Молоденкова А.В. преподаватель МБУ ДО ?Городская ДМШ? ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ “ФЛЕЙТА. РАБОТА НАД ЗВУКОМ В ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ” Цель урока: достижение чистого звука во второй октаве. Задачи: Формирование первоначальных навыков исполнительского дыхания и постановки амбушура; Развитие интонационного слуха; Освоение нот в верхнем регистре; Понятия “атака звука” и “филировка звука”; Понятие “передувание”; Продолжение знакомства с музыкальными терминами; Чтение нот с листа. Методы: Словесный (беседа, объяснение); Практический; Творческий; Игровой; Метод наблюдения; Метод самостоятельной работы; Метод анализа. Необходимое оборудование: Флейта-2; Фортепиано; Зеркало; Нотная литература; Наглядные пособия. Ход урока: Урок проводится с учащейся 1 класса Ярославой. На начальном этапе большое внимание уделяется исполнительскому дыханию, постановке корпуса, рук, головы, формированию амбушюра. Все это отвечает за хорошее звукоизвлечение. Дыхательная мускулатура, губы, язык, пальцы, взятые сами по себе, еще не являются исполнительским аппаратом. Таковыми они становятся только в результате освоения исполнительских навыков. Для звукоизвлечения на флейте нот во второй октаве необходимо следить за своим исполнительским дыханием, перед исполнением ноты - настроить свой асбушур (положение губ). Когда играешь на музыкальном инструменте, трудятся многие мышцы тела. Поэтому необходима гимнастика, чтобы подготовиться к занятиям. Упражнения на дыхание: “Вата”: положить кусочек ваты на стол и дуть на него так, чтобы он передвигался по столу в разных направлениях. “Салфетка”: приложить салфетку к стене, сделать вдох и подуть на салфетку так, чтобы удержать ее у стены как можно дольше. “Дыхание в ладошку”: максимально длинный выдох в ладошку. “Дыхание животом”: во время вдоха живот надувается. Плечи не поднимаются. Основная часть урока. Повторение изученного материала и проверка домашнего задания: постановка корпуса, постановка рук на флейте, длительности и их счет, аппликатура нот первой октавы (использование наглядного материала). Знакомство с понятиями “атака звука” и “филировка звука”. Игра длинных нот изученных в первой октаве: отрабатываем начало звука (атака) со слогами “ту” и “та”, сдедим за его ровностью и аккуратным окончанием (филировка). Знакомство с понятием “передувание”. Обяснение аппликатуры во второй октаве нот. Упражнение “Жирафы”: нужно постараться сразу подготовить губы для верхних звуков. При этом следим за силой дыхания, чтобы получить чистый звук. Игра пьесы “Василек”: эта пьеса состоит только из нот второй октавы, поэтому стараемся удержать напряжение в губах, чтобы звук не “провалился” в первую октаву. Упражнения. Для расслабления: поднять ненапряженные руки вверх, вдох, опустить руки с наклоном вниз, выдох. Для плеч и рук: Поднимать и опускать плечи; Рисовать круги вытянутыми руками. Для пальчиков: положить ладонь на стол и поднимать польцы поочередно как можно выше. Игра пьесы “Кошкин дом” (первая октава). Игра пьесы “Кошкин дом” (вторая октава). Задача: сравнить исполнение обеих пьес по сложности. Игра пьесы “Совушка” (первая октава). Игра пьесы “Совушка” (вторая октава). Задача: сравнить исполнение обеих пьес по сложности. 12. Игра пьесы “” в ансамбле (ученик-учитель): стараться правильно считать, чтобы ансамбль сложился. Необходимо также следить не только за своей партией во время исполнения, но и за партией учителя (использованы наглядные материалы). 13. Чтение нот с листа пьесы “”. Анализ незнакомой пьесы: размер, длительности, счет длительностей. Задача: постараться сыграть ритмично без ошибок Итог урока: Повторить с учеником пройденное на уроке: новые термины и приемы. Поставить оценку за работу. Домашнее задание. Повторять упражнения; Играть длинные ноты; Играть изученные пьесы; Выучить новые понятия и термины. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Гисслер-Хаазе Барбара ?Волшебная флейта?. Методика для начинающих 2. Должиков Ю.Н. Техника дыхания флейтиста. Вопросы музыкальной педагогики. М., Музыка, 1983 3. Должиков Ю.Н. ?Артикуляция и штрихи при игре на флейте?. Вопросы музыкальной педагогики. М., Музыка, 1984 4. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. М., Музиздат, 1958
Флейта. Работа над звуком в верхнем регистре на начальном этапе