Ознакомление с окружающим миром.
Развлечение «День грамотности» для детей логопедической группы.
Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.
Цель: ознакомить детей с праздником «Международный день распространения грамотности».
Задачи :
- способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
Материалы: Дерево с пословицами, листы бумаги, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какое сегодня число?

8 сентября - Международный день распространения грамотности – праздник, который отмечается во многих странах мира, в том числе и в России. Сегодня мы будем говорить о грамотности.
Что значит быть грамотным человеком?
С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.
Что же такое грамотность? "Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать простые тексты на родном языке. Для ребенка минимальной степенью грамотности считается регулярное посещение начальной школы" (Большая советская энциклопедия).
Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил —
И другое слово.
С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.
Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроении
Постоянно пребывать.
Как хорошо уметь читать!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
Берестов Валентин

Грамотным быть —
Хорошо,
А неграмотным —
Ужасно!
Если в школу
Не ходить,
Можно стать
Совсем
Несчастным!
Воспитатель : Это сейчас у нас все грамотные умеют читать и писать , вот даже вы ребята уже многие умеете читать хотя вы еще дошкольники! Но так было не всегда . Раньше на Руси было очень мало грамотных людей. В то время дети учились читать и писать в церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол, Евангелие и Псалтирь. Вот как пишет поэтесса Н.Кончаловская:
И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголы
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале наша грамота была!
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам что то показать.(достает из коробки дерево )
Дети : Это дерево!
Воспитатель: Да , только оно не простое на каждом его листочке написана пословица.
Как понимаете пословицу?
Дети срывают листочки и читают пословицы.
Пословицы:
Азбука наука, а ребятам бука (мука).
Выбирай книгу, как выбираешь друга.
Грамоте учиться – всегда пригодится.

Золото добывают из земли, а знания из книг.
Испокон века книга растит человека.
Книга не пряник, а к себе манит.
Книга не самолет, а за тридесять земель унесет.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Мир освещается солнцем, а мир знаньем.
Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
С книгами знаться – ума набраться.
Хорошая книга – лучший друг.
Воспитательот такое волшебное дерево , а кто же написал пословицы?
Дети: Народ!
Воспитатель: А теперь немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
«Скоро в школу»
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки
и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать. (повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени. (по очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели

И на место снова сели. (дети садятся.)
Воспитатель: Сегодня довольно часто можно встретить людей, которым и в голову не приходит, что в словах нужно делать правильные ударения, мысли можно складно формулировать. Вот вы считаете себя грамотными людьми?
Сейчас проверим. Тест «Он – она»
1. Он слон – она ... (слониха)
2. Он лось – она ... (лосиха)
3. Он кот – она ... (кошка)
4. Он заяц – она ... (зайчиха)
5. Он бык – она ... (корова)
6. Он тигр – она ... (тигрица)
7. Он козёл – она ... (коза)
8. Он лев – она ... (львица)
9. Он волк – она ... (волчица)
10.Он кенгуру – она ... (кенгуру)
11.Он ёж – она ... (ежиха)
12.Он бобр – она ... (бобриха)
13.Он баран – она ... (овца)
Воспитатель: Сейчас поиграем в рифму
Я начну, а вы – кончайте,
Только в рифму отвечайте!
1. Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался ...(колобок).
2. В реках Африки давно
Злое плавает бревно.
Кто б навстречу не приплыл,
Всех проглотит ...(крокодил).
3. Враг людей и враг зверей –
Злой разбойник ...(Бармалей).
4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.

Добротою знаменит
Это доктор ...(Айболит).
5. Он со всеми неизменно
Вежлив, кто б ни приходил.
Догадались, это Гена,
Это Гена ...(крокодил).
6. Его хозяин – мальчик Робин,
Его приятель – Пятачок.
Он раз был облаку подобен,
Он прост, но он не дурачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок ... (Винни-Пух).
Воспитатель: Ребята, а еще у меня для вас загадки. на яблочках.( По вызову воспитателя срывают яблоко, воспитатель читает загадку)
Загадки:
Тридцать три сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
(Буквы.)
Чёрные, кривые, от рожденья все немые,
Станут в ряд – сейчас заговорят.
(Буквы.)
Грамоты не знаю, а весь век пишу.
(Карандаш, авторучка.)
Стальной конек по белому полю бегает,
За собой черные следы оставляет.
(Авторучка.)
Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке.
По белому полю пройдёт –
Каждый след его поймёт. (Карандаш.)
Языка не имеет,

А у кого побывает,
Тот много знает.
(Книга.)
На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)
Не куст, а с листочками,

Воспитатель: Ребята . я надеюсь, вы поняли как важно быть грамотным? Будете грамоте учиться? ( ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята! Золото добывают из земли , а знания из книг! Ребята, желаю вам дружить с книгами.