?Особенности звукопроизношения при различных видах дизартрий?

Автор: Учитель-логопед МБДОУ ?Детский сад № 204?
Иванова Марина Сергеевна
Введение

Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно - мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения, у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно - кинестетический анализаторы. В настоящее время доказано, что процесс сенсорного развития, в том числе и восприятия речи, осуществляется с необходимым участием двигательных импульсов. Развитие движений у ребенка рассматривается как фактор стимуляции и подкрепления его лепета. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, прежде чем, он сможет произносить членораздельные звуки речи. В наше время одной из самых актуальных проблем является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. При нем расстраивается двигательный механизм речи, ее моторная реализация. В литературе XX века понятие ?дизартрия? переводили, как расстройство членораздельной речи, речь организуется невнятно, словно ?каша во рту?.
Дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
Объект изучения: развитие звукопроизносительной стороны речи у детей. 
Предмет исследования: особенности звукопроизношения при различных видах дизартрий.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы; эмпирические: наблюдение. 
Основная часть
Дизартрия – одно из самых распространенных нарушений речи в детском возрасте, при котором основным в структуре дефекта речи является стойкое нарушение фонетической стороны речи. Развитие речи у детей с дизартрией характеризуется рядом отклонений. В большинстве случаев речевое развитие отмечается позже нормы.
Для детей с дизартрией характерно полиморфное изменение звукового произношения. Нарушение двух групп звуков (шипящих и свистящих); три группы (шипящих, свистящих, P или Л) и более трех групп (свистящие, шипящие, соноры и простые по артикуляции переднеязычные). 
Звукопроизношение у детей с дизартрией имеет следующие особенности:
Отсутствие в речи определенных звуков и замена звуков.
Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо, [с], [ш] - [ф], вместо, [р], [л] - [л`], [й], вместо  глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) звуки заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`].  Отсутствие звука или его замена на другой на основе артикуляции создает условия для смешения соответствующих фонем.
При смешивании звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс образования фонемы не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам, приводят к их спутанности при чтении и письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа - до 16 - 20. Чаще всего свистящие и шипящие ([с]-[с`], [з] - [з`], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); [т`] и [д.`]; звуки [л], [р], [р`]); звонкие заменяются парными глухими; пары мягких и твердых звуков недостаточно противопоставлены; нет согласного [й]; гласный звук [ы].
Замена группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух и более близко расположенных артикулирующих звуков произносится слегка нечеткий звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] смягченное [ч].
Причины таких замен – недостаточное формирование фонематического слуха или его нарушение. Эти нарушения, при которых одна фонема заменяется другой, что приводит к искажению значения слова, называют фонематическим.
Непоследовательное использование звуков в речи. Некоторые звуки ребенок произносит правильно изолированно, по инструкции, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок произносит одно и то же слово в другом контексте или при повторении произносит его по-разному. Оказывается, у ребенка заменяются звуки одной фонетической группы, искажаются звуки другой. Эти нарушения называются фонетико-фонематическими.
Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может произносить от двух до четырех звуков искаженно или говорить правильно, а на слух он не может различить большое количество звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать недоразвитие фонематических процессов.
Причиной искаженного произношения звуков, чаще всего, является недостаточное формирование артикуляционной моторики или их нарушение. Это фонетическое нарушение, не влияющее на значение слов.
Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определиться с методикой работы с детьми.
При фонетическом отклонении большое внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематическом нарушении – развитию фонематического слуха.
Проблема формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с различными речевыми нарушениями является предметом многих исследований и всесторонне изучена. Процесс формирования звуко-слоговой структуры слова оказывает влияние на развитие устной речи в целом. Причинами нарушений звуко-слоговой структуры слова авторы называют слабость акустико-гностических процессов, понижающих способность к восприятию речевых звуков при сохранном слухе и недоразвитие речедвигательного анализатора, затрудняющее артикулирование звуков речи. Следует отметить, что проблема звуко-слоговой структуры слова изучается на новом этапе изучения речевой деятельности с учетом психолингвистического, нейрофизиологического аспекта.
Заключение
Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения.
Основными клиническими признаками дизартрии являются:
нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
нарушения голосообразования и дыхания. Основными признаками псевдобульбарной дизартрии являются: повышение тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого нёба, усиленное слюнотечение, нарушения дыхания и голоса. Дети плохо жуют, глотают, поперхиваются при еде. Речь смазанная, малопонятная, интонационно-невыразительная, монотонная, голос глухой, с носовым оттенком. Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи). В зависимости от выраженности этих проявлений для логопедической практики крайне важно выделить несколько групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушениями; фонетико-фонематическим недоразвитием; общим недоразвитием речи (указывается уровень речевого развития). При чисто фонетических (антропофонических) нарушениях основной задачей является коррекция звукопроизношения. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная система логопедического воздействия, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи.
Важными проблемами современного изучения дизартрии являются:
нейролингвистическое изучение различных форм дизартрии с учетом локализации поражения мозга;
разработка приемов ранней неврологической и логопедической диагностики минимальных проявлений дизартрии у детей;
совершенствование методов логопедической работы в доречевом периоде и в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальное поражение мозга, и с детьми группы риска;
совершенствование методов логопедической работы с учетом формы дизартрии;
усиление взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда;
расширение аспекта психолингвистического изучения дизартрии с точки зрения процесса порождения речи и нарушения реализации двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания. Изучение взаимосвязи голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических расстройств с семантическими нарушениями при разных формах дизартрии повысит эффективность логопедического воздействия.



Список использованных источников
Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
Лосева С. М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. — М.: Редкая птица, 2020. — 160 с.
Медико-биологические основы дефектологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; отв. ред. Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 224 с.


2

Monday, 15 January 2024 г., 2:03:09 PM