Тема урока. Озера. Происхождение озерных котловин. Питание озер. Озера сточные и бессточные. Болота, их образование.

Урок составлен с использованием учебника Алексеев А.И. География 5-6 классы Учебник (Полярная звезда)

Содержание урока направлено на формирование умений работать с различными источниками информации, установлением причинно-следственных связей.

Ход урока. Повторение домашнего задания.

Устно. Задания 1-5, 7 на с. 114 из разделов «Это я знаю» и «Это мне интересно».

Письменно. Задание 6 из раздела «Это мне интересно»

Изучение нового материала.

Задание 1. (Задание направлено на работу с текстом) Откройте учебник на с. 118 прочитайте вопросы 1-3 раздела «Это я знаю».

1. Что такое озеро? Каковы его признаки?

2. Как озера различаются по происхождению?

3.Чем озера отличаются от морей, от рек?

Найдите ответы на вопросы в тексте параграфа 35 «Озёра и болота» с. 115-116, раздел «Какие бывают озёра».

Задание 2. Прочитайте раздел «Какая вода в озёрах» С. 116. Найдите ответы на вопросы (Вопросы проверяют сформированность обучающихся устанавливать причинно-следственные связи, понимание текста, уровень сформированности читательской грамотности).

1. Какие озера называются сточными и бессточными?

2. Почему соленые озера чаще всего бессточные?

3. Почему солёные озера расположены в засушливых районах?

Задание 3. (Задание направлено на закрепление знаний 1 части темы урока «Озера», проверяют умения найти в тексте ответ на вопрос, уровень сформированности читательской грамотности, обосновывать принятое решение).

Обучающиеся устно выполняют задание 4 – 5.

4. Самые глубокие озёра в мире: а) Виктория, Байкал, Онежское; б) Байкал, Танганьика, Ньяса; в) Каспийское, Мёртвое, Байкал. Правильный ответ - б.

Вопрос от учителя. Почему озёра Байкал, Танганьика и Ньяса являются самыми глубокими озёрами мира? Приведите доказательства того, что эти озёра самые глубокие?

Ответы обучающихся: Самые глубокие озёра расположены в разломах земной коры. Озёра, образовавшиеся в разломах земной коры, обычно узкие, но длинные и очень глубокие. Глубина озера Байкал – 1637 м, Танганьики 1470 м, Ньяса – 706 м.

5. Выберите верное утверждение: а) бессточные озёра – это озёра, в которые реки впадают, но из которых не вытекают; б) к озёрам вулканического происхождения относятся Кроноцкое озеро и озеро Байкал; в) Самое соленое из крупных озёр планеты – Каспийское. Правильный ответ - а.

Вопрос от учителя. Почему варианты ответов б и в не верны?

Ответы обучающихся: В варианте б озеро Байкал расположено в разломе земной коры.

В варианте в правильный ответом – Мертвое море. Каспийское море самое большое по площади озеро – его площадь почти 400 тыс. кв. км.

Вопрос от учителя. Кто из вас может назвать озеро, по которому в годы Великой Отечественной войны проходила «Дорога жизни»? Почему ее так назвали?

ДЗ. Учитель проецирует слайд с домашним заданием на экран.

Выполните задание 7. Из раздела «Я это могу» с. 118. На контурную карту России нанесите озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское, Эльтон, Баскунчак. На контурную карту полушарий нанесите озёра: Чад, Ньяса, Виктория, Танганьика, Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио, Аральское, Мертвое, Титикака.

Самостоятельно выполните практическую работу по теме «Характеристика одного из крупнейших озер России по плану в форме презентации». План характеристики озера см. в разделе «Шаг за шагом» Описываем озеро по карте с. 118. Озера по выбору учителя: Байкал, Титикака, Виктория, Каспийское.

2 часть урока. БОЛОТА.

Прочитайте раздел «Как образуются болота?» Найдите в тексте ответы на вопросы:

1. Что такое болото? Избыточно увлажненные участки суши называется болотом.

2. Назовите причины образования болот. (Задание на установление причинно-следственных связей)

1) Зарастание озёр; 2) Болота образуются в условиях избыточного увлажнения и затрудненного стока в низинных и на ровных участках. 3) Болота образуются там, где холодно и влажно; 4) В районах с многолетней мерзлотой. Многолетняя мерзлота не позволяет воде просачиваться вглубь.

3. Каково значение болот в природе? Болота имеют большое значение для питания рек служат источником торфа (промышленное топливо, удобрение). Ягоды – клюква.

Вред болот. Трясины, топи, нездоровая сырость – вред здоровья. Торфяные пожары в сухой период.

Многолетняя мерзлота – слои мерзлых горных пород, которые не оттаивают в течение периода от нескольких лет до многих тысячелетий.

Практическая работа. Мшары. (Задание направлено на работу с текстом).

Задание. Прочитайте текст из раздела Стоп-кадр. Мшары с. 111-112 по По К.Г. Паустовскому. Найдите в тексте ответы на вопросы, впишите их в таблицу.

Вопросы

Ответы.

Что такое мшары?

Мещерские болота называют мшарами.

Географическое положение мшар.

Мшары расположены к северу от Оки, где она делает резкий поворот на восток, не доходя до Рязани, и к востоку от Боровых озёр.

Причина образования мшар.

Заросшие в течение тысячелетий озёра. Когда стоишь посреди такого болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера – «материк» - с его густым сосновым лесом. На Поганое озеро местные жители ходить опасались – около него были какие-то «зеленущие трясины»… Шли мы по кочкам, а между кочкам, там, где кисла рыжая вода, торчали острые, как колья, корни берез.

Мы все-таки дошли до этого озера. Берега у него были плавучие – не привычные твердые берега, а густое сплетение белокрыльника, багульника, трав, корней и мхов. Под толщей воды стояла бездонная в Заросшие в течение тысячелетий озёра. ода.

Приведите примеры того, что данным болотам более тысячи лет.

Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником, - бывшие острова.

Какие растения растут на болотах. Болотная растительность.

Мшары заросли сфагнуном, брусникой, гонобобелем (голубикой), кукушкиным льном. Зелёные и серые мхи, белокрыльник, багульник, травы, березы.

К какому типу болот относят мшары? К проходимым или непроходимым?

Болота проходимые. На «островах» ночуют лоси. Как-то в конце сентября мы шли мшарами к Поганому озеру. На Поганое озеро местные жители ходить опасались… Идти было трудно. Шли по кочкам, а между кочками, там, где кисла рыжая вода, торчали острые, как колья, корни берез. Нога тонула в зеленых и серых мхах по самое колено. Берега качались под ногами, как гамак.

Назовите полезные для человека свойства болот.

На болотах растут ягоды: брусника, гонобобель (голубика).

Назовите вред для человека, которые представляют болота.

Со дна пузырями поднимался болотный газ. Болотный газ опасен для дыхания живых организмов.

Задание. Найдите на физической карте России в атласе (Приложении в конце учебника) территорию, в пределах которой расположены мшары. (Задание направлено на формирование умения работать с географической картой. Объяснять географическими особенностями образование болот в Рязанской области)

Вопрос? Какой из четырех названных ранее причин, можно объяснить образование болот «к северу от Оки, где она делает резкий поворот на восток, не доходя до Рязани, и к востоку от Боровых озёр»?.

Ответ. Причина вторая. Болота образуются в условиях избыточного увлажнения и затрудненного стока в низинных и на ровных участках. Описанная в тексте территория находится на равнине с высотой 200 м., в понижении рельефа, между Среднесрусской возвышенностью и Приволжской возвышенностью.

Учитель. Болота делят на две группы: проходимые и непроходимые.

Работа с рисунком 81 Болото. (Задание направлено на применение полученных знаний в новой ситуации) Используя текст раздела «Как образуются болота» и рисунок 81. Болото, ответьте на вопросы.

Вопросы

Ответы

Какое это болото: проходимое, непроходимое?

Непроходимое. Между кочками много воды (каналы, протоки, речки).

Как образовалось болото?

Оно образовалось в условиях избыточного увлажнения и затрудненного стока в низинах и на ровных участках.

В каком районе расположено описанное в тексте болото? В тропических районах или в северных районах Евразии (главным образом в России). Для ответа на вопрос используйте фотографии.

В северных районах Евразии (главным образом в России), где холодно и влажно. На фотографии нет высоких лиственных деревьев, растительность не соответствует тропической.

Фотографии учитель проецирует на экран.

Болота Амазонии

Моховое болото Румынии (болота умеренного пояса)

Домашнее задание. Повторить текст параграфа 35 «Озера и болота». Выполнить задания практической работы (презентацию), работу на к/к задание 7. С. 118. В электронном журнале.