национальностей и субкультур.

К особенностям военно-нравственной работы, проводимой с кадетами в школе, относятся:

- Приоритет в сторону военно-патриотической направленности: углублённое изучение истории, этикета, традиционные праздничные мероприятия в этом направлении не ограничиваются только празднованием 9 мая и 23 февраля, но и мероприятия, касающиеся Дней воинской славы, Дня Флага Российской Федерации;

- Во время учебного процесса, кадеты находятся в форме МЧС, что явно сказывается на их самоопределении, способствует служению чести, совести, патриотизму;

- Наличие разнообразной, охватывающий широкий спектр направлений системы дополнительного образования, позволяющей организовать досуговую деятельность всех обучающихся, исходя из их желаний и способствующей открытию и развитию их талантов начальной школе организован кружок по шитью кукол из кусочков ткани, с 5 класса начинается предпрофильная подготовка и занятия в системе военной подготовки, с 10 класса начинается профильное обучение).

- Применение в воспитательном процессе актуальных интернеттехнологий (от применения социальных сетей и интернет конференций, до создания кадетских собственных сайтов), привлечение родителей к воспитательному процессу с помощью интернет технологий.

- Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни кадета множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре народов основных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, отечественной жизни, как прошлого, так и из настоящего в том числе получаемого при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку. Особенно важное значение имеют встречи с выпускниками школы, которые добились определённого положения как на гражданской, так и на военной службе.

В период летних каникул для продолжения воспитательной деятельности организованна летняя трудовая практика.

Внеурочная воспитательная деятельность кадетской школы направлена также на развитие ученического самоуправления. Например, дни самоуправления во время проведения предметных недель.

Воспитательная деятельность и духовно-нравственное развитие обучающихся в кадетской школе имеет разнообразные формы организации:

- воспитание в процессе обучения;

- внеурочная деятельность;

- воспитание в процессе дополнительного образования;

- внутриклассная деятельность;

- межклассная деятельность;

- участие в работе творческих объединений;

- общешкольная деятельность;

- работа с семьями и общественными организациями;

- научная деятельность.

Подводя итог, можно сказать, что учебный процесс в военном учебном заведении — это не только обучение, но и воспитание человека. И важной составляющей частью воспитательного процесса является военно-нравственное воспитание кадетов, целью которого является воспитать у кадетов беззаветную преданность военному делу, Родине и правительству, высокое сознание общественного и воинского долга, любовь к военной службе, профессии военнослужащего. Выработать такие нравственные качества, как дисциплинированность, трудолюбие. Воспитание в школе не заканчивается на уроке, оно продолжается и во внеучебное время. Для этого используются различные формы работы. Например, проведение во взводах политических информаций, которые играют немаловажную роль в развитии политического кругозора кадетов, прививают им интерес к событиям политической жизни.

Таkиm образом, уже в стенах школы будущий офицер учится квалифицированно выступать перед аудиторией. На уроках и во внеучебное время учителя стремятся не только к тому, чтобы их воспитанники получили необходимые первоначальные военные знания, навыки, но, чтобы они были настоящими патриотами, полюбили свою будущую службу в армии, понимали, что такое гражданский и воинский долг.