Методическая разработка урока по математике.
Тема: «Параллелепипед»
Тип урока: Урок изучения новой темы
Цель урока:
1.Образовательная:
- Обобщение и систематизация знаний обучающихся по ОД и ОПД;
- Овладеть основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах;
2. Развивающая:
- развитие логического и творческого мышления, познавательной активности, наблюдательности,расширение кругозора;
- дать студентам конкретное представление о параллелепипеде и его основных свойствах;
- добиться от студентов восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний;
- сформировать умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире;
-применить изученные свойства геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием.
3. Воспитательная:
- воспитание навыка работать самостоятельно или в группе;
- развитие коммуникативных умений;
- популяризация профессии (5-7 минут)
Организационный момент.
Преподаватель: Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? Надеюсь, вы готовы погрузиться в мир стереометрии – мир объемных фигур. У древнегреческого учёного Фалеса спросили: -Что есть больше всего на свете? На что он ответил «Пространство». Желаю вам в пространстве кабинета математики, за ограниченное время нашего урока с помощью вашего ума достичь желаемого и восхититься красотой геометрии, а также применить полученные знания в вашей профессии «Мастер общестроительных работ».
Во время практических занятий по профессиональной направленности, перед вами ставится задача: выложить по схеме комнату? Эскиз комнаты выдается на листе. Как называется раздел геометрии, в котором рассматриваются фигуры на плоскости?
Обучающиеся: Планиметрия.
Преподаватель: Верно! И ваша задача на практике научится интерпретировать плоские фигуры эскиза в объемные - комната. Для этого нам нужно вспомнить некоторые определения из планиметрии.
Актуализация опорных знаний. (Устный опрос)
Преподаватель: Что называется параллелограммом?
Студенты: Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
Преподаватель: Сформулируйте свойства параллелограмма?
Студенты: В параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны. Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам.
Преподаватель: С помощью параллелограмма и его свойств можно построить комнату. И тогда мы получим такую фигуру, которая называется параллелепипед. Это и будет темой нашего занятия. В процессе нашей работы вы освоите новое понятие параллелепипед, рассмотрите основные правила построения параллелепипеда и познакомитесь с его основными свойствами. Для этого нам нужны ваши знания из черчения
Определение: Поверхность, составленная из двух равных параллелограммов АВСД и А1В1С1Д1 лежащих в параллельных плоскостях и четырех параллелограммов, называется параллелепипедом и обозначается так: АВСДА1В1С1Д1
Рассмотрим поверхность, состоящую из двух равных параллелограммов АВСД и А1В1С1Д1 расположенных в параллельных плоскостях так что АА1, ВВ1, СС1, ДД1 будут параллельны. Четырехугольники АА1В1В, ВВ1С1С, СС1Д1Д, ДД1А1А также являются параллелограммами, так как каждый из них имеет попарно параллельные противоположные стороны.(рисунок-приложение) (дописать элементы фигуры)
П: Проверяем внимание!
Задание 1: Сколько граней имеет параллелепипед? (6)
Задание 2: Сколько ребер имеет куб? (12)
Задание 3: Сколько вершин имеет параллелепипед? (8)
П: А теперь начертите параллелепипед и обозначьте его вершины, выполните задания:
Задание 1. Раскрасьте две грани параллелепипеда имеющих:
а) общее ребро
б) не имеющих общее ребро
Ответ: а) две грани параллелепипеда имеющих общее ребро называются смежными
б) две грани параллелепипеда не имеющих общих ребер называются противоположными. Отсюда вытекает первое свойство, пишем в тетрадях свойство параллелепипеда (1⁰. Противоположные грани параллелепипеда параллельны и равны).Отрезок, соединяющий противоположные вершины, называется диагональю параллелепипеда.
Задание 2. Находим противоположные вершины (Устная работа)
С: А и С1
А1 и С
В и Д1
В1 и Д
П: Соединяем их и получаем диагонали, отсюда вытекает второе свойство параллелепипеда, записываем (2⁰. Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам)
Закрепление пройденного материала
Задача №1. Рассчитать сколько кирпичей нужно для кладки стены (эскиз из демоэкзамена прошлых лет), зная параметры кирпича. Начертить чертеж.
Задача №2. Сколько строительного кирпича и раствора потребуется для постройки стены длиной 8 м, толщиной 0,5 м и высотой 3,75 м, если в 1 м3 кирпичной кладки содержится 400 шт. кирпича, а потребность в растворе составляет 0,2 объема кладки. Схематически выполнить чертеж.
Подведение итогов( написать слова)
Домашнее задание: начертить чертеж