«Вместо кисти - ладошка.
Возможности пальчикового рисования»
(консультация для родителей)
Составила:
воспитатель
Каторкина В.В.
с. Птичье
2023 год
Консультация для родителей
«Вместо кисти ладошка. Возможности пальчикового рисования»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский.
Самый доступный способ развить творческое начало у ребенка - заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у ребенка развивается воображение, образное мышление и вкус.
Маленьким художникам очень понравятся рисование пальчиками и ладошками.
Впервые методика «Рисование пальцем» была описана в 1932 году, а в наше время пальчиковое рисование приобрело особой популярности. На выставках, в музеях, галереях мы можем увидеть картины, нарисованные при помощи только пальцев рук. Думали ли Вы о том, что Вы сами можете создать свой шедевр? Хотели бы вместе со своим малышом нарисовать неповторимую картину? Для этого у Вас имеется весомая предпосылка - пять пальцев на правой руке и пять на левой. Что еще необходимо? Лист бумаги и краски.
Для рисования пальчиками краски желательно использовать специальные - для пальчикового рисования. Также необходимо определить место, где ребенок будет заниматься творчеством, и не менять его, чтоб он приучался к определенному порядку в доме. После каждого сеанса рисование занимайтесь уборкой только вместе с крохой - это научит его быть аккуратным и соблюдать правила.
С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.
Такие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию у детей:
мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
сенсорного восприятия;
глазомера;
логического мышления;
воображения;
волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца;
художественных способностей и эстетического вкуса.
Специальные пальчиковые краски безопасны для здоровья малышей, так как не содержат вредных компонентов. Этими красками можно рисовать не только на бумаге, но и на картоне, стекле, даже на теле. А они хорошо смываются с любых поверхностей и легко отстирываются.
Какое значение имеет пальчиковое рисование для ребенка? Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что ребенок учится рисовать, а потому, что он учится самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.
Развитие мелкой моторики руки, концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем, подготовка к будущему письму, сплочение отношений в системе «Ребенок-Взрослый» - результат захватывающего процесса рисования ребенка с мамой (папой, бабушкой, дедушкой).
Как можно рисовать пальчиками?
Способы рисования — нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру. Например, фиолетовый отпечаток ладошки можно превратить в забавного осьминога. Можно рисовать или печатать абстрактные картины, наслаждаясь самим процессом. Можно создавать интересные сюжетные картины.
Существует несколько техник пальчикового рисования:
Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п. Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка - вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка - одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально);
Рисуем пальчиками, а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину), проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры), прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге - выйдут кустики, деревья, звездочки), соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки);
Рисуем кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки).
Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые «каракули» - все равно будет получаться очень красиво и необычно.
Попробуйте обмакнуть каждый пальчик ребенка в разную краску и провести сразу
всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Ещё один вариант, когда мама рисует что-либо на бумаге, а ребенок его раскрашивает.
Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение ребенка использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.
Рисование пальчиками - это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.
Рисуя, ребенок учится строить «причинно-следственная» связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные рисунки.
Рисуем ладошками. Для этого лучше налить слегка разведенные водой краски в пластиковые тарелочки,
чтобы ребенку было удобно окунать ладошку в краску. На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии, закрашивать большие поверхности. Если рисуете в альбоме, то под отпечатком ладошки на память можно поставить дату или возраст ребенка. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
Но если ребенок откажется рисовать, не захочет пачкать пальчики, спешит помыть руки - это говорит о том, что он внутренне зажат, возможно, имеются проблемы в психическом развитии (страхи, тревожность) или родители слишком опекают малыша, либо, наоборот, ему не хватает ласки, общения. В любом случае стоит обратить внимание на отношение ребенка к пальчиковым краскам. Занимаясь со своим ребенком рисованием, Вы развиваете новую личность, ведь этот увлекательный процесс способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, формирует чувство цвета, величины и формы. Не пропустите такое увлекательное занятие! А самое главное это еще одна возможность совместной деятельности.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом.
Дети, вообще, намного гениальнее взрослых, потому, как их мозг еще не забит стереотипами, внутренними и внешними установками.
Детки дают волю своей безграничной фантазии. И краски они, как правило, используют яркие, жизнерадостные. Красота!
Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской ребенка легко отмыть водой с мылом или влажной салфеткой, а подавленное в детстве желание творить может уже никогда не проснуться.
Объединяйте техники и создавайте свои шедевры!!! Не забывайте хвалить маленького художника и сделайте на память альбом пальчикового рисования!