* {font-family: Arial; font-size: 12pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 8pt;}
h1 {font-size: 20pt; color: #0F4761;}
h2 {font-size: 16pt; color: #0F4761;}
h3 {font-size: 14pt; color: #0F4761;}
h4 {color: #0F4761; font-style: italic;}
h5 {color: #0F4761;}
h6 {color: #595959; font-style: italic;}
h7 {color: #595959;}
h8 {color: #272727; font-style: italic;}
h9 {color: #272727;}
.Заголовок 1 Знак {font-size: 20pt; color: #0F4761;}
.Заголовок 2 Знак {font-size: 16pt; color: #0F4761;}
.Заголовок 3 Знак {font-size: 14pt; color: #0F4761;}
.Заголовок 4 Знак {color: #0F4761; font-style: italic;}
.Заголовок 5 Знак {color: #0F4761;}
.Заголовок 6 Знак {color: #595959; font-style: italic;}
.Заголовок 7 Знак {color: #595959;}
.Заголовок 8 Знак {color: #272727; font-style: italic;}
.Заголовок 9 Знак {color: #272727;}
.Title {font-size: 28pt;}
.Заголовок Знак {font-size: 28pt;}
.Subtitle {font-size: 14pt; color: #595959;}
.Подзаголовок Знак {font-size: 14pt; color: #595959;}
.Quote {color: #404040; font-style: italic;}
.Цитата 2 Знак {color: #404040; font-style: italic;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.Intense Emphasis {color: #0F4761; font-style: italic;}
.Intense Quote {color: #0F4761; font-style: italic;}
.Выделенная цитата Знак {color: #0F4761; font-style: italic;}
.Intense Reference {color: #0F4761; font-weight: bold; font-variant: small-caps;}
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №35»
План-конспект учебного занятия по фортепиано
На тему:
«Разнообразные формы и методы работы в 1 классе специального фортепиано.»
Преподавателя
Чуткиной Юлии Валерьевны
п. Чистогорский, 2024 г.
Предмет: “Фортепиано”
Класс: 1, предпрофессиональная программа
Тип занятия: тематический открытый урок.
Форма урока: индивидуальная.
Программа: Крылатов «Упрямые утята», упражнения, гамма до-мажор.
На уроке используются: наглядные пособия: ассоциативные карточки для регистровой игры.
Цель урока: показ методов работы по постановке руки; демонстрация разнообразных видов деятельности в ходе урока; подготовка учащейся к концертной деятельности и работе на публику;
Задачи: – отработка/тренировка естественных движений плечевого пояса, запястья, кисти и пальцев путем подготовительных гимнастических упражнений на крышке рояля;
– работа над упражнениями на клавиатуре: свободное регистровое ориентирование + контроль аппарата самой учащейся;
– тренировка собственных ощущений свободы руки и плечевого аппарата путем физических игровых упражнений;
– демонстрация ролевой игры «Учитель» на знание регистров, на тренировку слуховых данных с применением наглядных карточек;
– исполнение изучаемых произведений с параллельным анализом предстоящих действий;
– исполнение изучаемых произведений с динамическими оттенками (f, p), с применением наглядных карточек.
Ожидаемый результат: исправление ошибок в постановке 1 пальца, а так же “горки” в запястье. Более скорое ориентирование на клавиатуре в охвате всех регистров. Более осмысленная работа над звуком при исполнении произведений. Закрепление изученных длительностей и тренировка переноса ритмической цепочки на клавиатуру. Успешная плодотворная работа учащейся на публике.
План урока:
Вступительное слово педагога по теме открытого урока- 2 мин.
Основная часть урока- 36 мин.
– подготовительные упражнения- 14 мин.
– игровой блок- 8 мин.
– работа над произведениями- 10 мин.
– ритмические упражнения- 4 мин.
Подведение итога урока и совместное определение домашнего задания- 2 мин.
Приемы и методы работы:
– игровой
– словесный (беседа, объяснение);
– практический;
– метод наблюдения;
– метод анализа и синтеза;
Ход урока:
1.Организационный этап
Сообщение темы урока;
Знакомство с учащейся.
Формирование пианистического аппарата на начальном этапе обучения- один из сложнейших элементов всего обучения и мы с Катей уделяем тому большое количество времени.
Каждый урок мы начинаем с подготовительных упражнений, затем переходим к гимнастике пальчиков. После- к упражнениям на самой клавиатуре, охватываем ее целиком, чтобы Катя могла свободно на ней ориентироваться.
После этого, активно меняя виды деятельности, мы переходим к разучиванию и повторению пьес.
При изучении произведений мы стараемся пользоваться сразу профессиональной терминологией. Я считаю, что это необходимо с самого начала обучения, чтобы ребенок кирпичик к кирпичику наслаивал терминологическую базу и в дальнейшем мог без проблем понимать преподавателя.
Итак, переходим к нашему уроку.»
2.Основной этап.
Подготовительные упражнения.
Посадка. Вспоминаем основные правила посадки и корректируем ее. Установка на правильное положение рук на клавиатуре и положение запястья.
Показ упражнения “Бабочка”- открываем и закрываем “крылышки”. Упражнение направлено на развитие чувства свободного “локтя” и контроль плечевого пояса.
Учащаяся сначала не открывает локти, а стремится увести их наверх, поднимая при этом плечи.
Методы и приемы работы:
– предложение преподавателя “лишь показать уголки локоточка” , следим за тем, чтобы локти не прижимать к телу. (далее- оттачивание приема);
– Упражнение “Балеринка”- Проверяем посадку. Балеринка подпрыгивает и встает на пуанту (ставим палец на подушечку, применяя различную предложенную аппликатуру.)- направлено на ощущение веса руки, сконцентрированного в подушечке пальца, отправляющего импульс в клавишу.
Учащаяся следит за “овальным окошечком” 1 пальца.
Упражнение проводится для обеих рук.
Методы и приемы работы:
– наглядный показ педагога: отдых запястья при снятии кисти с крышки рояля; корректировка “окошечка” 1 пальца. Совместный повтор приема.
– Упражнение “Танцующий паучок”- обособление работы каждого пальца;
– Упражнение “Кошечка”- умение группировать пальцы; чувство “подушечки” пальца;
Методы и приемы работы:
– в игровой манере выясняем, как должно располагаться запястье относительно клавиатуры и почему не должно быть падающего запястья и горки на нем. Регулируем положение запястья локтем.
1.“Балеринка” на клавиатуре– умение ставить предложенные пальцы с верным посылом: пальчик должен показывать нам две косточки, опускаться на подушечку у самого ногтя.
2.Упражнение “4 шага”- прослеживание пути взятия пальцем звука из клавиши.
3.Упражнение “Крабик“- подготовительный этап к освоению навыка игры хроматической гаммы.
Исполняется от нот “До” до “Ми” путем полутонового заполнения отрезка, а так же крабик чуть больше- от “Фа” до “Си”. Аппликатура соответствует исполнению хроматической гаммы. Эта фигура исполняется отдельно каждой рукой сначала в 1 октаве, затем правая рука переносится по регистру выше ( левой- то же самое, но идем в низкий регистр).
Возможно исполнение “Крабика” сначала в медленном темпе, затем эту же фигуру исполнить в более подвижном, после этого перенести “отдохнувшее” запястье соответственно руке.
На данном упражнении отрабатываются мелкая техника, а так же подготовка к исполнению хроматической гаммы в сладших классах.
“В гости к регистрам“- учащаяся выбрала себе клавишу, по которой будет отправляться по регистрам, которые будет озвучивать педагог. Работа в довольно быстром темпе.
Игра “Учитель-ученик”- направлена на тренировку слухового контроля относительно регистровости.
Учащаяся выбрала из предложенных картинок те, которые, по ее мнению, характеризуют низкий, средний и высокие регистры. Задача заключается в том, чтобы учащаяся, стоя спиной к инструменту и педагогу, лицом к зрителям, после услышанного звука показала картинку, характеризующую регистр и назвала сам регистр.
Меняемся ролями: учащаяся становится учителем. Педагог, для большего игрового настроения, немного поддается, тем самым проверяя внимание ученика.
Таким же образом проходит игра на слуховой контроль: “один звук или несколько?”
Работа над произведением
Работа над пьесой “
Упрямые утята
”.
Предварительная справка: вспоминаем размер и основные ритмические фигуры.
Методы и приемы работы:
– исполнение партии правой руки отдельно под счет преподавателя; уделяем внимание додерживанию длинных нот в конце мотива, а так же мягкой работе кисти при снятии руки с клавиши.
– исправление текстовых неточностей; повторение материала.
-определение домашнего задания.
Исполнение гаммы До мажор отдельно каждой рукой в 1 октаву.
- работа над ровным звуком и собранным аппаратом;
- работа над звуком: динамически выведенная фраза;
– работа над более точным исполнением приема стаккато;
3.Заключительный этап
Подведение итогов Последовательное повторение содержания домашнего задания; акцентирование внимания на проблемных местах для последующей отработки.