Статья

«Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка».

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А.Сухомлинский.

План:

1.Значение и роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.

2.Показ видеофрагмента: «Методика проведения пальчиковых игр для родителей»

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых – помочь развить мелкую моторику рук. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Произносить тексты пальчиковых игр нужно максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова.

Ученые доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой:

1.Выполнение ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2.Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи

3.Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

4.Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук.

Я работаю во второй младшей группе, и изучая психологические и возрастные особенности, я пришла к выводу, что пальчиковые игры нужно включать во все виды деятельности. На протяжении всего дня мы играем в пальчиковые игры, после умывания, при выполнении физкультминуток, перед занятием, когда нужно привлечь внимание ребенка, мне на помощь приходят пальчиковые игры. Сначала я показываю, а затем игра перерастает в совместную игру. Играя с детьми, я постоянно делаю акцент на произнесении определенных звуков (водичка, водичка - умой, мое личико, то мы летим на самолете, то заводим машину, то едем на паровозе, то летим как птички). Пальчиковые игры не требуют определенных условий и занимают немного времени, но постепенно их можно уже усложнять. Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка, пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог-ребенок», (по типу игры «сорока-ворона кашу варила».

В своей работе я использую разные методы:

– разучивание потешек;

– использование атрибутов к пальчиковым играм;

– применение пальчиковых игр в познавательной, художественно-речевой, музыкально-театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.

На первом родительском собрании я рассказала родителям о том, как важно играть в эти игры, чтобы у нас шла совместная работа с родителями, потому что некоторые дети уже знают игры наизусть, а другим я предоставила консультацию, мастер – класс, которую хочу продемонстрировать сегодня.

Показ видеофрагмента.