Тема урока: «Россия - федеративное государство».
Методическая основа урока - развитие навыков смыслового чтения. Выбор технологии обусловлен тем, что в процессе взросления у обучающихся основной школы с разной степенью интенсивности формируется новая внутренняя позиция: направленность на самостоятельный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий. Ученик начинает проявлять инициативу в организации учебного сотрудничества. Применение элементов смыслового чтения на уроках в основной школе создает условия, позволяющие обучающемуся актуализировать и обобщить имеющиеся у него знания, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать на активную учебную деятельность, проявить свои знания и способности.
Цель урока - формирование гражданского самосознания, становление гражданской компетентности обучающихся на основе знания основных положений Конституции РФ и понимания ее значения как основного закона, определяющего жизнь государства, общества и личности.
Формируемые результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные результаты:
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
ценностный и эмоциональный компоненты:
- понимание своей принадлежности к российской гражданской идентичности;
- осознание своих конституционных прав и обязанностей;
- воспитание уважения к своему народу;
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности;
- формирование мотивации к нравственному поведению на основе осознания и усвоения общечеловеческих ценностей;
Метапредметные:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии;
Предметные:
- ознакомление с основными положениями Конституции РФ 1993 года, определяющими жизнь современного Российского государства, общества, личности;
- соотнесение положений Конституции РФ с основными принципами демократического государства;
- определение значения Конституции РФ 1993 года в развитии демократии в России.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация, интерактивные задания.
Понятия, рассматриваемые на уроке: федеративное государство, правовой статус, субъекты федерации, принципы федеративного устройства, разграничение полномочий.
Организационный момент: организация обучающихся в команды.
I. С помощью интерактивного теста, оцениваются знания учащихся по ранее изученным темам, посвящённым Конституции РФ. Команды выполняют задания и за правильные ответы получают знаки отличия (смайлик), в том случае, если задание выполнено полностью правильно. Каждая команда имеет возможность дать свой ответ на каждое задание. В конце урока количество набранных смайликов будет влиять на итоговый результат команды и выставленную оценку за урок.
I. Вступительное слово учителя. Изучая Конституцию РФ мы уже познакомились с основами конституционного строя РФ, правами и свободами человека и гражданина, высшими органами государственной власти РФ, и сегодня у нас не менее важная тема.
С тестом вы справились, а теперь, послушайте притчу.
Однажды к Конфуцию пришел ученик и спросил:
- Учитель, каковы основные характеристики нашего государства?
- Еда, оружие и народ, - ответил Конфуций
- А если представить, что тебя попросили пожертвовать одним из них, что бы это было?
- Оружие.
-А если бы пришлось отказаться и от второго?
- Еда.
- Но без пищи народ бы умер!
- С незапамятных времен смерть была участью человеческих существ. Но народ, не доверяющий своему государству, действительно пропадет.
Вопрос: Как вы поняли смысл этой притчи?
На основе понятий, которые мы повторяли в начале урока и притчи попробуйте предположить, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
II. Стадия вызова (Задача данного этапа, выявить знания по изучаемой теме, так как данную тему изучали в 5 классе): Что мы знаем о формах современных государств. Учащиеся, разделённые на три группы, отгадывают интерактивный кроссворд «Формы государства» (за каждый правильный ответ команда получает смайлик, которые в конце уроке будут влиять на выставление итоговой оценки за урок).
После того, как кроссворд отгадан, учащиеся вспоминают, о чём гласит 1 статья Конституции РФ.
Статья 1. 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
1. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Унитарное государство - строго централизованное государство, центральное правительство управляет всей территорией страны через местную администрацию, управляющей от его имени той или иной частью территории.
Федеративное государство - объединяет территории и население, пользующееся значительной автономией в отношениях с центральной властью.
Конфедерация - союз государств, которые ведут общую политику, имеют общую армию? финансы и т. д.
Глава 3 - «Федеративное устройство».
Унитарное государство - строго централизованное государство, центральное правительство управляет всей территорией страны через местную администрацию, управляющей от его имени той или иной частью территории.
Федеративное государство - объединяет территории и население, пользующееся значительной автономией в отношениях с центральной властью.
Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio – союз, объединение) – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых в определённых сферах государственной самостоятельностью.
Субъект Федерации – государственное образование в составе российской Федерации с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.
Конфедерация - союз государств, которые ведут общую политику, имеют общую армию? финансы и т. д.
Федерация - это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования - субъекты федерации.
Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после провозглашения республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.
Согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. В РФ входят: 22 республика, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава. С 1 марта 2008 года, после объединения регионов, в России - 83 субъекта федерации (в 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, их было 89). После 2014 г. стало 85.
III. Правовой статус субъектов РФ.
Российская Федерация состоит из субъектов, которые делятся на:
- национально-территориальные образования - республики, автономные округа, автономная область;
- государственно-территориальные образования - края, области, города федерального значения.
Статья 65
Субъекты Российской Федерации
Количество
республики
22
края
9
области
46
города федерального значения
3
автономная область
1
автономные округа
4
Всего
6
85
Субъекты
Признаки статуса субъекта РФ
Республика
22
1) Конституции республики.
2) Республиканское законодательство.
3) Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.
4) Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.
5) Республиканское гражданство.
6) Государственный язык.
7) Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица.
Автономная область
1
1) Устав субъекта РФ.
2) Законодательство субъекта РФ.
3) Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ.
4) Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ.
Автономный округ
4
Край
9
Область
46
Город федерального значения
3
всего: 85
IV. Принципы федеративного устройства России.
Основы конституционного строя включают принципы федерализма, определяющие государственно – территориальное устройство Российской Федерации.
Прочитайте раздел учебника и заполните табличку в рабочей карте
Наименование принципа
Его основное содержание
Государственная целостность
Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального (общегосударственного) права
Равенство и самоопределение народов
Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Подразумевается, что самоопределение народа не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России
Единство системы государственной власти
Наличие федеральных (общегосударственных) органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ
Верховенство федерального права
Федеральные законы и иные нормативные акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ
Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами
Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности
Равенство субъектов РФ
Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации
V. Равноправие субъектов РФ.
Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Что значит субъекты Российской Федерации между собой равноправны?
После обсуждения мнений делается вывод:
Провозглашенное равноправие народов гарантирует всем проживающим в России народам, независимо от численности, одинаковые права, в том числе на избрание формы своей национальной государственности в составе Российской Федерации.
Равноправие субъектов РФ обеспечивается тем, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Все субъекты РФ, имея равные компетенции, на равных основаниях могут заключать договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между собой и с федеральными органами государственной власти, а также взаимно делегировать друг другу и федеральным органам государственной власти часть своих полномочий.
VI. Разграничение полномочий.
Учащиеся знакомятся со ст. 5 ч. 3 Конституции РФ.
Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ является одним из конституционных принципов российского федерализма и относится к основам конституционного строя России.
Существуют два основных способа регулирования отношений между Российской Федерацией и ее субъектами: конституционно-правовой и договорный.
Конституционно-правовой способ: в Конституции РФ устанавливаются перечни предметов ведения и полномочий РФ, совместного ведения России и ее субъектов и исключительного ведения субъектов РФ.
Существуют три юридических способа закрепления различных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами:
1) закрытые или списочные полномочия;
2) открытые полномочия;
3) остаточные полномочия.
В ст. 71 и 72 Конституции РФ содержится закрытый перечень предметов ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и ее субъектов, который может быть изменен только в порядке, предусмотренном для внесения поправок в Конституцию РФ, т.е. установлены закрытые перечни предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 73 Конституции РФ остальные предметы ведения отнесены полностью к ведению субъектов РФ, т.е. использован остаточный принцип определения полномочий.
Правовое регулирование по предметам ведения РФ осуществляется федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории РФ.
Что значит разграничение полномочий?
VII. Конкурс на знание административных центров республик в составе РФ. Учащиеся отгадывают столицы республик в составе РФ в интерактивной игре баскетбол «Столицы республик в составе РФ». За каждый правильный ответ команда получает смайлик
VIII. Рефлексия.
Удалось ли реализовать цели, поставленные в начале урока?
Я узнал(а)…
Я понял(а), что…
Меня удивило …
Я бы оценил(а) свою работу сегодня как …
Тема 3. Федеративное устройство
Работа в группах, ответы на вопросы
1. Каким государством по территориальному устройству является РФ?
2. К субъектам федерации относятся…?
3. Закончите фразу: «Законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить…»?
4. Кто осуществляет денежную эмиссию в РФ?
5. Назовите количество субъектов РФ?