Чтобы вам проще было взаимодействовать с детским коллективом, предлагаю памятку взаимодействия с детским коллективом.

1. С детским коллективом младшего школьного возраста.

Педагогическую основу организации коллектива младших школьников

составляют:

- умелое предъявление требований к учащимся;

- воспитание ученического актива;

- организация занимательных перспектив в учебной, трудовой, спортивно-

оздоровительной и художественно- эстетической деятельности;

- воспитание здорового общественного мнения;

-организацию и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Таким образом, путь к коллективу - это далеко не прямолинейное

движение от низшего уровня к высшему.

2. С детским коллективом младшего подросткового возраста.

Управляя коллективом, педагогу следует соблюдать следующие правила.

1. Необходимо разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить инициативу и самодеятельность: не подавлять, а умело направлять их активность, не командовать, а сотрудничать с ними.

2. Коллектив – динамическая система, он постоянно меняется, развивается, так же должно меняться и руководство коллективом. По мере развития коллектива учитель все больше опирается на общественное мнение, традиции, самоуправление.

3. Педагог координирует воспитательные влияния, оказываемые другими коллективами, учителями, семьей, общешкольным коллективом.

4. Целесообразно привлечь всех детей к управлению коллективной деятельностью. Для этого продумывается система поручений, их регулярная сменяемость, взаимная отчетность, отношения руководства и подчинения.

5. Надо дать каждому ребенку возможность занять благоприятное положение в системе коллективных отношений, личных и деловых. Положение изгоя, отвергнутого резко ухудшает результаты воспитания.

6. В организационном плане необходимо опора на микроколлективы, микрогруппы. Именно в них создается поле эмоционального заражения и заряжения. Ребенок гораздо лучше чувствует себя в небольшой (5-6 человек) группе.

7. Поскольку одним из факторов создания коллектива является характер деятельности, надо его изменять таким образом, чтобы возникали ценные в воспитательном плане отношения, появлялись новые лидеры, способные вести коллектив к более высокому уровню.

8. Чтобы не ущемлять права личности, целесообразно педагогически уравнять в правах и обязанностях личность и коллектив. Это означает предоставление не только коллективу права чего-то требовать от личности, но и права личности требовать от коллектива. Как каждая конкретная личность должна брать на себя определенные обязанности перед коллективом, так и сам коллектив должен быть обязанным перед личностью.

9. Ребенку должно быть предоставлено реальное право выражать свое несогласие не только с ученическим, но и с педагогическим коллективом, придерживаться и отстаивать свое собственное мнение до конца, а не слепо подчиняться решению большинства. За личностью, кроме того, должно быть оставлено право свободного перехода из одного коллектива в другой.

10. И, наконец, необходимо отказаться от двух постулатов: о безусловном приоритете коллектива над личностью и однозначно положительном влиянии коллектива на личность. Необходимо также отказаться от мысли о том, что без коллектива и вне коллектива полноценная личность воспитана быть не может.

. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку.

Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен её принять, кто может предложить решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого подростки ждут от своих родителей и учителей, но часто получают обратную реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия между близкими людьми.

Если у вас не получается принять ребёнка таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.

2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие.

Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то дети не просто не сообщат вам о нём, но сделают всё, чтобы скрыть от вас правду. В результате вы узнаете правду самыми последними и как правило только тогда, когда уже ничего нельзя исправить.

3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

Совершенно естественно ждать успехов от подростков, но нужно научиться справляться и с его неудачами.

4.Не торопитесь искать виноватых.

Попытка найти виноватого к действенному решению проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы и время.

5.Не афишируйте свою беспомощность.

Надо научиться решать проблемы, не приходя в ужас от их количества.

6.Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.

7.Не будьте унылыми пессимистами. С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.

8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.

9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь.

Старайтесь вести себя так, чтобы дети не боялись говорить вам правду, и тогда её вам скажут.

10.Чтобы максимально избежать конфликтов со старшими подростками, применяйте определённые приёмы общения:

Рассказ об аналогичном поступке.

Обращение по неизвестному адресу.

Остроумная шутка, ответ, замечание.

Приём парадокса.

Приём незамеченного оскорбления.

Авансирование доверием, похвалой.

Приём незаслуженного одобрения.

Приём моральной поддержки и т.п.

Анализ различных педагогических позиций в управлении детским коллективом.

Для формирования полноценного детского коллектива, способного

самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности,

имеются все необходимые объективные условия:

- вся деятельность проходит в сфере свободного времени ребенка;

- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников

осуществляется им добровольно;

- все участники детских объединений занимаются одной интересной для

всех деятельностью;

- содержания и формы работы детского объединения могут, при

необходимости, варьироваться.

Для формирования и развития детского коллектива необходимо:

- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой

каждый ребенок мог бы ощутить себя значимым;

- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского коллектива,

- использование различных форм массовой воспитательной работы, в

которой каждый учащийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя

в разных социальных ролях;

- создание в детском коллективе органов детского самоуправления,

способных реально влиять на содержание его деятельности.