ТЕМА: Кто такие птицы?
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки; усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц; познакомить учащихся с птицами, учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы; развивать мышление (учить анализировать, сравнивать, делать выводы); развивать воображение и творческие способности, формировать приёмы учебной деятельности; развивать личностные качества (доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого; воспитывать любовь к птицам.
Оборудование: компьютер, презентация «Кто такие птицы?»
Ход урока:
I. Организационный момент.
Создание благоприятной психологической обстановки
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Актуализация знаний
С какими группами животных мы уже знакомы?
Кто такие насекомые?
(Это животные, у которых 6 ног)
Как отличить рыб от других животных?
(Их тело покрыто чешуёй)
Давайте проверим, знаете ли вы насекомых и рыб
III. Применения новых знаний
Наш помощник Муравьишка побывал в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у него остались еще и другие друзья – животные. Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались в лесу. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они? Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).
Как одним словом можно назвать друзей
Муравьишки
?
(птицы)
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
(о птицах)
Вспомните, каких птиц вы знаете.
Как можно отличить птиц от других животных?
(Они летают)
Звучит рассказ Муравья Вопросика: «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы».
А вы как думаете, ребята?
IV. Работа по учебнику.
Давайте откроем учебник на странице 36. Рассмотрите
на рисунке животных, которых назвал
Муравьишка
Что общего у всех этих животных?
(они умеют летать)
Действительно ли все они — птицы?
(Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое.)
Скажите, знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?
Можно ли всех этих животных назвать птицами?
(нет)
Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц?
Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.
Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.
Посмотрим на строение птиц
У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят
У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри – длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. .У большинства птиц клюв такого вида.
В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца, 3 из которых направлены вперёд, а 4 повёрнут назад. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.
Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных
?
Чем покрыто тело птиц?
(перьями)
Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.
Кто же такие птицы?
(Это животные, тело которых покрыто перьями.)
Этот вывод сверяется со словами Мудрой Черепахи (с. 37)
Не случайно птиц часто называют „пернатые“
V. Физкультминутка.
VI. Практическая работа.
Чем различаются эти перья?
(цвет, форма, размер)
Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит
?
(Учитель показывает стержень и бородки перьев
,
очин
и
опахало).
Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите.
Еще у пера есть бородки. Найдите.
Попробуйте сломать перо. Удаётся?
(нет)
Подбросьте перо. Что с ним происходит?
(плавно летит)
Разрежьте перо. Что видите внутри?
(внутри пусто)
Перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
Обмакните перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? Намокло ли перо?
(оно осталось сухим, вода скатилась капельками).
Какой вывод из этого следует?
(Перья защищают птицу от воды и сырости)
Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»?
(птица и в воде остаётся сухой)
Какой же можно сделать вывод?
(Перья прочные, легкие, не впитывают воду)
(
слайд 24
)
Для чего птицам нужны большие перья?
(чтоб летать)
Для чего нужны маленькие перышки?
(Для тепла)
Вывод: Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло. Раньше не было ручек, и люди писали гусиными перьями
VII. Закрепление нового материала.
Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех.
Страус – самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов.
Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.
Колибри – самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар.
1) Работа по учебнику.
Рассмотрите рисунок (с.37). Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаете о них.
2) Загадки о птицах.
Отгадайте, что за птицы прилетели к нам на урок?
1) На дереве сижу,
«Кар-кар» кричу.
Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Так кто же я? (ворона)
Ворона – крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело – серое. Зимой ворона перекочевывает ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.
2) Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найду приют:
Не боюсь никак простуды
С первым снегом – тут как тут!
Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко- красный галстук мой.
Кто это? (снегирь)
Снегирь – красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.
3) Красный берет,
Чёрный жилет.
Все время стучу,
Деревья долблю,
Но их не калечу,
А только лечу ( дятел)
Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из – под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел – лесной санитар.
4) Я непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)
Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека. Сорока – белобока не только воровка, сплетница, трещотка, но и добрые дела делать успевает. Она всю весну, лето и осень уничтожает большое количество насекомых и грызунов.
5) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
По дворам шныряю,
Крохи подбираю,
По полям ночую,
Зёрнышки ворую (воробей)
Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще всего они сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужах. Воробей питается различными семенами, но своих птенцов выкармливает насекомыми.
6) Спиной зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Синичка – красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы – многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одной синичьей стае-семейке будет 20-25 птичек. Такими стайками они и летают.
VIII. Рефлексия
Выполнение
какого задания вызвало затруднение?
Ребята, какое задание выполнили без труда?
Какое задание было самым интересным на уроке?
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
IX. Итог урока.
С какой новой группой животных мы познакомились?
Что мы узнали о птицах?
Кто же такие птицы?
Что вам понравилось на уроке?
Спасибо за хорошую работу на уроке
.
Урок окончен.