Технологическая карта урока русского языка 4 «а» класса
Дата: 13.03.2024г
Учитель: Кондратьева Ирина Васильевна
Тема урока: Понятие « Родственные слова».
Цель урока:
Осознание и конкретизация у младших школьников понятий родственные слова, корень и его роль в слове
Задачи урока:
Образовательная
Формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их. Обогащение, уточнение и активизация словаря учащихся.
Развевающая
Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза слов у учащихся. Развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления
Воспитательная
Воспитывать интерес к учебному процессу. Показать богатство родного языка и его выразительных средств.
Тип урока
Вводный
Форма урока
Фронтальная, индивидуальная ,самостоятельная работа
Опорные слова
Родина, родня, родной, корень, однокоренные .
Дидактический материал
Карточки с заданиями для письменной и устной работы.
Форма контроля
Устный опрос , работа в тетрадях.
Домашнее задание
Карточка №2, стр. 39, упр. 3
№
п/п
Этап урока
Действие учителя
Деятельность учащихся
БУД (формируемые на этом этапе
Коррекционная направленность
Урока
1
Организационный момент.
- Прозвенл звонок начинается урок!
- Сегодня к нам на занятие пришли гости, им интересно увидеть и услышать то, как вы умеете работать. Подарите им улыбку и хорошее настроение. На протяжении урока каждый ученик будет получать медальку за работу на уроке. Постарайтесь отвечать на вопросы как можно активней. В конце урока мы подведем итог, кто освоил урок, а кому нужно немножко постараться.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
Личностные : интерес к учебному материалу
Комфортный психологический климат на уроке.
Самооценка готовности к уроку.
2
Актуализация знаний
Вспомним предыдущий урок.
Слайд №1
- Обратите внимание на слайд, давайте прочтем слово. (Семья).
- Какая орфограмма выделена в слове? (мягкий знак).
-Если мягкий знак находится в середине слова, как о называется?
-Верно, разделительный мягкий знак.
-Что он разделяет? (гласную и согласную букву).
Дети читают слово на слайде, отвечают на вопрос.
- Какая орфограмма выделена в слове? (мягкий знак), (разделительный мягкий знак0.
Личностные: умение рассуждать и доказывать свою точку зрения.
Предметные: использовать понятия и термины.
Развитие мыслительных операций, слухового внимания памяти
3
Целеполагание, постановка проблемы.
Прежде, чем озвучить тему урока, я хотела бы обратить внимание на слова которые записаны на доске ,родина, родная, родня, родственники.
Эти слова имеют общую главную часть слова – корень «род» и общее лексическое значение.
Родственниками могут быть не только люди, но и …
Вы догадались, какая будет тема.
Открываем тетради , записываем число и тему урока.
Физминутка:
Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).
Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
Дети высказывают свои мнения о теме урока.
Работа в тетради(запись чесла)и темы урока).
Ученики выполняют движения.
Личностные: проявлять интерес к изучению русского языка.
Предметные: устанавливать закономерность. Участие в обсуждении темы.
Развитие мыслительных операций, слухового внимания памяти.
Развитие мелкой моторики.
5
Решение поставленной проблемы
Родственные слова – очень интересно знать, как они появляются, откуда берут свое начало? Мы отправляемся в необычное путешествие.
На занятии мы будем гулять в "словесном" саду. Посмотрите на это "чудо-дерево".
На нём вместо листьев "растут" слова.
-Посадили странный сад. Не был сад фруктовым
-- Был он только словом.
-Это слово, словно корень,
-Разрастаться стало вскоре
-И плоды нам принесло- Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом, а вот садовод, С ним садовник идет.
Какие слова выросли на дереве из слова "сад"? Прочитайте их. (Сад, рассада, посадки, садовод, садовник).
Выяснить значения слов: сад-- это участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами; рассада
-- молодые растения, которые выращивают из семян для дальнейшей пересадки; посадки-- то, что посажено, посаженные растения; садовод-- человек, который занимается разведением садовых растений; садовник-- работник, который ухаживает за садом и выращивает садовые растения).-Мы можем сказать, что эти слова похожие и имеют общее в значении?-Как называются такие слова? (родственными).
-Запишите родственные слова к слову "сад" в тетрадь
.-Родственные слова имеют общую (одинаковую) часть.
Какая общая часть во всех этих словах? (сад).
-Вспомните, как называется общая часть всех родственных слов? (корнем).
Каким значком выделяется корень?
Выделите корень в словах.
-Итак, что называется "Родственным словом»
Дайте определение.
Посмотрите, все слова имеют одинаковое звучание и общий корень.
Физминутка.
-Открою свой альбом (широко разводят руки)
-Сколько же рисунков в нем!
-Это зайка (дети прыгают)
-Это гном (дети присаживаются)
-Это мой красивый дом (ставят руки треугольником над головой)
-Вот в альбоме самолет, (руки в стороны)
Отправляется в полет (круговые движения руками «моторчик»)
-Я закрою свой альбом, (хлопают руками)
-Посмотрю его потом.
Дети отвечают на вопросы:
Какие слова выросли на дереве из слова "сад"? Прочитайте их. -Сад, рассада, посадки, садовод
Выяснить значения слов.
Ответы детей:
сад-- это участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами; рассада
-- молодые растения, которые выращивают из семян для дальнейшей пересадки; посадки-- то, что посажено, посаженные растения; садовод-- человек, который занимается разведением садовых растений; садовник-- работник, который ухаживает за садом и выращивает садовые растения).-Мы можем сказать, что эти слова похожие и имеют общее в значении?-Как называются такие слова? (родственными).
Ученики записывают родственные слова и выделяют корень слова.
Личностные: эмоционально «проживать» сказанное учителем; осознавать необходимость самосовершенствования.
Предметные: участие в обсуждении темы текста, находить и различать однокоренные слова.
Списывание рукописного и печатного текста целыми .
Развитие мыслительных операций, слухового внимания памяти.
Пополнение словарного запаса
Развитие общей моторики.
6
Коррекция
-Проверяем, правильно ли ребята выделили корень слова».
7
Закрепление
- Обратимся к нашем "чудо-деревьям".
-Дерево чудесное и листочки на нем на нём необычные - на них написаны слова. Прочитайте (ослик, осиновый, ослиный, осинник, осинка подосиновик).
-Корень слова (осин).
-Найдите лишние слова.
Запись в тетради слов (осиновый, осинник, осинка, подосиновик).
-Выделите корень.
-В нашем волшебном саду растет еще одно дерево.
- На дереве слова берёза, берёзка, берёзовый, березняк, подберёзовик.
-Чем отличается это дерево?
-Молодцы, нет корня слова!
Работа в парах.
-Выберите правильный корень слов.
-Молодцы (берез).
Карточка №1
-Прочитайте рассказ по цепочке.
-Обратите внимание на выделенные слова, какие это слова
Март
Весна. Март – первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит весеннее солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.
Ученики находят на деревьях лишние слова9ослик,ослиный).
Записывают в тетради родственные слова(осиновый, осинник, осинка, подосиновик).
-Нет корня слова!
Личностные: эмоционально «проживать» сказанное учителем; положительное отношение к изученному материалу.
Предметные: Списывание рукописного и печатного текста целыми словами
Развитие мыслительных операций, слухового внимания памяти. Пополнение словарного запаса.
8
Систематизации знаний.
Карточка №2
Запись в тетради : берёза, берёзка, берёзовый, березняк, подберёзовик)
- (Работа по карточке).
Карточка №1
Вставить получившиеся слова в словосочетания: Стройная__________Густой____________Молодая_____________Маленький_______________________лист.
Индивидуальная работа с Пангеным В, Погорельцевым Н, Раковым С, Жулановой С.
Самостоятельная работа.
Личностные: эмоционально «проживать» сказанное учителем; осознавать необходимость самосовершенствования.
Предметные: Списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием
Развитие мыслительных операций, слухового внимания памяти. Пополнение словарного запаса.
9
Объяснение домашнего задания
Карточка №3
Соединить «родственные слова «
Что? Какой?
Весна Солнечный
Лес Деревянный
Дерево Весенний
Дождь Лесной
Солнце Ветреный
Ветер Дождливый
Стр.39.упр 3
Самостоятельная работа
Личностные: самообразование на основе мотивации к обучению и познанию .
Развитие мыслительных операций, слухового внимания памяти. Пополнение словарного запаса.
10
Оценивание
-Над какой темой работали?
-Какие слова называются родственными?
-Чему научились?
-Что на уроке понравилось?
Ответы детей:
-«Родственные слова»
- Имеют одинаковый смысл и общий корень.
- Урок понравился!
Личностные: самообразование на основе мотивации к обучению и познанию
Развитие мыслительных операций, слухового внимания памяти.
11
Рефлексия учебной деятельности
Посчитайте свои медальки
-У кого медалек больше?
-Молодцы!
Личностные : высказать мнение о своей работе и работе одноклассников.
Развитие мыслительных операций, слухового внимания памяти.
Сад рассада посадки садовод садовник
Март
Весна. Март – первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит весеннее солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.
Март
Весна. Март – первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит весеннее солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.
Март
Весна. Март – первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит весеннее солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.
Март
Весна. Март – первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит весеннее солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.
Соединить «родственные слова»
Что? Какой?
Весна Солнечный
Лес Деревянный
Дерево Весенний
Дождь Лесной
Солнце Ветреный
Ветер Дождливый
Соединить «родственные слова»
Что? Какой?
Весна Солнечный
Лес Деревянный
Дерево Весенний
Дождь Лесной
Солнце Ветреный
Ветер Дождливый
Соединить «родственные слова»
Что? Какой?
Весна Солнечный
Лес Деревянный
Дерево Весенний
Дождь Лесной
Солнце Ветреный
Ветер Дождливый
Соединить «родственные слова»
Что? Какой?
Весна Солнечный
Лес Деревянный
Дерево Весенний
Дождь Лесной
Солнце Ветреный
Ветер Дождливый
БЕРЕЗ
БЕРЕГ
КОРМ
КРЕМ