ТЕМА: умножение числа 2 и на 2

Цель: создать условия для осознания учащимися конкретного смысла действия умножения и переместительного свойства умножения; начать составление таблицы умножения с числом 2.

Задачи:

раскрыть конкретный смысл умножения числа 2 и на 2;

совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и навык решения задач;

развивать речь, внимание, логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять таблицу умножения числа 2 и на 2, применять полученные знания при решении примеров и задач.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к учебно- познавательной деятельности; обоснование своих высказываний; толерантное отношение к другим участникам классного коллектива.

Познавательные УУД: самостоятельно находить информацию, заданную с помощью математических выражений, схематических рисунков; развивать мыслительные операций сравнения, анализа;

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу, совместное сотрудничество в группе; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

Коммуникативные УУД: вносить личный вклад в работу для достижения общих результатов; умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в группе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в группах и в парах.

Оборудование:

Для учителя:

учебник “Математика. 2 класс. 2 часть”. - М.И. Моро, М.А.

Бантова

, Г.В. Бельтюкова и др.;

рабочая тетрадь “Математика. 2 класс. Часть 2”

электронное приложение к учебнику “Математика. 2 класс”;

компьютер;

экран;

проектор;

колонки;

Ход урока

I. Организационный момент.

- Весело звенит звонок!
Он зовёт нас на урок!

- Ребята! Начинаем урок математики. Проверьте, пожалуйста, все ли необходимые принадлежности у вас на партах!

- Обратите внимание на карту самоконтроля. Каждый вид задания нам помогут выполнять литературные герои (Львёнок и Черепаха, Карлсон, Крокодил Гена и Чебурашка...). Они будут присутствовать на слайдах презентации. После выполнения того или иного вида задания вы будете отмечать в карте самоконтроля результаты своей работы. А персонажи книг помогут вам вспомнить, какое было задание.

II. Актуализация знаний.

1. Логическая разминка.

Слайд 2

- Ребята, определите, какая фигура лишняя. Объясните, пожалуйста, свой выбор.

Слайд 3

- Найдите недостающее звено. (Нужно по нему щёлкнуть левой кнопкой мышки).

2. Устный счёт.

Повторение устных приёмов сложения и вычитания чисел.

Работа в парах.

- Ребята! А сейчас Львёнок и Черепаха приглашают нас в путешествие на прекрасный остров. Но, чтобы добраться туда, мы должны правильно проложить маршрут. А для этого решить примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 100. (Работа в парах.)

(Одной паре можно предложить выполнить задания на компьютере, используя презентацию “Путешествие на остров”.

На этапе проверки правильности выполнения задания заключительный слайд выводится на экран). 

2) Присчитывание и вычитание по 2.

Слайд 4

- Присчитывайте по 2, пока не получится 20.

- Вычитайте из 20 по 2, пока не получится 2.

3) Нахождение неизвестных компонентов действия умножения.

Слайд 5

- Заполним таблицу.

- Компоненты какого действия представлены в таблице? (Умножения).

- Как найти неизвестный множитель? (Можно обратиться к правилу учебника, с. 72).

Каллиграфическая минутка.

- Ребята, а сейчас мы приготовимся к выполнению письменных заданий- проведём каллиграфическую минутку.

Отгадайте, написание какой цифры мы повторим:
Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
И передник лап у льва -
Знает только цифра ... (2).

(Повторяется написание цифры 2)

Слайд 6

- Какое двузначное число можно записать с помощью цифры 2? А трёхзначное?

- Запишите числа по образцу: 2 22 222 2 22 222 2 22 222

5) Математический диктант.

- А теперь напишем математический диктант. Записывайте, пожалуйста, только ответы.

1. Замените сумму 35 + 35 + 35 + 35 + 35 произведением.

2. Замените произведение 57 · 2 суммой.

3. Какое число повторяется слагаемым в произведении 83 · 20?

4. Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 57 · 29?

5. Замените произведение 13 · 3 суммой и найдите его значение.

6. Что больше: 17 + 17 + 17 или 17 · 2?

7. Запишите с помощью цифр и знаков математических действий: “Число 9 повторяется слагаемым а раз”.

8. На сколько значение произведения 5 · 3 больше произведения 5 · 2?

9. 20 · 3 = 60. Найдите значение произведения 20 · 2.

10. 20 · 4 = 80. Найдите значение произведения 20 · 5.

(При проверке правильности выполнения задания можно использовать документ-камеру и посмотреть выполнение задания учащимися в тетрадях или использовать Слайд ).

6) Работа с картой самоконтроля.

- Ребята, отметьте, пожалуйста, уровень вашей работы в картах самоконтроля. На этом этапе нам помогал Львёнок и Черепаха.

III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

1. Фронтальная работа.

Ребята! Предлагаю вам выполнить задания, которые помогут нам определить тему сегодняшнего урока. Нам потребуются цифры

- Я буду читать задачу, вы устно её решаете и с помощью цифр на карточках составляете правильный ответ.

Слайды 8 – 10

Карандаш стоит 2 рубля. Сколько нужно заплатить за 3 таких карандаша? (6 руб.)

- Как решили задачу? Как ещё можно решить задачу? Каким действием удобнее записать решение?

Одна наклейка стоит 2 рубля. Сколько нужно заплатить за 5 таких наклеек? (10 руб.)

- Как решили задачу? Как ещё можно решить задачу? Каким действием удобнее записать решение?

За партой сидят 2 ученика. Сколько учеников в классе, если они сидят за семью партами? (14 учеников).

- Как решили задачу? Как ещё можно решить задачу? Каким действием удобнее записать решение?

- Что общего в решении этих задач?

- Как удобнее решать такие задачи?

- Ребята, кто сможет определить тему нашего урока?

- Давайте проверим, правильно ли мы определили тему?

2. Работа по учебнику с. 80.

- Прочитайте, пожалуйста, в учебнике тему и задачи урока.

IV. Открытие нового знания. Работа по теме урока.

- Итак, давайте узнаем, как составить таблицу умножения.

1. Работа по учебнику с. 80.

- А теперь мы с вами составим таблицу умножения с числом 2. Будем записывать её в тетрадь. Слайд 11

- Сколько кубиков в первом столбике? (2)

- Сколько кубиков в двух таких столбиках? (2 да ещё 2, или по 2 - 2 раза).

- Как это записано сложением? (2 +2).

- Как записать умножением? (2 · 2).

- Сколько кубиков в трёх таких столбиках? (по 2 - 3 раза).

- Как это записано сложением? (2 +2+ 2).

- Как записать умножением? (2 · 3).

- Сколько кубиков в четырёх таких столбиках? (по 2 - 4 раза).

- Как это записано сложением? (2 +2+ 2+2).

- Как записать умножением? (2 · 4).

 - Сколько кубиков в четырёх таких столбиках? (по 2 - 5 раз).

- Как это записано сложением? (2 +2+ 2+2+2).

- Как записать умножением? (2 · 5).

- Какое открытие мы с вами сделали?

(Сумму повторяющихся слагаемых 2 можно записать умножением).

- А можно ли, используя эту таблицу, составить таблицу умножения на число 2? (Да. Для этого нужно поменять множители местами – от перестановки множителей произведение не изменяется).

- Какие числа получаются при умножении числа 2 и на 2? (Чётные).

2. Работа с электронным приложением к учебнику.

Раздел “Числа от 1 до 100. Умножение и деление”.

Тема “Умножение числа 2 и на 2”.

- Давайте проверим правильность наших рассуждений.

(Дети знакомятся с составлением таблицы умножения).

- Ребята! Мы с вами составили часть таблицы умножение числа 2.

На следующем уроке мы продолжим её составление.

3. Работа с картой самоконтроля.

- Ребята, отметьте, пожалуйста, уровень вашей работы в картах самоконтроля. На этом этапе нам помогал Крокодил Гена и Чебурашка.

V. Физминутка. Слайд 12

- Ребята, я предлагаю вам отдохнуть вместе с Буратино.

Буратино потянулся,
Раз – качнулся,
Два – качнулся.
Руки в стороны развёл -
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать!

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Работа по учебнику с. 80. № 1.

- Ребята, пользуясь составленной нами таблицей умножения, решите, пожалуйста, примеры.

(Для проверки можно использовать Слайд 13)

- Кто доволен скоростью вычислений?

- Таблица умножение не всегда может оказаться у вас под рукой. Как быть?

(Надо её выучить).

2. Работа с картой самоконтроля.

- Ребята, отметьте, пожалуйста, уровень вашей работы в картах самоконтроля. На этом этапе нам помогал кот Леопольд.

3. Работа, направленная на запоминание таблицы умножения.

(Работа в парах)

1. Чтение таблицы про себя.
2. Чтение таблицы вслух.
3. Воспроизведение равенств по порядку при закрытых ответах.
4. Воспроизведение равенств в произвольном порядке.

4. Работа по учебнику с. 80.

№ 2 (Дети выполняют задание устно).

№ 3.

О чём эта задача?

(О стульях).

- Что обозначает число 12?

(Количество стульев, проданных в первый день).

- Что обозначает число 18?

(Количество стульев, проданных во второй день).

- Что обозначает число 54?

(Количество стульев, проданных за три дня).

Что нужно узнать в задаче?

(Сколько стульев, продали в третий день).

- Как мы можем кратко записать условие задачи?

Слайд 14

Как мы можем узнать, сколько стульев продали в третий день?

- Запишите решение выражением.

- Запишите ответ.

5. “Проверь себя”. Решение неравенств (с. 80).

(Дети могут разделиться на 2 группы: первая решает первую строку неравенств, вторая группа – вторую).

Проверка с использованием документ-камеры или Слайд 15

6. Работа с картой самоконтроля. 

- Ребята, отметьте, пожалуйста, уровень вашей работы в картах самоконтроля. На этом этапе нам помогал Карлсон.

VII. Рефлексия. 

Ребята, проанализируйте, пожалуйста, свои записи в картах самоконтроля и оцените свою работу на уроке. Результаты запишите в лист самооценки.

VIII. Подведение итогов урока.

Слайд 16

Было интересно... Было трудно ... Теперь я знаю, что ... Полученные знания мне пригодятся ...

IX. Домашнее задание.

Выучить таблицу умножения с числом 2, № 5 (устно).

По выбору: № 4, № 6, с. 80. Задание № 87, с. 71 в рабочей тетради.