Открытое занятие по математике в 5 классе по теме «Действия с десятичными дробями»
Цель урока: Повторить алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления.
Закрепить навыки письменных вычислений.
Закрепить умение решать задачи.
Развивать математическую смекалку, творческое мышление.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать вычислительные навыки, умение решать задачи;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, смекалку, внимание;
- расширять знания учащихся о космосе;
- развивать интерес к математике
Воспитательные:
- воспитать чувство гордости за нашу страну, за ее героев;
- воспитать культуру взаимоотношений
Оборудование:
Ход урока
Организационный момент (постановка цели урока)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Александровна. Я очень рада нашему знакомству. Сегодня у нас с вами необычный урок.
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
На прошлых уроках вы немало уже узнали о десятичных дробях: научились читать и записывать, сравнивать и округлять, складывать и вычитать десятичные дроби, а также умножать и делить дроби на натуральные числа. Сегодня мы еще раз все повторим.
Скажите, какой праздник мы отмечаем ежегодно 12 апреля ?
- А ведь еще буквально 50 лет назад люди только мечтали о полетах в космос. Сегодня это уже не мечта, а реальность!
- А знаете ли вы, кто был первым в мире космонавтом? (Ю.А.Гагарин)
- В каком году был совершен им первый космический полет? (1961 г.)
- Это было в недавнем прошлом. А уже сегодня человек шагнул далеко вперед. Запущены сотни спутников, доставляющих на Землю различную научно-исследовательскую информацию о планетах, созвездиях, ближайших галактиках; многих мучает вопрос о существовании внеземной цивилизации, о возможности жизни на ближайших планетах.
12 апреля во всем мире празднуют Всемирный день авиации и космонавтики. Дата выбрана не с проста, ведь именно 12 апреля, в 1961 году гражданин СССР майор Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. В этот день человечество впервые увидело вид планеты с ее орбиты. Это был первый шаг новой космической эры Земли.
Сегодня наш урок ребята будет посвящён космонавтики. Вы, конечно, спросите: «Почему? Ведь сегодня не 12 апреля, 12 марта?» Мое занятие посвящено этой теме не случайно, так как 9 марта исполнилось бы 90 лет Юрию Гагарину.
Я приглашаю всех в увлекательное путешествие из кабинета математики на различные планеты нашей «Школьной галактики». Как нам нужно действовать, чтобы полет прошел успешно?
Дети: Работать сплоченно, проявлять организованность, взаимовыручку, умело применять знания.
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Космические полеты тесно связаны с математическими точными расчетами, миром чисел. Мы закрепим то, что знаем.
Путешествовать мы будем на корабле …..
Название корабля угадаете, если расположите числа в порядке возрастания: 0,81(н), 1,81(р), 0,081(э), 3,51(я), 3,15(и), 2,44(г), 0,82(е).
Итак, мы отправляемся в полёт на корабле «Энергия».
Но не один полёт не может проходить без экипажа. Поэтому в начале урока мы проведём разминку, чтобы узнать насколько мы готовы к космическому путешествию.
Цель нашего полёта: показать нашим гостям, какие знания и умения вы приобрели по теме «Десятичные дроби». За время полёта вам нужно составить свою «звёздную» карту ( У каждого уч-ся чистый подписанный лист А4, набор звёзд трёх цветов красные-5, жёлтые-4, синие-3). Проводится самооценка знаний или оценка ответа учителем.
Устный счет
Проведите самооценку своих знаний и наклейте звёздочку себе на звёздную карту.
3.Актуализация опорных знаний.
Чтобы стать настоящим космонавтом, нужно много учиться, много знать, быть сильным и здоровым человеком. А сейчас мы с вами проведем космический экзамен. Узнаем, насколько хорошо вы усвоили тему.
Фронтальный опрос
Какое число можно представить в виде десятичной дроби?
Чтобы сложить две десятичные дроби, …
Чтобы из одной десятичной дроби вычесть другую,…
Чтобы десятичную дробь умножить на 10,…
Чтобы десятичную дробь умножить на 0,01….
Чтобы десятичную дробь умножить на натуральное число,…
Чтобы десятичную дробь разделить на натуральное число,…
Как изменится значение десятичной дроби, если в ее записи запятую перенести вправо на три цифры? Приведите пример.
Как изменится значение десятичной дроби, если запятую перенести влево на две цифры? Приведите пример.
Проведите самооценку своих знаний и наклейте звёздочку себе на звёздную карту.
Итак, мы отправляемся в полёт!
Планета «Математическая»
Первая планета, на которую мы прилетели «Математическая». Вам нужно показать, как вы умеете применять изученные правила при выполнении заданий
«Внимание! Внимание! Срочное сообщение экипажу космического корабля. Вам угрожает столкновение с кометой, чтобы его избежать, вам необходимо решить следующие примеры»
Температура ядра кометы приближенно равна 107,8946˚ С. Округлите данное число: а) до десятых; б) до сотых; в) до тысячных; г) до единиц; д) до сотен.
Ответ: а) 107,9; б) 107,89; в) 107,895; г) 108; д) 100.
Оцениваю работу ученика у доски соответствующего цвета звёздочкой.
Планета «Познавательная».
Следующая планета, которую посетила наша ракета, «Познавательная». Ребята, а знаете ли вы, что освоение космического пространства началось ранее 1961 года? Первый искусственный спутник был запущен в 1957 году. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы: «Я здесь, я лечу!» Но первый спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?
К.Э. Циолковский – отец космонавтики предполагал, что живые существа могут приспособиться к состоянию невесомости. Чтобы убедиться в этом для полёта в космос стали готовить сначала собак, белых крыс, мышей.
Расшифруйте, как звали первую собаку, посетившую космос.
Решить уравнения: (решение уравнений для проверки - за закрытой доской)
1) 9х + 3,9 =31,8 2) (у + 4,5) : 7= 1,2. 3)(у – 8,48) + 2,16 = 3,9
х = 3,1. у = 3,9. у = 10,22.
4) 6 * (х + 1,5) = 25,2. 5) 4у + 7у + 1,8 = 9,5 6)38,5- (х + 1,2)=10,3
Х= 2,7 у = 0,7 х = 27
М
Ы
С
Л
Е
О
Й
3,9
0,7
3,1
2,7
10,22
31
27
Ответ: Смелый. Проверка с решением за закрытой доской. Самооценка.
Планета «Спортивная».
Учитель: Наш корабль прилетел на планету «Спортивная».
Давайте немного отдохнем, т.е. устроим космическую зарядку.
"Подготовка к полету"Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.) Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.) Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног.) Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук.) Как работает радио, не барахлит? (Полуприседания, прыжки на двух ногах на месте.) Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и внутренних стопах, с носка, боковой галоп вправо, влево, шаг гуськом.) В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нем дышится? (Вдох — руки вверх, выдох — руки вниз.)
Сели на места. Мы выполнили только часть работы. Наша ракета продолжает полёт.
Планета «Занимательная».
Учитель: Следующая планета «Занимательная».
Здесь вас ждут задания необычного характера. Задания написаны на доске. Фронтальная работа с классом.
1. В каком примере допущена ошибка? Объяснить.
А) 3,7 + 1,2 = 4,9 _Б) 7,34 + 10,1 = 17,35 (17,44)
В) 4,2 – 2,03 = 2,17 _Г) 8,95 – 0,6 = 8,89 (8,35)
2. Расставьте запятые, чтобы получились верные равенства:
1) 4,2 + 17 = 21,2 3) 5,7 – 4 = 1,7
2) 63 – 2,7 = 60,3
3. Впишите знаки действий:
а) 8,8 10 = 88; б) 3,3 100 = 0,033; в) 7,5 100 = 750.
4. Запишите пропущенное число:
А) 42, 3 * = 423; б) 0,05 * = 50; в) 3800 * = 380.
Самооценка.
Планета « ».
Срочное сообщение 5 классу . Топливо на борту на исходе. Чтобы произошла стыковка с грузовым кораблем для заправки, решите следующую задачу»
Задача. Масса космического корабля 5,37 т, а масса топлива на 32,489 т больше. Найдите массу корабля с топливом на борту. Ответ: 43,229 т.
Самооценка.
Планета «»
«Вы успешно справились с задачей. Счастливого возвращения на Землю», а чтобы не скучно было лететь обратно, поиграем в лото
Планета «Финиш».
Последняя планета . Подведение итогов занятия.
«Звёздные карты» вывешиваются на доску.
Каждому учащемуся выдаётся "солнышко и тучка".
– Ребята, я прошу вас дать оценку своей деятельности на уроке.
Изображение "солнышко" – старался, все получалось; работал в полную силу своих возможностей; чувствовал себя уверенно.
Изображение "солнышко, прикрытое тучкой" – старался, но не все получалось, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
Изображение "тучка" – не старался, у меня не было желания работать, сегодня не мой день.
Какие знания понадобились тебе на уроке?
Что понравилось на уроке больше всего?
Где во время урока у тебя все получалось хорошо?
Какими словами можешь выразить свое настроение как результат работы на уроке?
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я
доволен
/ не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал /
устал
Мое настроение
стало лучше / стало
хуже
Материал урока мне был
полезен
/ бесполезен интересен / скучен
Внимание! Наша ракета совершила мягкую посадку благодаря дружной, добросовестной работе всего экипажа. Экипажу космонавтов 5 класса объявляется благодарность.
Космонавты награждаются медалями “Благодарим за хорошую работу”.
Благодарю всех за занятие! Надеюсь, вам понравился наше мероприятие, и вы многое узнали.