* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Муниципальное казенное учреждение дополнительного

образования «Дом детского творчества» с. Новопокровка

Красноармейского муниципального района Приморского края

Отчет по самообразованию

Тема: «Нетрадиционные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования».

Разработала:

Матреночкина Виктория Петровна

Педагог дополнительного образования

Пгт Восток

2023г

Тема самообразования: «Нетрадиционные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования».

Цель: Расширение педагогических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания.

Задачи:

- повысить познавательную активность в процессе овладения навыками и умениями внедрения нетрадиционных методов и приемов;

- применять в учебном процессе инновационные педагогические технологии.

Актуальность темы.

Нетрадиционные занятия – это занятия, которые отличаются от традиционных по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений педагог-обучающийся. Цель таких занятий: оживить скучный процесс обучения, увлечь детей творчеством. Нетрадиционные занятия – это всегда праздничная атмосфера, когда активны все обучающиеся, когда каждый может проявить себя в атмосфере успешности.

Чаще всего такие занятия проводятся в системе дополнительного образования, так как специфика дополнительного образования построена на принципе свободы выбора, которая дает реальную возможность творческого и нестандартного подхода к содержанию, методам и формам образовательного процесса.

Специфика и возможности социально-педагогической деятельности позволяют объединять в сотворчестве детей и взрослых все группы обучающихся - одаренных, имеющих физические недостатки и т.д. Это обстоятельство уже само по себе предопределяет новаторский подход и нетрадиционные формы и методы организации работы, которые складываются в практической деятельности педагогов дополнительного образования детей.

Главное на занятии – не сообщение знаний, а выявление и развитие творческих способностей детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Различные формы проведения занятий не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают и у педагога и у обучающихся удовлетворение от самого процесса труда.

Нетрадиционное занятие является одной из таких форм организации обучения и воспитания обучающихся. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития творческих способностей подрастающего поколения хорошо известна. Ребята охотно включаются в такие занятия, так как им приходится проявлять не только свои знания, но и смекалку, фантазию, творчество.

С помощью нетрадиционных занятий можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

В дополнительном образовании применения нестандартных форм обучения,

способствует:

-формированию у детей таких качеств личности как самостоятельность,

коллективизм, умение планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;

-формирование мотивации у обучающихся к эффективной трудовой и учебной деятельности;

-повышению интереса к обучению;

-более результативному решению задач образования, развития и воспитания

личности ребенка.К нетрадиционным формам занятий в дополнительном образовании можно отнести:

-презентации;

- защита проекта;

- круглый стол;

- мозговая атака;

- ролевые игры;

- занятие-сказка;

- занятие-инсценировка;

- занятие-игра;

- занятие-поход;

- занятие-викторина;

- занятие-поиск;

- занятие-экскурсия;

- занятие-обмен знаниями и умениями;

- конкурс знаний, творчества.

Таких интересных вариантов может быть множество – все зависит от фантазии и таланта педагога. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой подходящей и эффективной формы проведения занятия в зависимости от сложности преподаваемого материала, возраста обучающихся и уровня их подготовки.

Планируемые направления в работе по теме самообразования.

Изучать сведения о технологии применения нетрадиционной формы занятия в учебном процессе.

Знакомиться с опытом педагогов, работающих по технологии нетрадиционных форм занятий.

Совершенствовать свои знания в области классической и нетрадиционной педагогики.

Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

Создать собственную базу методических разработок

, интересных приемов.

Применять новые технологии на занятиях.

Реализованные направления в работе по теме самообразования.

Список изученной литературы.

1 Беленкова Е. М. Подготовка педагога дополнительного образования к нетрадиционному занятию. Методические рекомендации.

2 Дынник Л. В. Презентация «Методика организации традиционных и нетрадиционных форм занятий в системе дополнительного образования детей» https://ppt-online.org/281906

3 Иванова Л. Е. Виды нетрадиционных занятий в системе дополнительного образования.

4 Макарова И. В. Использование ИКТ в дополнительном образовании (материалы семинара).

5 Попова Е. А. Нетрадиционные формы занятий в учреждения дополнительного образования. Статья https://pedportal.net/

6 Пихиенко О. Ю. Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на современном занятии». Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library

7 Толстая Е. А. Нетрадиционные формы занятий в учреждении ДОД. Инфоурок.

8 Фидарова Б. И. Современные формы организации работы обучающихся в учреждении дополнительного образования (методические рекомендации). https://урокф/library

Вебинары.

1 «Сторителлинг как инструмент педагога»

2 «Стратегия развития педагога»

3 «Внедрение нетрадиционных педагогических технологий в образовательной и воспитательной деятельности в рамках реализации ФГОС».

4 «Современные подходы к профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».

5 «Стратегия развития педагога».

Участие в конкурсах.

1 Всероссийский конкурс «Родина у нас одна». Проект «Живет победа в поколениях». Диплом 2 место.

2 Всероссийский конкурс «Родина у нас одна». Сценарий познавательного патриотического мероприятия «От Руси до России». Диплом 2 место.

3 Международный дистанционный конкурс «Лучшая методическая разработка». Диплом 1 степени. Занятие «Подарок для мамы».

Публикации.

1 Публикация в электронном СМИ проекта «Живет победа в поколениях»

2 Публикация в электронном СМИ познавательного мероприятия «День заповедников»

3 Публикация в электронном СМИ методической разработки занятия «Подкова на счастье».

Занятия

Проведены занятия с применением нетрадиционных форм работы.

1 занятие-игра «Свое здоровье сберегу».

2 интегрированное занятие с другим творческим объединением «Пасхальный подарок». Дети обучают родителей техникам выполнения работы.

3 Интерактивное путешествие «Заповедники Приморского края».

4 Интерактивное путешествие «Ископаемые Красноармейского района».

5 Интерактивное путешествие «Соседи по планете».

6 Викторина «Таежный сюрприз».

7 Интерактивное путешествие «Рождество на Руси».

8 Проектная деятельность:

- Проект «Живет победа в поколениях»

- Проект «Люблю тебя, мой край Приморский!»

- Минипроект «Осенние зарисовки».

9 Познавательно-информационная викторина дети совместно с родителями «От Руси до России».

10 Занятие «Декор свечи». Дети обучают родителей техникам выполнения работы.

11 Занятие «Подкова на счастье». Дети обучают родителей техникам выполнения работы.

12 Интерактивное занятие «Реши ребусы» на тему бисероплетения.

13 Интерактивное занятие - игра освоения новой техники плетения «крестик» из бисера.

14 Занятие-решение творческих задач «Изготовление елочного украшения).

15 Занятие «Изготовление фоторамки». Дети обучают родителей техникам выполнения работы.

Анализ реализации поставленных целей и задач.

Применение нетрадиционных форм обучения на занятиях в творческих объединениях очень интересно и педагогу и обучающимся. Дети активно вовлекаются в процесс обучения и проявляют большой интерес к творчеству.

Однако не стоит слишком часто применять такие методы обучения на занятии, так как нетрадиционное занятие превратится в традиционное. Дети просто потеряют интерес .

Вывод:

Процесс развития современного образования требует применение

различных моделей занятий и методов активного развивающего обучения.

Нетрадиционные формы занятий помогают в формировании знаний, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор.

Педагог должен находиться в постоянном поиске новых интересных методов и приемов для развития интереса и мотивации изучения и освоения творческих навыков, способностей детей.