Картотека пальчиковых игр

"Речь ребёнка на кончиках пальцев"

Подготовила учитель-логопед

Берковская Ольга Викторовна

Самара, 2024

Картотека пальчиковых игр "Речь ребёнка на кончиках пальцев"

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

- способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);

- активизируют речевые центры;

- развивают внимание, память, воображение;

- создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

 «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

 

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

 

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

 

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки,  потом опускают руки и слегка трясут ими.)

 

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

 

 «Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

 

 «У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

 

«Магазин»

Мы пришли в магазин.

(Идут пальчиками по столу, вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один,

(Показывают 1 палец.)

Плюшек — две,

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три,

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре!

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

 

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

(Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей.

(Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли,

(Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили,

(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр,

(Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир,

(Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке

(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски.

(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили,

(Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить

(Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть.

(Хлопок в ладонь горизонтально.)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(Провести по лбу тыльной стороной руки.)

 

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.)

 

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак, в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

 

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

 «Семья»

Раз-два-три-четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я - вот и  вся моя семья!  

(Хлопки на счет, поочередное загибание пальцев).

 

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран

(Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.

(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала,

(Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало.

(Смотрят в «бинокль».)

 

 «У девочек и мальчиков»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

 

 «Колючий клубок»

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

 

«Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки,

поднимают зажатые кулачки вверх).

 

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!»

(Показывают большой палец, поочередно соединяют большой палец с остальными.)

 

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: 

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: 

— Ох!

И ушел. 

Газон засох.

Удары по столу пальчиками. (Левая-  начинает с мизинца, правая - с большого пальца.)

(Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)

«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

(Часто и ритмично бьют в ладоши.) 

(Один хлопок.)

(Ритмичные хлопки по столу.)

 

«Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла    

Картошку,  капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле,

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох?  Петрушка иль свекла?

Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, Капусту, Морковку,

Горох, Петрушку и свеклу.

Ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста, Морковка,

Горох, Петрушка и свекла.

Ох!

И суп овощной оказался не плох!

(«Шагают» пальчиками по столу.)

(Загибают по одному пальчику.)

(Хлопок.)

(Попеременные удары кулачками и ладонями.)

(Загибают пальчики.)

(Хлопок.)

(Стучат ребром ладони по столу.)

(Загибают по одному пальчику.)

(Хлопок.)

(Ладони складывают крест-накрест  на столе.)

(Загибают по одному пальчику.)

(Хлопок.)

(Показывают большой палец.)

 

«Домик»

Под грибом - шалашик-домик,

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

В колокольчик позвоним.

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

А на нем - дубовый стол.

Рядом - стул с высокой спинкой

 На столе - тарелка с вилкой.

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят.

(Ладони шалашиком)

(Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

(«Звоним в колокольчик»)

(Ладони ребром прижаты друг к другу)

(Показываем стол)

(Показываем стул)

(Ладонь левой руки направлена
 вверх (тарелка), правая рука (вилка):  ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

 

«Дом»

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла,

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял.

Солнце было,

Дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл.

(Руки над головой "домиком")

(Руки перед глазами "окошко»)

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты)

(Пальцы растопырены, руки тянем вверх)

(Руки перед собой кольцом)

(Одна рука "пёс")

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

("Стряхивающие" движения)

(Пальцы-лепестки смотрят вверх)

 

«На ёлке»

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились,

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.        

Дал большущие пакеты,

В них же — вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, Яблоко, один

Золотистый мандарин.

(Ритмичные хлопки в ладоши.)

(Ритмичные удары кулачками.)

(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

(«Рисуют» руками большой круг.)

(Делают ритмичные хлопки.)

(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

 

«Зима» 

Пришла зима,

Принесла мороз.

Пришла зима,

Замерзает нос.

Снег,

Сугробы,

Гололед.

Все на улицу — вперед!

Теплые штаны наденем, шапку, шубу, валенки.

Руки в варежках согреем

И завяжем шарфики.

Зимний месяц называй! Декабрь, Январь, Февраль

(Трем ладошки друг о друга  пальцами массажируем плечи, предплечья трем ладошки друг о друга,  ладошкой массажируем кончик носа плавные движения ладонями  кулаки стучат по коленям попеременно, ладони шоркают по коленям разнонаправлено одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) ладонями проводим по ногам, ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами   круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

ладони прикладываем, друг на друга к основанию шеи ладони стучат по коленям

кулак, ребро, ладонь).

 

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп, и спать легли.

(Загибать пальчики по одному)
(Имитировать лепку комков)
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
(Отряхивать ладошки)
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

 

«Котята»

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых,

Два ловких.

Два длинных,

Два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу)

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу)

 

«Пирог»

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки.

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

(Показывают, как лепят пирог)

(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу)

(Опять показывают, как пекут пирог)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,                                      
Мы с тобой снежок лепили.                          
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе

И совсем-совсем не сладкий.                          
Раз — подбросим.                                          
Два — поймаем.                                              
Три — уроним.

И... сломаем.                                                                                                 
(Загибают пальчики.) 
(Лепят снежок)
(Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

( Грозят пальником) 

("Подбрасывают")                      

(Приседают, "ловят") 

(Встают, "роняют")

(Топают) 

 

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать -

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжимают и разжимают пальчики)

(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца)

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)

 

«Посчитаем»

Раз, два, три, четыре, пять -

Буду транспорт я считать.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

(Сжимают и разжимают пальчики)

(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки)

 

«Книги»

Много книжек есть на свете,

Читать их очень любят дети.

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны,

Удивительные страны.

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

(Ладошки соединяют вместе «книжкой», раскрывают и закрывают «книгу»)

(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев)

 

 «Наша Аримя»

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

 

«Цветы»

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

(Медленно разгибать пальцы из кулаков.)

(Покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки.)

(Покачивать кулаки вперед-назад.)

 

«Цветок проснулся»

Утром рано он закрыт, но к полудню ближе

Раскрывает лепестки, красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик.

И теперь он будет спать, до утра как птенчик.

(Кисти рук - бутоны, соединены у основания рук.)

(Плавно распускаются.)

(Закрываются затем под щеку.)

(Имитация сна.)

 

«Мамины помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Пока маме помогали.

(Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики,  по одному,  на каждое название посуды.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики.)

 

«Луноход»

Посмотрите, луноход

По Луне легко идет.

Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный.

(Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой, повторяют четверостишие несколько раз.)

 

 «Весёлая встреча»

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной

поросенок!

(Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.)

 

«Какие бывают рыбы?»

Мы в подводном мире, друг,

Рыбы плавают вокруг:

Рыба-меч, рыба-молот

и рыба-пила,

Рыба-удильщик и рыба-игла.

(Выполняют движения руками, как будто плывут.)

(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)

(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

 

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(Сжимают и разжимают пальцы.)

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

(Вращают мизинцем.)

(Прячут руки за спину.)