МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ?ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ? (ГБПОУ СО ?ТПК?) УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР _________ С.А. Гришина _____ _________2020г МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия Дисциплина: Обществознание Тема: ?Акционерная компания? Тольятти, 2020 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ: ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Наименование учебной дисциплины, МДК, УП, ПП ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Группа ВД-12 Преподаватель Бунас Надежда Семеновна Дата проведения учебного занятия 16.03.2020 Тема учебного занятия Акционерная компания Тип учебного занятия Комбинированный урок Цель учебного занятия Показать роль фирм в экономике и организационные формы предприятий на примере акционерной компании. Задачи учебного занятия обучающие Составить у студентов представление об акционерной компании, акциях, образовании дивидендов из прибыли акционерной компании. развивающие Развитие умения анализировать социально-экономические процессы, делать обобщающие выводы, выделять главное, ставить и разрешать проблемные вопросы воспитательные Формирование научного мировоззрения, мотивации к получению достойного образования, стремления к профессионализму, креативности. Образовательные результаты учебного занятия Метапредметные результаты освоения / Общие компетенции • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. Предметные результаты освоения / Профессиональные компетенции Оцениваемые образовательные результаты Образовательный результат Уровень освоения Знания • понятие ?акция?; • понятие ?фондовый рынок?; • понятие ?прибыль?; • понятие ?дивиденд?. 1 Умения • различать ценные бумаги; • объяснять взаимосвязь понятий ?прибыль? и ?дивиденд?; • давать оценку экономических и социальных процессов; • владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формировать вопросы и сжато давать ответы, выступать с сообщениями. 2 практический опыт (только для УП, ПП) 3 Используемые педагогические технологии Деловая игра электронное обучение, дистанционные образовательные технологии Вид используемых на занятии средств ИКТ (электронный учебник, обучающие программы, тестирующие программы, электронные презентации, ресурсы сети Интернет) Электронные презентации ?Акционерная компания?, ?Организационные формы предприятий?, ?Фондовый рынок?, ?Прибыль? Образовательные ресурсы Интернет адреса сайтов 1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества). 2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). 3. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей ?Открытый урок?). 4. www.base.garant.ru (?ГАРАНТ? — информационно-правовой портал). 5. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал ?Родина?). Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов: 1. Дидактический, раздаточный материал Бланки акций компаний, коммерческое предложение учредителей, показатели деятельности фирм по итогам первогогода, листок рефлексии. 2. Наглядные пособия Основы экономической теории. Учебное пособие. М. 2020 3. Технические средства Электронные презентации ?Акционерная компания?, ?Организационные формы предприятий?, ?Фондовый рынок?, ?Прибыль? Перечень литературы 1. Курбатов В.И. Обществознание: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 511с. 2. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл./ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. – М.: Просвещение, 2020. – 281 с. 3. Гуревич П.С., Николаева Е.З. Обществознание 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. -М.: Мнемозина, 2020. – 303 с. ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № п/п Наименование этапа занятия, вида деятельности Планируемое время Организационный момент 3мин. Проверка домашнего задания 20мин. Деловая игра 50мин. Закрепление материала 5мин. Рефлексия 5мин. Домашнее задание 2мин. Поведение итогов занятия 5мин. Сценарий деловой игры ?Акционерная компания? Выступление учредителей двух акционерных компаний, которые предоставляют информацию о создаваемых компаниях и убеждают участников приобретать их акции (информация прилагается). Для получения денежных средств, участники обращаются в коммерческий банк, где банкиры выдают чеки для приобретения акций на сумму 200 тыс. руб. в виде беспроцентной ссуды. Участники обладают правом получения чеков на дополнительную сумму, т.е. еще 200 тыс. руб., но уже на условиях последующей уплаты 30% годовых. Получив чеки, участники принимают решение о покупке акций (допускается приобретение акций обеих фирм). Чеки обмениваются на акции, которые передаются участникам учредителям. Ход продажи акции фиксируется учредителями в Ведомости. Не использованные чеки возвращаются в банк. Банкиры ведут Ведомость учета. После завершения покупок акций учредитель созывает собрание акционеров для избрания президента акционерной компании и выработки стратегии фирмы. В ходе обсуждения всех вопросов используется принцип: ?Одна акция – один голос?. На собрании избирается президент, голос которого является решаемым в случае разделения остальных голосов поровну. Президент ставит вопрос о распределении ожидаемой остаточной прибыли фирмы на дивиденды и на средства, используемые для развития производства. Подведение итогов первого года деятельности фирмы. Расчет показателей деятельности фирм по итогам первого года работы (приложение В). Выплата дивидендов по итогам 1-го года. Для этого каждый акционер предъявляет президенту компании свои акции, на обратной стороне которых фиксируется сумма дивиденда. Президент созывает собрание акционеров, которое принимает решение о деловом распределении прибыли последующих 3-х лет. Участники игры самостоятельно рассчитывают показатели, исходя из рыночных цен, установленных координатором игры. Эти расчеты сдаются на следующем занятии и оцениваются преподавателем. Приложение А (рекомендованное) Коммерческое предложение учредителей АО ?Рубикон?. ?Настоящим извещаем, что учреждается акционерное общество ?РУБИКОН?, выпускающее акции на общую сумму 2 млн. ( два миллиона ) руб. в количестве 20шт. с номинальной стоимостью одной акции 100 тыс. руб. Акционерная компания ?РУБИКОН? обладает основными производственными фондами на сумму 2 млн. руб., специализируется на производстве гаджетов. Ориентировочная себестоимость гаджета 10 тыс. руб. Учредители рассчитывают, что фирма сможет получать 1 млн. руб. в год. Это позволит выплачивать акционерам дивиденды в размере 30% годовых от номинальной стоимости приобретенных акций по итогам первого года с последующим увеличением дивидендов до 45% годовых?. Коммерческое предложение АО ?Сатурн?. ?Настоящим извещаем, что учреждено акционерное общество ?САТУРН?, выпускающее акции на общую сумму 3 млн. (три миллиона) руб. в количестве 30 шт. с номинальной стоимостью акции 100тыс. руб. Акционерная компания ?САТУРН? обладает основными производственными фондами на сумму 3 млн. руб., специализируется на производстве телевизоров. Ориентировочная себестоимость телевизора составляет 15 тыс. руб. Учредители акционерной компании полагают, что фирма сможет получить 1,5 млн. руб. прибыли в год. Это позволит выплачивать акционерам дивиденды в размере 35% годовых от номинальной стоимости приобретенных акций по итогам первого года с последующим увеличением дивидендов до 40% годовых?. Приложение Б (рекомендованное) Бланки акций компаний Серия УП-АЮ № 05243 АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ ?САТУРН? Акция 100000 рублей Дает право одного голоса на собрании акционеров Председатель правления Главный бухгалтер (подпись) (подпись) Серия УП-АЮ № 05243 АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ ?РУБИКОН? Акция 100000 рублей Дает право одного голоса на собрании акционеров Председатель правления Главный бухгалтер (подпись) (подпись) Приложение В (обязательное) Показатели деятельности работы фирм по итогам первого года Определение суммарного капитала фирм. Определение объёма производства. Объявление сформировавшейся рыночной цены. Определение суммарной выручки. Определение годовой прибыли. Вычисление суммы прибыли, направляемой на оплату дивидендов. Вычисление суммы прибыли, направляемой на развитие производства. Установление величины дивиденда в расчёт на одну акцию. Приложение Г (обязательное) Листок рефлексии На уроке я работал(а) активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Моё настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересно / не интересно Самоанализ учебного занятия Данное учебное занятия является одним из ключевых раздела 3 Экономика учебной дисциплины Обществознание. Оно опирается на знания, полученные в начале раздела и важную роль занимает при изучении последующих тем. Специфика темы состоит в сложности ее понимания студентами, не имеющими практического и социального опыта. Вот почему для лучшего понимания избрана форма деловой игры. Имитационные игры являются основой для развития эксперимента в экономике. Притягательная и развивающая сила деловых игр состоит в том, что благодаря сочетанию в них познавательных и развлекательных качеств, они обеспечивают ?добровольное? и глубокое усвоение теоретических знаний. Выбранная для проведения занятия группа имеет специфику: отсутствие мотивации к учебному процессу, поэтому форма деловой игры выполняла и задачу стимулирования тяги к знаниям. Выбранная структура занятия была наилучшей для решения поставленных задач. Время, отведенное на каждый этап учебного занятия, было выбрано удачно и рационально. Выдержана логика связки между всеми этапами урока. Преподаватель выделяет главное, существенное в содержании учебной информации. Форма учебного занятия позволяет применять принципы индивидуализации и дифференциации обучения Контроль знаний и умений, осуществляемый в игровой форме, показал свою эффективность. На занятии активно использовались информационные средства обучения и раздаточный материал, что способствовало обеспечению высокой работоспособности студентов. Игровая форма также способствовала созданию на учебном занятии психологического комфорта. Преподавателю удалось реализовать все поставленные задачи, урок цели достиг. Стр. 3 из 10
Открытый урок "Акционерная компания"