Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством

«Духовная жизнь ребёнка полноценна

лишь тогда, когда он живёт в мире

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок». В.А. Сухомлинский.

автор: Колесникова Елена Васильевна

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть и ценить окружающий мир. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни, в деятельности, в суждениях и т.д. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, живопись.

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности.

Педагогический процесс имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование личности ребенка. Однако следует отметить, что эстетическому воспитанию детей средствами произведений искусства, приобщению их к прекрасному долгое время придавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего, стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось на втором плане. Ведь зачастую все внимание педагогов и родителей направлено на развитие ума, разума, интеллекта. В содержании образования господствует познавательный диктат — преобладание в целях и задачах программ ориентации на усвоение ребенком знаний и представлений.

Практически не уделяется внимание социально-эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной потребностной сферы, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Это обстоятельство находит отражение и в стремлении педагогов задавать ребенку готовые образцы действий и побуждение его к ответам в виде заранее заданных штампов. При этом игнорируются его индивидуальные особенности и собственная творческая активность. Выполняя социальный заказ родителей, педагоги ДОУ готовят детей к школе: учат писать, считать, читать. А чувствам, то есть душе, практически нет места в перенасыщенном информацией и знаниями мире.

Хотя, в результате многочисленных психолого-педагогических исследований, проводившихся как в нашей стране, так и за рубежом, было установлено, что успех школьного обучения во многом определяется своевременным и полноценным развитием дошкольника по трем взаимосвязанным направлениям: социально-личностному, познавательному и эстетическому.

Как понятна в этом плане тревога художника и педагога Б.М.Неменского, смысл которой заключается в том, чтобы с раннего детства успеть воспитать у ребят «невосприимчивость к художественным суррогатам», привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений, понимание искусства.

Важным направлением психического развития детей, одно из направлений нашей программы, является формирование у детей разнообразных способностей – как художественных (художественный вкус, эстетическая оценка, эстетические суждения и положительное отношение к окружающему и искусству, к художественной деятельности), так и интеллектуальных и, что особенно ценно, воображения.

Воображение это универсальная способность человека, позволяющая ему видеть мир во всем многообразии предметов и их качеств. В актах познания воображение позволяет соотносить усвоенные общие знания с единичным актом. Воображение наиболее интенсивно культивируется и развивается в недрах игровой и художественной – изобразительной деятельности, которые в основном идентичны по структуре и задействованности психических процессов и качеств личности.

Развитие творчества дошкольников в любом виде художественной деятельности необходимо осуществлять при освоении ими знаний языка искусства, понимание которого происходит в процессе художественного восприятия. Эстетическое воспитание способствует становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Исследователи отмечают, что способность ребенка к творчеству во многом зависит от того, насколько он трудолюбив, насколько развит в эмоциональном отношении. Также известными нейропсихологами В. Д. Еремеевой и т. п. Хризман было установлено, что художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном детстве имеет прямое отношение к развитию интеллекта. Искусство заставляет оба полушария головного мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом. Тем самым искусство оказывает мощное воздействие на ассоциативные поля большого мозга, развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих важное значение в процессах мышления.

Таким образом, в процессе эстетического воспитания решаются прямые и косвенные задачи. К прямым можно отнести: развитие у каждого ребенка способности восприятия эстетических явлений в действительности и в искусстве; формирование художественного вкуса; воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются и косвенные. Они реализуются в процессе решения задач умственного, трудового, нравственного и физического воспитания.

Итак, художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни, уметь описать увиденное.

Так как одним из приоритетных направлений нашего детского сада является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, а эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств:

• эстетические (театра, музыки, художественной литературы, рисования);

• эмоциональные (эмоции, коммуникация, воображение, моральные черты характера).

Нами была разработана программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста через синтез искусств.

Разрабатывая программу и пособия к ней, мы опирались на богатый и разносторонний опыт, который накоплен в области художественно-эстетического развития в нашей стране: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Ю.Б. Алиев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Б.Т. Лихачев. В.И. Логинова, АП. Усова, Т.Н. Доронова, Р.М. Чумичева, Т.С. Антонова, А.А. Грибовская, Д.И. Воробьева, Б. М. Неменский, Г.Г. Григорьева, А.И. Савенков, Т.Я. Шпикалова и другие.

Также, учитывали и зарубежный опыт, выбирая из него то, что могло обогатить нашу работу с детьми и соответствовало бы нашему национальному характеру.

Система занятий рассчитана на детей 3-7 лет, на четыре года обучения. Проводятся занятия один раз в неделю.

Программа построена с учетом возраста детей по принципу ступеней и блоков:

I блок.

«Настроения, чувства, характер людей».

Способствовать через интегративную деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Развивать у детей фантазию, чувства; уметь контролировать мышечные ощущения, чтобы уметь менять характер движения. Формировать у детей понятия: о моральных представлениях; выразительному изображению чувств; отображать отрицательные и положительные черты характера героев; изображать модели поведения их; уметь давать моральную оценку происходящему, находить выход из конфликтных ситуаций.

II блок.

«Природа в искусстве»

Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусств (живописью, поэзией, музыкой); раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки; различать выразительные средства разных искусств; находить черты сходства и различия настроений, образов.

Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.

Побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.

Живопись: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые картины.

Музыка: марш (маршевость), танец (танцевальность), песня (песенность); опера, балет, симфония.

Целенаправленно слушать музыкальные произведения, видеть в них сходство и различие, общие и индивидуальные признаки, устанавливать связи между предметами и явлениями окружающей жизни и музыкальными образами.

Художественное слово: проза, поэзия, фольклор.

Познакомить ребят с тем, что слово в литературном произведении является главным средством создания художественных образов (как в музыке - звуки, изобразительном искусстве - форма и цвет), при этом писатели и поэты используют разнообразные средства выразительности: образные определения, сравнения, метафоры, эпитеты.

«Сказка в искусстве»

Сравнивать произведения искусств с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка, репродукция: добрую, сердитую, злую; различать смену настроений, образов в одной сказке.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь, год за годом, от занятия к занятию, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, и с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

В них включены общеизвестные произведения поэтов, художников и композиторов, тематика которых близка по своему содержанию для детей и логически взаимосвязана. Также сюда входят и программные произведения. Это способствует активизации познавательной активности, расширению их знаний по всем интегрирующим направлениям эстетического и нравственного цикла.

Тексты литературных, музыкальных произведений подобраны с учетом сезонных изменений в природе.

Эстетическое воспитание развивает в детях чувственность, через эмоциональную насыщенность, позитивность и яркую выразительность, а нравственным элементом являются духовные ценности. Они обеспечивают гумманизацию воспитания. Ребёнок осваивает мир тремя способами: переживание, познание (осмысление), преобразование.

Основной доминирующей особенностью программы является интеграция всех видов искусств: музыка (ощущения и восприятия), литература (мышление), живопись (представление и воображение).

Нашей программой предусмотрено проведение занятий, которые носят интегрированный характер. Основой интеграции является:

 психические процессы, на которых базируются все виды художественной деятельности и которые необходимы для ее успешного усвоения (эти же процессы в деятельности и развиваются): восприятие (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое), воображение, образные представления и образное мышление, эмоциональное отношение к окружающему, произведениям искусства и деятельности человека, а также память, внимание, речь;

 образ предмета или явления действительности, который воспринимается и выражается в разных видах искусства и художественно-творческой деятельности с помощью тех выразительных средств, которые присущи тому или иному виду искусства;

 образ одного и того же предмета, явления может быть передан в разных видах искусства, путем использования специфичных для каждого искусства средств выразительности;

 в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого, другой — помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.

Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным; вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны.

Интегрирование разных видов искусства основывается на тяготении их к синтезу.

В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают художественная литература, природа и игра.

Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей и одаренности детей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том, или ином виде деятельности. Вместе с тем мы предполагаем, что развитие художественно-эстетических способностей и одаренности в одном виде деятельности может оказывать влияние на более успешное развитие в другом виде, что определяется общностью основных психических процессов и развитию личности в целом.

Для реализации поставленных задач, мы опирались на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности и другие) и дидактики частных методик (методики музыки, изобразительной деятельности, художественно-речевого развития). Эти принципы связаны со спецификой того вида искусства, который лежит в основе той или иной художественной деятельности.

К ним мы относим:

1. Принцип деятельности.

На занятиях и в самостоятельной деятельности ребенок находится в постоянном поиске открытия новых знаний. Действия в игре - это способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребенка, так и со стороны педагогов.

2. Принцип вариативности.

Ребенку предоставляется возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемных ситуаций. Основное правило – ребенок всегда прав, если может объяснить точку зрения.

3. Принцип креативности (организации творческой деятельности).

Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребенок становится художником, поэтом, артистом, и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Залогом успеха является проигрывание каждой отдельной ситуации, ее проговаривание.

4. Принцип непрерывности.

Процесс эстетического развития не заканчивается на занятиях по синтезу искусств, а продолжается в группе, на прогулке, семье, с системе дошкольного образования. Выработка личностной позиции и целеполагание ее действий – залог оптимизации обучения дошкольников.

5. Принцип гуманности.

Без создания творческой атмосферы невозможно формирование личности ребенка. Восхождение ребенка должно происходить от простого к сложному, от знаний об эстетическом своеобразии окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов искусства.

6. Принцип интегративности, то есть проживание объекта (события) в течение длительного времени в разных видах деятельности с целью формирования устойчивого познавательного интереса.

7. Принцип одновременного включения всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно-двигательных) в процессе познания какой-либо ценности: принцип, обеспечивающий прочность условных связей в коре головного мозга и активность психических процессов.

8. Принцип проецирования познаваемой ценности на свое «Я», ребенок постоянно ставится педагогом в позицию «А я похож на этого героя? А это качество есть у меня? А я могу так?».

9. Принцип результативности (развивающего эффекта), предполагающий обязательность общения воспитателя с каждым ребенком для выяснения того, что и как он понял, почувствовал, оценил.